Цель нашего исследования заключается в разработке упорядоченной системы упражнений развития умений диалогической речи обучающихся на среднем этапе обучения английскому языку посредством учебных подкастов BBC Learning English. В статье нами были кратко рассмотрены психолого-педагогические особенности обучающихся на среднем этапе обучения. Путем анализа методической литературы нами были выявлены и проанализированы учебные подкасты как наиболее эффективное средство по овладению навыками говорения на английском языке обучающимися средних классов. Вдобавок в теоретической части нами были рассмотрены особенности развития умений диалогической речи посредством подкастов. В практической части нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие умений диалогической речи с использованием обучающего подкаста.
Ключевые слова: ИКТ, подкасты, английский язык, диалогическая речь, обучающиеся, средний этап обучения, BBC Learning English, учебный процесс.
The aim of our research is to develop an ordered system of exercises for developing the skills of dialogic speech of students at the senior stage of learning English through educational podcasts BBC Learning English. In this article, we have briefly considered the psychological and pedagogical features of students at the senior stage of training. By analyzing the methodological literature, we identified and analyzed educational podcasts as the most effective means for mastering the skills of speaking English by students of high school. In addition, in the theoretical part, we considered the features of developing the skills of dialogic speech through podcasts. In the practical part, we developed a set of exercises aimed at developing dialogue speech skills using an educational podcast.
Keywords: ICT, podcasts, English, dialogical speech, students, senior grade level, BBC Learning English.
В современной образовательной среде интенсивно внедряются инновационные мультимедийные технологии в процессе обучения иностранным языкам, основными преимуществами которых являются их основные достоинства такие как разнообразие и визуальность изображения выступают действенным способом решения образовательных задач, имеющих место быть в рамках традиционных подходов к процессу обучения, а тем более в методике преподавания иностранных языков. Основной упор делается на оснащение школ компьютерами с последующим подключением к Интернету. С каждым годом этот процесс становится все более быстрым, в связи с тем, что российское правительство ставит перед собой задачу трансформации системы образования с целью повышения производительности образования. Именно поэтому мультимедийные технологии все чаще используются в преподавании иностранных языков, спектр которых значительно расширился: от создания учебных программ до разработки новых учебных пособий, таких как подкасты [1, с. 300].
Подкасты как способ обучения говорению обладают немаловажной особенностью — постоянное обновление информации и возможность выбирать их по определенной теме, что определяет важность их использования в развитии навыков умений диалогической на английском языке.
Для начала рассмотрим психолого-педагогические особенности обучения на средней ступени преподавания английского языка в школе, поскольку наша работа основана на работе со среднем этапам обучения английскому языку. Анализируя психолого-педагогические особенности обучающихся на средней ступени в школе, следует отметить, что подростковый возраст обучающихся на среднем этапе обучения — период активного формирования мировоззрения человека — системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. На данном этапе идет активное включение обучающихся в самостоятельную работу, обусловливающее развитие познавательных, исследовательских и универсальных учебных действий. Быстрыми темпами формируются нравственные и социальные качества. А также на среднем этапе можно наблюдать за появлением и развитием стремления выразить свою индивидуальность, которая способствует активизации самостоятельной работы у обучающихся. На среднем этапе обучения обучающиеся отрицательно относятся к механическим приемам закрепления и не расположены к заучиванию наизусть [2, с. 58].
Поэтому использование обучающих подкастов BBC Learning English может заинтересовать обучающихся в развитии умений диалогической речи на английском языке.
Использование ИКТ безусловно имеют свои преимущества. Во-первых, это возможность индивидуализации обучения с учетом особенностей восприятия обучающихся [3, с. 49]. Иным значимым преимуществом ИКТ перед традиционными печатными изданиями является интерактивность. Как отмечает кандидат педагогических наук Л. В. Кудрявцева, «компьютерные технологии применяются преподавателями для реализации принципа немедленной обратной связи уже более десяти лет» [4, с. 49-53]. Неоспоримым преимуществом обратной связи в этом случае является то, что качество усвоения следующей части учебного материала немедленно проверяется.
Из этого следует, что внедрение компьютерных технологий на уроках иностранного языка обеспечивает огромную степень интерактивности учебного процесса, нежели традиционная работа в классе. Говоря о преимуществах использования современных ИКТ, нельзя не упомянуть тот факт, что они быстро осваиваются обучающимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества и несут в себе большой мотивационный потенциал.
