В современных государствах осуществление правосудия является неотъемлемой гарантией защиты прав и свобод человека. Государства делают все возможное для закрепления принципа осуществления правосудия исключительно судами. Это положение на практике подтвердило свою состоятельность, предоставляя возможность обеспечить выполнение государственной функции по отправлению правосудия, в конечном итоге направленного на восстановление социальной справедливости и защиты прав граждан своей страны.
В условиях развития международных отношений, укрепления межгосударственных связей и стремления к всеобъемлющей глобализации на законодательном уровне закрепляются свои правовые нормы. Они могут быть отражены как в международном праве, так и в национальном законодательстве. Между тем процессуальные нормы, регулирующие отношения связанные с реализацией отправления правосудия, различаются в национальных правовых системах стран. Важное значение имеют проблемы, возникающие в связи с необходимостью обращения для осуществления некоторых процессуальных действий судебных органов одного государства к органам иным юрисдикцией на территории другого государства. Это обращение имеет наименование судебного поручения.
Судебное поручение представляет собой «вид правовой помощи, по которому могут совершаться отдельные процессуальные действия, предусмотренные законодательством запрашивающего государства в виде пересылки, составления, вручения и засвидетельствования документов; допроса свидетеля, эксперта и иных лиц в целях судопроизводства, предоставления доказательств, а также содействия в получении необходимой информации о действующем праве» [1].
Часть 1 статьи 407 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «суды Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие)» [2].
В международном плане реализация института судебных поручений имеет огромный практический и правовой интерес, поскольку оказание государствами юридической помощи по различным вопросам, в том числе при осуществлении правосудия является неотъемлемой частью международных отношений.
В настоящее время в Российской Федерации действует Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 01 марта 1954 года (дата начала действия 26 июля 1967 года).
Как правило, необходимость обращения судов к судебным поручениям являются, передача процессуальных документов лицу, находящемуся на территории иной юрисдикции для совершение отдельных процессуальных судебных действий.
Суды Российской Федерации могут обращаться к иностранным судам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (допросе свидетелей, вручении судебных повесток, и т. д.), и, в свою очередь, исполняют поручения иностранных государств [3].
В Российской Федерации процессуальное законодательство закрепляет ряд случаев, при наличии которых иностранное судебное поручение не может быть исполнено. В частности, к таким случаям относятся ситуации, когда:
1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда [2].
Верховный суд Российской Федерации в свою очередь в своих определениях указывает на то, что поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению судом, если оно нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации, либо его исполнение не относится к компетенции суда в Российской Федерации, либо не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий [4].
Эти положения призваны предупреждать незаконные посягательства судебных органов иностранных государств на территориальную целостность Российской Федерации, обезопасить от подрыва основ законности в Российской Федерации.
Одной из проблем исполнения судебного поручения, являются поручения, поступившие из государства, с которым у России отсутствуют международный договора о правовой помощи. Так со многими государствами, с которыми Россия имела до 2014 года тесные экономические, политические и культурные контакты (например, США, Великобритания, Франция, Германия и др.), отсутствуют договоры о правовой помощи, в связи с чем отсутствовала правовая основа для возможности исполнения судебных поручений, поступивших из этих государств. В настоящее время ситуация в межгосударственном сотрудничестве с определёнными странами кардинально ухудшилось, и вероятней всего правовая основа взаимодействия по судебным поручениям появится еще не скоро.
Отсутствие правовой основы породило дискуссии в этой области. Так, некоторые авторы, характеризуя процедуру взаимодействия российских судов с иностранными судами по вопросам направления и исполнения судебных поручений, предусмотренную статьей 407 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подчеркивают, что исполнение судебных поручений иностранных судов осуществляется лишь при наличии международного договора или указания в федеральном законе [5, с.129]. Позиция трудно совместима с тем, что дословные формулировки норм процессуальных кодексов не делают исполнение иностранных судебных поручений зависящим от наличия или отсутствия международного договора о правовой помощи. Обязательным условием для выполнения судебного поручения является наличие международного договора, а его отсутствие — основание отказа в исполнительном производстве. Но это не говорится прямо на страницах закона о порядке передачи судебных поручений и их исполнении.
