Избирательное право современного демократического государства основывается на принципе всеобщего избирательного права, который предполагает наделение избирательным правам наиболее широкого круга лиц. Между тем избирательное право традиционно включает в себя условия и ограничения на реализацию активного и пассивного избирательного права. Данные условия традиционно именуется избирательными цензами, если они основаны на объективных характеристиках, носят объективный характер и служат защите каких-либо конституционно-значимых целях и ценностей — считаются допустимыми, если же данные условия не обладают перечисленными выше характеристиками и не выполняют названной выше функции — они считаются не допустимыми. В конституционном праве Российской Федерации устанавливается несколько объективных условий и ограничений реализации гражданами избирательного права. В частности, существуют следующие избирательные условия:
1) гражданство — данное условие вытекает из политической природы избирательного права и оно объективно необходимо, поскольку предполагает, что именно граждане, составляющие народ в конституционно-правовом смысле, избираются и баллотируются в органы и должностные лица Российской Федерации, легитимируют их через выборы и определяют тем самым политику государства. Полнотой активного и пассивного избирательного права могут обладать только граждане Российской Федерации — об этом прямо говорит часть вторая статьи 32-й и статья четвёртая федерального закона 2002 г. об основных гарантиях. Особенность реализации данных прав имеет место в случае, если гражданин Российской федерации обладает гражданством другого государства, то есть обладает двойным или множественным гражданством, данные граждане пользуются в полной мере только активным избирательным правом, тогда как в пользовании пассивном и в участии в некоторых избирательных действиях они могут быть ограничены. Объяснение этому заключается в достаточно простом факте — граждане Российской Федерации, обладающие гражданством другого государства, находятся одновременно под несколькими суверенитетами, являются гражданами нескольких государств, и в случае занятия публичных должностей в том или другом государстве — это может стать причиной для конфликта политических интересов и, как следствие, выразиться в нелояльности к государству, таким образом, пассивное избирательное право в полном объеме могут реализовать лишь граждане Российской Федерации, не обладающие гражданством иностранного государства.
2) Возраст — условие минимального возраста реализации рассматриваемых прав объективно необходимо для осознанного пользования избирательным правом. Но пользование данными правами традиционно предполагает наличие необходимого минимального уровня знаний, при этом конституционное право РФ допускает установление только минимального возраста реализации. Федеральный Закон 2002 года об основных гарантиях избирательных прав специально указывает, что установление максимального возраста кандидата не допускается.
Реализация активного избирательного права связана с возрастом совершеннолетия, который в соответствии с конституцией составляет 18 лет, участие в иных избирательных действиях и процедурах — граждане также по общему правилу приобретают с наступления возраста совершеннолетия. Возраст реализации пассивного избирательного права по традиции более высок и зависит от уровня и вида органа или должности, на которую баллотируется кандидат, в частности 18 лет — возраст реализации данного права на выборах депутатов представительного органа муниципального образования.
21 год — на выборах депутатов Государственной Думы, не может превышать 21 год на выборах законодательного органа субъекта, а также главы муниципального образования. 30 лет — на выборах главы субъекта, 35 лет — на выборах президента Российской Федерации. Конституционный суд в традиционном порядке рассматривает данные ограничения пассивного избирательного права конституционно-допустимыми и необходимыми.
3) вменяемость — для реализации избирательных прав, как активного, так и пассивного — гражданину необходимо самостоятельно понимать значение своих действий и руководить ими. Вследствие психического расстройства является неоспоримым тот факт, что гражданин не в состоянии в полной мере реализовывать сознательный выбор кандидата на выборах, и уж тем более — участвовать в качестве кандидата на выборах, а впоследствии, занимать определенную публичную должность. Конституция Российской Федерации прямо указывает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, однако в результате реформы гражданского законодательства и в результате многочисленных судебных решений европейского суда по правам человека и конституционного суда в российском конституционном и гражданском праве появилась категория лиц, ограниченных в дееспособности. Данная категория лиц способна понимать значение своих действий и принимать решения лишь при помощи других лиц. Такое понятие, понимаемое в совокупности с принципом свободы избирательного права, который предполагает личное и свободное волеизъявление на выборах, препятствует лицу осуществить свое волеизъявление. Между тем, само избирательное право не указывает в качестве основания ограничения активного избирательного права признания лица ограниченно дееспособным. Таким образом, можно прийти к выводу, что лица, ограниченные в дееспособности, могут реализовать свои активные права, данный подход подтвержден Постановлением Европейского суда по правам человека по делу Алайош Кишш (Alajos Kiss) против Венгрии» 2010 года. Что касается пассивного избирательного права, то данная категория граждан не имеют возможности в реализации данного вида прав. Об этом прямо говорит федеральный закон об основных гарантиях, также не могут реализовывать иные избирательные действия, например, они не могут быть членами избирательных комиссий.