Тем не менее, потенциал компьютерного обучения не используется в полной мере из-за проблем, связанных с относительной новизной этого метода. Е. А. Алькозина выделяет ряд недостатков использования электронных ресурсов, в числе которых возможность информационного перенасыщения учебного процесса и проблемы закупки современной техники, которая соответствует требованиям новых электронных образовательных ресурсов [5, с. 95-97]. Кандидат педагогических наук И. Г. Захарова в своей работе акцентирует на таком недостатке как возникновение дополнительной когнитивной нагрузки. Под когнитивной нагрузкой понимается количество мыслительной памяти, необходимой пользователю для достижения определенной цели. Когнитивная нагрузка обычно является результатом обилия гипертекстовых ссылок в неправильных местах или не связанных напрямую с изучаемым материалом. Поэтому при использовании ИКТ возникает еще одна проблема: неправильное структурирование информации. [6, с. 56-57].
Итак, мы изучили концепцию ИКТ, проанализировали имеющуюся литературу по этому вопросу, а также выявили преимущества и недостатки ИКТ при обучении иностранному языку в школе. Нами было выявлено, что в условиях современного информатизированного образования ИКТ открывают новые возможности в обучении иностранным языкам и способствуют развитию не только предметных и метапредметных результатов, но и универсальных образовательных действий, а также ИКТ, несомненно, имеют большой лингводидактический потенциал.
Из всего разнообразия ИКТ для более детального описания нами были выбраны подкасты. Подкасты являются полезным инструментом для обучения навыкам восприятия иностранной речи и обладают значительным дидактическим потенциалом. Прежде всего, следует отметить аутентичность большинства подкастов. Подкасты, созданные носителями языка, отражают социокультурную реальность страны изучаемого языка и сочетают вербальное и невербальное общение иностранных языков [7, с. 192]. А. Г. Соломатина, доцент кафедры иностранных языков, считает, что подкаст, являясь одним из наиболее эффективных средств формирования и совершенствования навыков аудирования и говорения, позволяет разнообразить урок, повысить мотивацию, а также сформировать социокультурную компетенцию обучающегося [8, с. 130-134]. Рассмотренные нами методологические требования позволят наиболее продуктивно использовать данное средство обучения на уроках английского языка.
Проанализировав методическую литературу, нами были рассмотрены такие понятия как: говорение и диалогическая речь. Будучи одним из средств и целей обучения диалогическая речь занимает ведущее место при обучении устной речи. Развитие умений диалогической речи в 10–11 классах предполагает совершенствование умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему; осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
В результате подкасты считаются одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативной компетенции у обучающихся, изучающих английский язык, а также взаимодействие между участниками образовательной деятельности может быть синхронным и асинхронным, при этом материалы доступны в любое время и могут использоваться как на занятиях, так и в процессе самообучения. Наряду с развитием навыков аудирования в процессе работы с подкастами, включающими видеоматериал с текстовым сопровождением на английском языке, совершенствуются также устные и письменные навыки, кроме того, подкасты представляют знания о многообразии культуры изучаемого языка в комфортных для слушателя условиях.
В нашей работы мы рассмотрели особенности работы подкастов BBC Learning English в обучении английскому языку. На сегодняшний день BBC Learning English активно внедряется в процесс обучения английского языка. Проанализировав влияние подкастов BBC Learning English на обучение английскому языку, мы выявили, что оно может быть, как положительным, так и негативным.
В заключении хочется сказать, что BBC Learning English демонстрирует большое количество подкастов как профессиональной, так и общей направленности. На платформе BBC существуют такие подкасты, как например, для подготовки к международным экзаменам, подкасты, предназначенные для учеников с невысоким уровнем владения языком, подкасты с уже разработанными практическими заданиями. Отмечается, регулярное прослушивание текста, адаптированного к способности студента понимать английскую речь, оказывает совокупное влияние на все его другие навыки, включая общую грамотность и способность не только понимать, но и говорить по-английски.
Цель нашего исследования заключается в разработке упорядоченной системы упражнений развития умений диалогической речи обучающихся на среднем этапе обучения английскому языку посредством учебных подкастов BBC Learning English. Далее нам хотелось бы представить результаты нашей практической работы.