Некоторые авторы указывают на то, что отказ от исполнения судебного поручения по основанию отсутствия международного договора может быть расценен как нарушение принципа международной вежливости [6; 7] или принципа взаимности [8]. При исследователи принципов одни исследователи говорят о необходимости соблюдения условия взаимности, другие ученые, проводя аналогию с институтом признания и исполнения иностранных судебных решений в тех случаях, когда отсутствует договор о правовой помощи между государствами, ссылаются на принцип взаимности как на основание исполнения иностранных судебных поручений, третьи — предлагают основывать внедоговорное оказание правовой помощи на правилах международной вежливости [9; 10; 11].
Тем не менее, научные дискуссии встречают предложения по закреплению в процессуальном кодексе требования взаимности и международной вежливости [5, с.132].
Считаю, что кроме принципа взаимности необходимо обратить внимание на порядок обжалования определение связанных с невозможностью исполнения иностранного судебного поручения.
Необходим поиск механизмов, направленный на четкое указание на возможность обжалования определений о невозможности исполнения иностранного судебного поручения.
Соглашусь с мнением ученных, которые считают, что ведущую роль в данном процессе должен занять Верховный Суд Российской Федерации путем официальных разъяснений.
Динамика развития законодательства в сфере судебных поручений и научные разработки в этой части указывают на дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы и национального законодательства по исполнению судебных поручений и оказании иной правовой помощи по делам.
Процессы, происходящие в современном мире, требуют от государств определенного реагирования посредством совершенствования национального законодательства страны. В современном Мировом сообществе, отличающемся высочайшим стремлением к унификации и единству правовых норм необходимо формирование законов в виде отдельных юридических институтов для осуществления процедур, которые связаны с иностранным элементом. Из-за практического аспекта механизм иностранных судебных поручений в международном гражданском процессе несовершенен и требует дальнейшего совершенствования. При исполнении судебных поручений можно значительно облегчит осуществление правосудия с иностранным элементом и тем самым будет способствовать дальнейшему развитию международных отношений. Мне представляется, что в бедующем будет создан механизм, выразившийся через международный правовой акт, который станет четкой правовой инструкцией по исполнению. порядку исполнения судебные поручения, а также определит возможность обжаловать определения, связанные с невозможностью исполнения иностранного судебного поручения.
Литература:
- Гараева, А. Р. О порядке исполнения иностранных судебных поручений в международном гражданском процессе / А. Р. Гараева // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2018. № 6(22)
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ
- Воронцова И. В. Нормативное регулирование направления и исполнения судебных поручений российскими и иностранными судами / И. В. Воронцова // Журнал российского права. 2007. № 6. С. 47–55.
- Ширяев Н. ВС напомнил, в каких случаях поручение иностранного суда не подлежит исполнению / Н. Ширяев. — Текст: электронный // РАПСИ: [сайт]. — URL: https://rapsinews.ru/publications/20220712/308119682.html (дата обращения: 20.06.2023).
- Юрова Н. М. Международное гражданское процессуальное право: теоретические основы имплементации норм в правовой системе Российской Федерации. М., 2008.
- Петрова М. М. Тенденции развития правового регулирования в сфере оказания международной правовой помощи по сбору и получению доказательств, находящихся на территории иностранных государств, по гражданским делам // Адвокат. 2011. № 11. С. 74;
- Звеков В. П. Международное частное право. М., 1999. С. 447.
- Бирюков П. Н. Международное право: учебник. 6-е изд. М.: Юрайт, 2013. С. 819.
- Николюкин С. В. Институт оказания правовой помощи в гражданском процессе с участием иностранных лиц: вопросы теории и практики // Современный юрист. 2012. № 1. С. 107;
- Давыденко Д., Муранов А. Вопросы признания и (или) приведения в исполнение иностранных решений в России // Корпоративный юрист. 2007. № 3. С. 46;
- Османов Т. С. Практические вопросы применения судами Российской Федерации международных соглашений: справочно-методическое пособие. М., 2011. С. 42.