4) Законопослушное поведение — данное условие исключает пользование избирательным правом лицами, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Объяснением этому является объективная невозможность совмещения занятия должности и нахождения в тюрьме, так и неспособностью свободного голосования в данных условиях. Кроме того, решения органов и должностных лиц в классическом демократическом правовом государстве не могут быть легитимированы на основе преступной воли, что в свою очередь препятствует лицам, которые находятся в местах лишения свободы как избирать органы публичной власти, так и быть в них избранными. Конституция РФ в 32 статье прямо говорит об отсутствии возможности обладания правом избирать и быть избранными у лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Данная категория лиц лишена и иных избирательных прав: быть наблюдателями, членами избирательных комиссий и другие. Таким образом, в период содержания в местах лишения свободы по приговору суда граждане Российской Федерации не обладают ни активным, ни пассивным избирательным правом. Тем не менее в современном мире существуют иные подходы к решению данной проблемы, в частности, на уровне совета Европы в практике Европейского суда по правам человека выработалось достаточно определенная позиция, связанная с тем, что активное избирательное право заключённых не должно ограничиваться в автоматическом порядке, а лишь по индивидуализированному решению судьи за совершение тяжких или особых тяжких преступлений и на определенный срок. Исходя из этой позиции суд по правам человека в постановлении по делу от 4 июля 2013 г. «Анчугов и Гладков (Anchugov and Gladkov) против Российской Федерации», указал, что избирательное законодательство российской федерации, а также статья 32 Конституции РФ не соответствуют конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку предполагает автоматическое лишение избирательных прав лицами лишь вследствие их статуса заключенных в результате осуждения. Данное постановление стало объектом рассмотрения конституционного суда в постановлении от 19 апреля 2016 г. N 12-П, в котором была отвергнута интерпретация, представленная европейским судом, и не подлежащим исполнению в российской федерации постановление по делу Анчугова и Гладкова. Конституционный суд указал, что лишение данной категории граждан избирательных прав установлено непосредственно конституцией и избирательное законодательство лишь воспроизводит данное ограничение, поэтому конституцию необходимо интерпретировать буквально, статья 32 не оставляет каких-либо возможностей для её иного истолкования. Конституционный суд также указал, что в статье 32 данное ограничение связано с наличием двух оснований: во-первых, это уголовно-правовое основание, вытекающее из приговора суда, во-вторых, уголовно- исполнительное, которое в свою очередь связано с отбытием такого наказания в местах лишения свободы — следовательно ограничение избирательных прав действует в течение периода фактического нахождения осужденного в условиях изоляции от общества по вступившему в силу судебному приговору суда.
5) оседлость — данное условие требует проживания в течение определенного времени на территории избирательного округа, объективная необходимость такого требования заключается в укреплении интеграции гражданина, а также для обеспечения его голосования на соответствующем избирательном участке. Применительно к пассивному избирательному праву условия проживания предусмотрены исключительно на выборах президента РФ и требует от кандидата — проживать на территории Российской Федерации не менее двадцати пяти лет. Данный срок был установлен в результате конституционной реформы 2020 года, ранее данный срок был равен 10 годам. Данное ограничение возможно лишь на основании Конституции. В федеральном законе об основных гарантиях специально оговаривается, что ограничение пассивного избирательного права на основании условия проживания может быть установлено только в Конституции РФ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 10.12.1998.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 № 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией РФ постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 17. Ст. 2480.
- Авакьян, С. А. Обеспечение прав и свобод граждан в контексте совершенствования избирательного законодательства/ С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2020. — № 2. — С. 23.
- Кондрашев А. А. Избирательные цензы и ограничения пассивного избирательного права на выборах в России / А. А. Кондрашев, Н. А. Сидорова // Правоприменение. — 2022. — Т. 6, № 4. — С. 5974
- Кротова К. О. Выдвижение кандидатов в контексте реализации пассивного избирательного права / К. О. Кротова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2017. — № 5. — С. 43–48.
- Кузнецова О. В. Принцип всеобщности и разумность ограничения пассивного избирательного права // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20. № 3.