Обращаем ваше внимание, что, по нашему мнению, тема профориентации очень актуальна и интересна для студентов, находящихся на более высоком этапе изучения английского языка, и имеет большой образовательный потенциал. Однако мы считаем, что эта тема не полностью представлена в учебниках, поэтому наша работа включает в себя серию упражнений, направленных на развитие языковых навыков диалога с использованием аутентичного подкаста. В качестве аудиотекста использован аутентичный учебный подкаст «Multiple Careers» BBC Learning English из рубрики «6 Minute English», который соответствует уровню B1 (Intermediate) [9].
Выбор подкаста определяется тем, что, по нашему мнению, он обладает достаточным обучающим потенциалом и позволит как закрепить охватываемый материал, так и ввести новые лексические единицы, а также выбранный нами подкаст содержит образцовую британскую речь. Речь в выбранном нами подкасте представляет собой диалогическое высказывание, так как данный материал является образцом для создания собственных высказываний обучающихся. А также подкаст увлекателен с социально-культурной точки зрения, поскольку содержит актуальную информацию о тенденциях на рынке труда Великобритании.
Далее нам бы хотелось представить вашему вниманию комплекс упражнений, направленный на развитие умений диалогической речи с использованием обучающего подкаста.
Pre-listening exercises:
Exercise 1. Look at the picture. What are we going to talk about? Read the title of the podcast, try to determine what problem will be raised in the text? Try to highlight the podcast's keywords based on the title.
Exercise 2. Read the words aloud. Can you guess the meaning of these words? Serial [sɪərɪəl]: used to describe a repeated act, especially a criminal act. Make ends meet [meɪk ends miːt]: make enough money to live. Entrepreneur [ˌɒntrəprəˈnəː]: someone who starts and runs businesses. Add another string to my bow [æd əˈnʌðə(r) strɪŋ tə jɔː(r) baʊ]: learn a new skill. Corporate [ˈkɔː.pər.ət]: relating to a large company.
Task 3. Match the English words with their Russian equivalents. You may use your dictionaries (thesaurus) if necessary:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
While — listening tasks:
Exercise 4. You are going to listen to the radio programme. Answer the question: what is a portfolio career? Now tell me, please, how do you understand the definition of «portfolio career».
Выслушав ответы, учитель читает обучающимся определение «portfolio career» из словаря Cambridge Dictionary.
— the fact of having several part-time jobs at once, rather than one full-time job;
— the fact of having a series of jobs, each for a short time, rather than one job for a long time.
Exercise 5. Listen to this fragment again and fill into the gaps in the text while listening.
— More and more people are doing multiple things and multiple jobs and it’s not just______________.
— I’d like to learn Japanese — that would ______________.
— 80 % of the people in ______________ jobs hate them, or are dissatisfied with them. Whereas if you’re doing your own thing, 80 % of them really like the freedom and the entrepreneurial spirit, even if they’re not making an awful lot of money. It’s a ______________ job really, you’re free but you’re poor. Or you’re slaved but you’re richer.
— Though having a lot of part-time jobs is not the same as being a ______________.
After — listening tasks:
Exercise 6. Tell me, please, are these statements true or false?
- Charles Handy made the term ―portfolio career widely known.
- 60 % of people are satisfied with their corporate jobs.
- For most people who run their own business the freedom is more important than their income.
- Dan, one of the hosts, doesn’t prefer working for a big company.
- A corporate job is a full-time job.
Далее обучающимся предлагается заполнить таблицу, которая будет в дальнейшем использоваться в качестве речевой опоры.
Exercise 9. Complete the table with the pros and cons of a portfolio career.
Exercise 10. Read the dialog and fill in the gaps using the words in box.
part-time |
make ends meet |
incomes |
free time |
portfolio career |
dissatisfied |
A: Hi! How are you doing at work? I heard that you decided to try your hand at a ____?
B: Yes, you are right. Two years ago I was working for a big company, and I was so ____ with my job. So I decided to find a ____ job.
A: Oh! That sounds quite risky! Aren’t ____in a big company much higher than at your current job?
B: I don’t worry about that. Even if I lose one of my part-jobs, I can ____.
A: What about pension? Isn't it better to work in a big company in order to get it in the future?
B: You have a point there. But now I have more ____ that I can spend with my friend or family.
A: I don’t share your opinion anyway… Many men, many minds! Good luck with your choice.
B: Thank you a lot! Bye!
Exercise 11. Make sentences using the words given bellow.
