В статье исследуетсяреализация государственной семейной политики в Российской Федерациикак многосубъектная деятельность органов государственной власти.
Ключевые слова : государственная семейная политика, семья, социальная политика, Российская Федерация.
Современное государство и его деятельность полностью определяется проводимой политикой. В большом толковом словаре русского языка термин «политика» (греч. politiká — общественное дело) рассматривается как деятельность представителей органов государственной власти, партий, общественных организаций связанная с воздействием на ход жизни общества, решением социальных проблем и т. п. Любая государственная политика играет большую роль в развитии общества. От того, как государство развивает ее зависит многое и прежде всего обеспечение условий жизни различных общественных групп, их благосостояние, доступность достижений культуры и много другое.
«Семейная политика» как термин появился в восьмидесятые годы XX века и в настоящее время употребляется как в научной литературе, так и в сфере государственного управления. В своем развитии семейная политика прошла путь от минимальной поддержки материнства до научной разработки и комплексной поддержки института семьи в целом.
Данный термин широко применяется в международных отношениях. Так, отмечаемый ежегодно 15 мая Международный день семей был закреплен резолюцией 47/237 Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году. 1994 год был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом семьи.
Семья в настоящее время находится в ряду общепризнанных мировым сообществом ценностей. III раздел Резолюции ООН «Мир, пригодный для жизни детей», закрепляющий план действий, провозглашает, что «семья представляет собой основную ячейку общества и как таковая должна укрепляться. Она имеет право на всеобъемлющую защиту и поддержку. На семье лежит главная ответственность за защиту, воспитание и развитие детей. Все институты общества должны уважать права и благополучие детей, оказывать соответствующую помощь родителям, семьям, законным опекунам и другим людям, берущим на себя заботу о детях, с тем, чтобы дети могли расти и развиваться в безопасной, стабильной среде, атмосфере счастья, любви и понимания, учитывая то, что в различных культурных, социальных и политических системах существуют разные формы семьи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Данное понятие определяет значимость развития и обеспечения нормального функционирования семьи. При этом подчеркивается, что объектом государственной семейной политики является семья.
Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г». устанавливает: государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Несмотря на нормативно-правовое закрепление понятия «государственная семейная политика», существуют и научные разработки на предмет ее определения. Так, К. Г. Салтыков, рассматривая государственную семейную политику, определяет ее как деятельность отдельных субъектов (государства, общественных организаций, политических партий и других), которая направлена на внедрение в социум той модели семьи, которая наиболее адекватна потребностям как личности, так и общества в целом. Он отмечает, что она направлена на укрепление семьи, становление и укрепление культуры семьи в обществе [1].
О. Г. Зубарева полагает, что государственная семейная политика есть составная часть социальной политики, как целенаправленная деятельность государства и других субъектов политики, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций [2].
Таким образом, мы видим единство в понимании государственной семейной политики, как системы, направленной на укрепление, развитие, защиту прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством.
Нетрудно заметить, что объектом государственной семейной политики признается семья.
В житейском понимание семья — это объединение людей, в основе которого лежит брак или кровное родство. Однако, определенная сложность возникает в связи с отсутствием легального определения этого понятия в законодательстве и единого толкования его в науке. Так, ни в Семейном кодексе РФ, ни в семейном законодательстве определения этой основополагающей правовой категории не содержится. В то же время Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в статье 1 закрепляет, что семья — это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и вносимыми изменениями и дополнениями стало возможным из общего смысла законодательства говорить о семье как об одном из субъектов правоотношений по социальному обеспечению.
Следует согласиться с Гусевой Т. С., что семья как совокупность лиц может быть участником не всех, а лишь определенных правоотношений по поводу социального обеспечения, то есть обладает специальной [3].
Признание семьи субъектом права позволит на основе принципа адресности защитить интересы конкретной семьи и гарантировать охрану ее интересов.
Реализация государственной семейной политики представляется как многосубъектная деятельность с участием органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодателей, общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных конфессий, благотворительных фондов, зарубежных организаций, юридических и физических лиц.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации большое внимание уделяется формированию взаимодействия семьи, общества и органов власти. Семейная политика адресована семье с детьми, которая выступает основным объектом государственной семейной политики. Укрепление семьи как основы государства, а также формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей, являются приоритетом в успешном развитии как отдельного региона, так и страны в целом.
Литература:
- Салтыков К. Г. Терминологические основы государственной семейной политики Российской Федерации. — Е.: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2014.
- Зубарева О. Г. Государственная семейная политика и ее отражение в проекте Концепции государственной семейной политики Российской Федерации. — М.: Юрист, 2014.
- Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. — М.: Московская государственная юридическая акад. им. О. Е. Кутафина, 2012.