Стратегия развития играет ключевую роль при построении бизнес-процессов на современном этапе развития экономических отношений. Инновационные механизмы адаптации включают широкий спектр методов, приемов и цифровых технических средств, позволяющих формализовать систему управления предприятия, автоматизировать производственную деятельность и разработать несколько эталонных стратегий по основным стратегическим зонам бизнеса. Для исследования выбрано ООО «Суксун Хлеб», для которого предлагаем внедрять следующие стратегии: стратегия дифференциации продукции, стратегия расширения ассортимента, инновационные стратегии. В 2024 году для реализации данных стратегий предлагаем внедрение нового оборудования по проработке бракованного и невостребованного хлеба и расширения ассортимента за счет внедрения сдобных булочных изделий с различными начинками из фруктового джема: сдоба «Суксунская» с клюквенным джемом; сдоба «Суксунская» с апельсиновым джемом; сдоба «Суксунская» с черничным джемом; сдоба «Суксунская» с черносмородиновым джемом; сдоба «Суксунская» с брусничным джемом.
Ключевые слова: стратегия, менеджмент, развитие, сдоба, инновации, оборудование, дифференциация, ассортимент, расширение, хлебная мочка, производство.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что основным фактором успеха организации оказывается экономически обоснованно выбранная стратегия развития. Процесс управления стратегией развития заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов предприятия, нацеленных на эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии.
Для исследования выбрано ООО «Суксун Хлеб».
Виды деятельности: производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения; производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения; производство макаронных изделий; прочие.
Ниже в таблице 1 приведены основные экономические показатели деятельности ООО «Суксун Хлеб» в течение анализируемого периода (с 31.12.2018 по 31.12.2021).
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности ООО «Суксун Хлеб», тыс.руб.
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
Изменение 2022–2020 гг |
|
Тыс.руб |
% |
||||
Выручка |
28 123 |
40 686 |
53 993 |
25 870 |
91,99 |
Себестоимость продаж |
27 376 |
39 226 |
33 538 |
6 162 |
22,51 |
Валовая прибыль (убыток) |
747 |
1 460 |
20 455 |
19 708 |
2 638,29 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
14 158 |
14 158 |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
747 |
1 460 |
6 297 |
5 550 |
742,97 |
Прочие доходы |
198 |
188 |
326 |
128 |
64,65 |
Прочие расходы |
1 056 |
1 148 |
2 957 |
1 901 |
180,02 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
-111 |
500 |
3 666 |
3 777 |
-3 402,70 |
Чистая прибыль (убыток) |
-111 |
500 |
3 666 |
3 777 |
-3 402,70 |
Совокупный финансовый результат периода |
-111 |
500 |
3 666 |
3 777 |
-3 402,70 |
Значение выручки за 2022 год составило 53 993 тыс. руб. В течение анализируемого периода (с 31 декабря 2019 г. по 31 декабря 2022 г.) отмечен очень сильный рост выручки — на 25 870 тыс. руб., или на 92 %.
За последний год значение прибыли от продаж составило 6 297 тыс. руб. В течение анализируемого периода имел место весьма значительный рост финансового результата от продаж — в 8,4 раза.
Как и любая компания, ООО «Суксун Хлеб» использует различные стратегии, чтобы достичь своих бизнес-целей и оставаться конкурентоспособной на рынке. Ниже приведены некоторые из них:
- Стратегия снижения издержек. ООО «Суксун Хлеб» постоянно ищет способы снижения затрат на производство и доставку продукции, что помогает им улучшить свою конкурентоспособность и повысить свою прибыльность.
- Стратегия местного рынка. Компания активно работает на местном рынке и создает доверие у местных жителей. Они участвуют в различных социальных мероприятиях на местном уровне, чтобы создать имидж ответственной и социально ориентированной компании.
- Стратегия ценообразования. Компания определяет цены на свою продукцию на основе конкурентоспособности и потребности потребителей. Они также разрабатывают скидки и специальные предложения, чтобы привлечь новых клиентов и удержать старых.
В целом, ООО «Суксун Хлеб» использует комбинацию различных стратегий, чтобы удерживать свою позицию на рынке и достигать своих бизнес-целей.