1. to make ends meet / part — time. 2. dissatisfied / free time. 3. corporate benefits / full-time
Следующее задание, которое будет предложено обучающимся относится к речевым упражнениям ситуативной направленности. Обучающиеся получают карточку с речевой ситуацией, где обозначена их роль. Используя в качестве опоры таблицу с аргументами и контраргументами, а также используя предложенные клише для согласия или несогласия с собеседником, на составление диалога в паре обучающимся отводится 10–15 минут.
Exercise 12. Make a dialog, using a given role. You may use your table and the list of useful phrases.
Student 1. You are sure that a portfolio career is the best choice for you. But your best friend advices you to work in a big company. Try to prove your point of view.
Student 2. Your child tells you that he wants to start a portfolio career, but you believe that full-time employment is the key to success. Try to prove your point.
Диалоги обучающихся будут оцениваться согласно следующим критериям: решение коммуникативной задачи, соответствие содержания диалога заданию; взаимодействие в ведении беседы: умение начать, закончить разговор, адекватно реагировать на вопросы и комментарии, поддерживать разговор, сочетая обмен короткими репликами с более развернутым высказыванием, с выражением эмоций; лексическое оформление речи: словарный запас соответствует поставленной задаче, правильное использование лексики, отсутствие грубых лексических ошибок; грамматическое и фонетическое оформление речи: правильное использование изученных грамматических образцов; темп и выразительность речи, правильные произношение и интонация, отсутствие грубых фонематических ошибок.
Принимая во внимание характеристики подкастов, которые мы изучили, был разработан комплекс упражнений, который ориентирован на развитие умений диалогической речи, упражнения, представленные в нашем комплексе поэтапны и разработаны по принципу «от простого к сложному». Большое внимание уделяется проработке лексических единиц на тему «Multiple careers» и их использованию обучающимися в своих диалогических высказываниях.
Цель нашего исследования заключалась в разработке упорядоченной системы упражнений развития умений диалогической речи обучающихся на среднем этапе обучения английскому языку посредством учебных подкастов BBC Learning English. При решении задач для достижения поставленной нами цели мы рассмотрели концепцию подкастов, их классификацию, а также основные преимущества и недостатки подкастов как средства развития и совершенствования навыков речи. Мы доказали, что учебные подкасты являются неотъемлемой частью современного информатизированного образования и обладают значительным образовательным потенциалом. Проанализировав речь как тип речевой деятельности и ее характеристики, мы подтвердили важность овладения этим типом речевой деятельности. Проанализировав говорение как вид речевой деятельности и его характеристики, мы подтвердили важность овладения этим видом речевой деятельности. Психолого-педагогические особенности студентов на этапе средней подготовки также были приняты нами во внимание. В практической части нашей работы мы изучили возможности использования подкастов BBC Learning English в процессе обучения обучающихся иностранному языку на среднем этапе обучения и разработали комплекс упражнений для аутентичного подкаста «Multiple careers» для улучшения навыков аудирования и разговорной речи, что доказывает, использование подкастов способствуют развитию умений диалогической речи. Поскольку предметом работы является составление диалогического высказывания на основе прослушанного подкаста, мы рассмотрели основные этапы работы с текстом, а также их отличительные особенности.
Таким образом, проделанная нами работа свидетельствует о том, что использование разработанного нами комплекса упражнений позволяет тренировать навык восприятия аутентичного аудиотекста, совершенствовать навык диалогической речи, а также повысить мотивацию обучающихся на уроке, закрепить и углубить знания по теме «Multiple careers».
Проделанная нами работа показывает, что с помощью разработанных нами упражнений мы можем тренировать навык восприятия аутентичного аудиотекста, совершенствовать умения диалогической речи и повышать мотивацию учащихся в классе.
Литература:
- Полат Е. С., Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Академия 2007. — 368 с.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика, методика, учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений / Н. Д. Гаьскова, Н. И. Гез. — М.: Издательский центра «Академия», 2006. 336 с.
- Калентьева И. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе. Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — 74 с.
- Кудрявцева Л. В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л. В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе, 2013. № 4. — 56 с.
- Алькозина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства и недостатки / Е. А. Алькозина // Психолого — педагогический журнал Гаудеамус, 2013. № 2. — 118 с.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Г. Захарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 334 с.
- Трубицына О. И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Трубицина [и др.]; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 384 с.
- Соломатина А. Г. Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов / А. Г. Соломатина // Язык и культура, 2011. № 2 (14). — 415 с.
- BBC Learning English: 6 Minute English: Multiple careers. ep. 170413. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/learningenglish/thai/features/6-minute-english/ep-170413