В статье автор исследует особенности развития баянно-аккордеонного исполнительства в России и за рубежом (Финляндия и Канада). Данная может быть полезна в рамках развития баянно-аккордеонного исполнительства и музыкального образования в целом.
Ключевые слова: музыка, образование, народная культур.
Музыка помогает развивающейся личности, укрепляет способность суждения и даже выполняет важную социальную функцию: она объединяет людей даже там, где общение посредством языка едва ли возможно.
Баянно-аккордеонная исполнительская культура в современной действительности является уникальной системой художественно-эстетических ценностей. Мировым сообществом музыкантов отмечено, что сейчас значительно больше преподавателей баяна и аккордеона с высшим образованием, чем 30 лет назад, тем не менее количество людей, страстно увлекающихся профессиональной инструментальной музыкой, почти такое же и наблюдается спад интересов.
Рассмотрим подробно каждого представителя музыкального образования в России и за рубежом, в области баянно-аккордеонного образования, которые внесли вклад в развитие данного направления и описывают текущие проблемы и предлагают пути решений.
Пристальное внимание начальному этапу обучения на аккордеоне уделяет Джозеф Мацеролло, О. К. Университет Торонто — музыкальный факультет (Канада). Специалист считает, что самое важное музыкальное обучение должно происходить критически на начальных этапах [3]. Детям должны быть предоставлены надлежащие музыкальные инструменты профессионалами, которые понимают общую среду, в которой ребенок может получить доступ к знаниям для изучения музыки. Годы обучения продвинутых студентов продемонстрировали, что многие ошибки или неправильное применение педагогических идей происходило в самые ранние годы. Эти наблюдения относительно плохих навыков в применении систематизированы специалистом:
- Руководства для левой и правой руки воспроизводятся одновременно. Если это так, то это неправильно, так как реакция язычка левой руки всегда позже, чем у правой руки; ребенка следует учить играть ноты левой руки чуть раньше нот правой;
- Вышеупомянутое происходит от вертикального чтения нот, так что все выстраивается в соответствии с тактом или отдельным ритмом. Это обеспечивает точную игру, но музыкальный жест обычно жесткий или скучный. Ученики должны играть горизонтально, чтобы звук проецировался через промежутки между нотами, а целью было направление линии. Очень важна группировка ритмических ударений.
- Следуя пункту (2), следует избегать использования ригидности правой руки, которая натягивает мышцы шеи и создает тональную мягкость;
- При создании тональных переменных важно понимать правильное дыхание с помощью мехов. Только толкать и тянуть, следуя указаниям нотации, — это только один из способов исполнения. Чтобы поглощать время и тон в теле, левая рука должна двигаться как змея, извиваясь и поворачиваясь, а не просто играя прямо. Чтобы сыграть ноту или фразу, игрок определяет степень интенсивности или тонального перегиба, а затем сигнал отправляется в руку, чтобы найти его.
- Наконец, наиболее важным элементом является нахождение ритмической точки любой ноты. ДНК ноты, длинной или короткой, является ее ритмической точкой. Эти ритмические точки исходят из многих источников и должны совпадать: (i) от артикуляции пальцев (ii) от реакции язычка (iii) от точек меха. Взаимодействие и координация множественные конвергенции — это проблема, но она необходима для понимания связи физиологического движения с производством времени и тона.
Далее следует рассмотреть представителя из Финляндии — Хелька Кюмяляйнен из Sibelius Academy — Университет Искусств (Хельсинки). В Академии Сибелиуса педагогическое образование идет рука об руку с изучением перформанса и камерной музыки [3]. На ранних этапах профессионального обучения большинство студентов-музыкантов уже приобретают сильное чувство идентичности как музыкантов. Отличительной особенностью аккордеонного образования в Финляндии является акцент на обучение импровизации. Игра на слух и аккомпанемент являются частью всего обучения игре на инструменте. Игра на слух и аккомпанемент теперь являются частью всего обучения игре на инструменте.
Обратим внимание на представителя российского музыкального образования — Иосифа Пурица. Особое внимание исполнитель уделяет вопросу репертуара. К сожалению, в условиях аккордеонного образования оценка избранного репертуара нередко бывает низкой, подход к подбору произведений стихийный и бессистемный. Педагогический профессионализм заключается не в том, чтобы дать ученикам то, что они хотят в данный момент, а в том, чтобы увлечь их репертуаром, который послужит стратегическим целям их музыкального образования и личностного развития. Репертуарная концепция, которую мы рассмотрели выше, следует постулату, утверждающему необходимость начинать обучение игре на баяне с системы свободного баса. Существует ряд фактов, доказывающих неоспоримую пользу такого отношения.
- Небольшие размеры инструмента и его относительно небольшой вес способствуют свободе движений ребенка и экономии сил.
- Развитие клавиатурного мышления проще и логичнее при одинаковом устройстве клавиатур для правой и левой руки.
- Технические возможности правой и левой руки растут пропорционально.
- Развитие слуха значительно улучшается при использовании аккордеона со свободным басом, а не со стандартным басом.
- Свободно-басовая система помогает формировать полифонический слух юных музыкантов.
Мы видим, что комплекс качеств, формированию которых способствует система «фрибаса», гораздо шире и богаче.
Таким образом, краткий обзор баянно-аккордеонных школ показал, что в современных условиях необходимо: активно использовать методы и приемы, направленные на мотивирование музыканта к концертной и педагогической деятельности (освоение обширного репертуара, повышение интереса к музыке), мотивированию детей и подростков для занятий на инструменте (обучение импровизации, усовершенствование техники, получение удовольствия от обучения, правильный подбор репертуара), использованию грамотного подхода по обучению на инструментах баян, аккордеон, (т. е. системы свободного баса и т. д.).
Литература:
- Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2018.
- Липс Ф. Р. Кажется, этот было вчера…М., 2008.
- Claudio Jacomucci An international overview of accordion pedagogy. — Youcanprint, 2017. — 106 с.