Но в качестве негативной тенденции важно отметить, что компания не использовало за период исследования следующие виды стратегии:
- ООО «Суксун Хлеб» не делает упор на уникальность и оригинальность продуктов (стратегия дифференциации продукции).
- Компания не предлагает новые продукты или услуги, чтобы увеличить свою долю на рынке (стратегия расширения ассортимента).
- ООО «Суксун Хлеб» не ищет новые способы улучшить свой продукт или услугу (инновационные стратегии).
Обоснование предлагаемой стратегии развития ООО «Суксун Хлеб» представим в таблице 2.
Таблица 2
Обоснование предлагаемой стратегии развития ООО «Суксун Хлеб»
Стратегия |
Использование на предприятия |
Обоснование |
Стратегия снижения издержек |
Продолжать использовать |
- |
Стратегия местного рынка |
Продолжать использовать, но выходить на новые рынки |
Расширение рынков сбыта |
Стратегия ценообразования |
Продолжать использовать |
- |
Стратегия дифференциации продукции |
Внедрять на предприятии |
делать упор на уникальность и оригинальность продуктов |
Стратегия расширения ассортимента |
Внедрять на предприятии |
Расширение ассортимента |
Инновационные стратегии |
Внедрять на предприятии |
Внедрять на предприятии новое оборудование |
Современное хлебопекарное предприятие должно удовлетворять потребности разных групп населения и разных возрастов в рациональном питании. В связи с тем, что ООО «Суксун Хлеб» всегда старался более полно удовлетворять нужды потребителей, предлагается организовать на исследуемом предприятии производство нового вида продукции хлеба.
Еще одним мероприятием, направленным на повышение эффективности производства продукции, является расширение ассортимента и выпуск новой продукции.
Из анализа показателей эффективности производства продукции наиболее рентабельным видом хлебобулочного изделия оказались булочки. В связи с этим предлагается расширить ассортимент и ввести новый вид булочек из дрожжевого теста: сдоба с клюквенным джемом, сдоба с апельсиновым джемом, сдоба с черничным джемом, сдоба с брусничным джемом, сдоба с черносмородиновым джемом.
Также предлагаем внедрения нового оборудования. Так как без приобретения нового оборудования, ориентированного на сокращение издержек производства, невозможно снизить его себестоимость.
В первую очередь речь идет о сокращении затрат, в частности за счет вторичного использования как бракованной, так и невостребованной до истечения срока годности хлебобулочной продукции. Именно поэтому то, что специалисты называют хлебной мочкой, заслуживает самого пристального внимания, тем более что современные аппараты позволяют получать гомогенную массу самого высокого качества для добавления в замес.
И в самом деле, без ухудшения вкусовых и питательных качеств так называемая хлебная мочка, как правило, приготовленная путем переработки черствого и другого невостребованного хлеба, может добавляться к муке в объеме 2,5–10 % в зависимости от ассортимента продукции. Более того, ученый Г. Моргенштерн доказал, что такая добавка улучшает сохранение вновь произведенного хлеба.
Таким образом, предлагаем внедрять следующие стратегии: стратегия дифференциации продукции, стратегия расширения ассортимента, инновационные стратегии. В 2024 году для реализации данных стратегий предлагаем внедрение нового оборудования по проработке бракованного и невостребованного хлеба и расширения ассортимента за счет внедрения сдобных булочных изделий с различными начинками из фруктового джема: сдоба «Суксунская» с клюквенным джемом; сдоба «Суксунская» с апельсиновым джемом; сдоба «Суксунская» с черничным джемом; сдоба «Суксунская» с черносмородиновым джемом; сдоба «Суксунская» с брусничным джемом.
Литература:
- Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В. А. Агафонов. — Москва: Инфра-М, 2019. — 350 c.
- Акмаева, Р. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. И. Акмаева — Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.
- Анисимов С. Е., Черданцев В. П. Проблемы внедрения стратегии развития организации // Молодежная наука 2021: технологии, инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и обучающихся, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. Пермь, 2021. С. 256–258.
- Батанова М. В., Заступов А. В. Вопросы формирования эффективной конкурентной стратегии развития предприятия // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 36–39.
- Латфуллин Г. Теория менеджмента: учебник для вузов. 2-е издание / Г. Латфуллин, А. Никитин, С. Серебренников. СПб: Питер, 2022. 464 с.