В древнегреческом полисе Афины в VI веке до нашей эры начинается процесс зарождения демократичных систем, формирование выборных процедур, участие граждан в выборах в органы власти и на должности. Для участия в таких выборах необходимо было в первую очередь быть свободным человеком, иметь недвижимую собственность (в те времена предметом богатства и влияния были плодородные земли), а также возможность нести воинскую повинность.
Такие избирательные цензы того времени нашли отражение в политической жизни Древнего Рима.
И в Афинах, и в Риме участие в демократическом процессе (греческое слово dēmokratia означает “народная власть”) было ограничено dēmos, которые были свободными гражданами мужского пола. Женщины и порабощенные люди не имели права голоса.
Самой древней формой правления является монархий, которая по сегодняшний день существует в ряде государстве. При такой форме правления власть монарха в различной степени ограничивалась властью церковной и властью аристократии.
Борьба аристократии за ограничение власти монарха в Средние века вылилось в создание первых парламентов (январь 1265 года ознаменовался созданием английского парламента, в 1302 году был созваны Генеральные штаты во Франции). Парламенты в Средневековье имели в первую очередь представительную функцию, где были представлены основные сословия.
В середине XIV века в Англии парламент претерпел изменения в своей структуре, став разделенным на две палаты: палату лордов и палату общин. Последняя в свою очередь формировалась за счет выборов представителей церкви, дворянства и графств. Для избрания парламентарием в XIII веке от графства требовалось быть рыцарем (что означало быть свободным человеком) и обладать высокими нравственными достоинствами. В первой половине XV века был введен ценз оседлости, сословноимущественный ценз. «Для включения в список избирателей надо было обладать свободным земельным владением (freehold), дающим доход в 20 шиллингов, или иным доходом в 40 шиллингов (что было тогда значительной суммой). За злоупотребления списком избирателей шерифов ждало уже тюремное заключение. Законом 1445 г. были введены дополнительные сословные ограничения: избирателями могли быть только лица дворянского сословия» [1].
Процесс политической централизации XV — XVI веков в Европе является катализатором усиления власти королей. Так, например, нежелание Людовика XIV делить власть с кем-либо ещё вылилось в череду реформ, которые дадут ему полную, неограниченную власть, с правления Людовика XIV «короля-солнца» историки отчитывают начало эпохи абсолютизма, при которой источником власти является только монарх, следовательно, потребность в созыве парламентов и формировании их путем выборов отпадает.
В дальнейшем началось зарождение нового социального класса — буржуазия. На начальном этапе буржуазия обладала экономическим капиталом, но не имело влияния на принятия политических решений. По мере развития избирательного права в Европе можно проследить закономерный процесс смягчения избирательных цензов, либо исключения из законодательства некоторых из них.
Началом эпохи заката абсолютизма и монархии в целом можно считать восстание 10 августа 1792 года, являющееся ключевым моментом в Великой Французской революции, ознаменовавшее падение правящей династии Бурбонов путем отстранения Людовика XVI от власти.
При республиканской форме правления возникает потребность в проведении, иначе невозможно представить методы формирования главных политических институтов в государстве.
Для управления революционной Францией, которая была в дальнейшем была провозглашена республикой, упразднив монархию, был создан высший законодательный орган — Национальный конвент, выборы в которой прошли на основе всеобщего избирательного права, к участию в выборах допускались мужчин от 21 года.
В результате отречения Наполеона от власти в 1814 году во Франции была реставрирована династия Бурбонов. В этом же году была принята новая Конституционная, в которой были «скорректированы» избирательные цензы, были поставлены в зависимость пределы осуществления избирательного права (как активного, так и пассивного) от суммы уплаченных налогов в казну. Например, для избрания в палату депутатов необходимо было достичь сорокалетнего возраста и ежегодно платить от 1000 франков прямых налогов, что было существенно суммой и предоставляло только право быть избранным четырнадцати тысячам граждан в тридцати миллионной Франции. Более мягкие требования, установленные также Хартией 1814 года, были к избирателям (минимальный возраст 30 лет, поступления в бюджет в размере 300 франков прямых налогов). «В Великобритании для обладания активным избирательным правом было необходимо иметь пассивный доход от недвижимости в 40 шиллингов, арендаторы земель с суммой арендной платы не менее 5 фунтов, наниматели недвижимости в городах с арендной платой не менее 10 фунтов в год — всего около 800 тыс. избирателей на 25 млн. населения метрополии. Наименьший имущественный ценз существовал в Саксонии» [2].
Принадлежность к какой-нибудь из религии в сфере избирательного права в настоящее время практически утратило актуальность, правда после Исламской революция (1978–1979 года) в Иране произошло восстановления религиозного избирательного ценза, для избрания на должность необходимо быть только мусульманином. Для участия в выборах в ряде Германских государств, Испании, Великобритании необходимо быть представителем другой мировой религии — христианства.
Революционные идеи 1848–1849 годов оказали влияние на ряд европейских государств в особенности на Францию, в которой образуется Вторая Республика и принимается новая Конституция, согласно которой «всеобщее избирательное право было предоставлено всему мужскому населению, обладающему гражданскими и политическими права по достижении 21 года (9,5 млн. избирателей. В последующем даже после реставрации монархии Наполеоном III всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании не было ликвидировано» [3]. «В Великобритании по итогам многолетнего противостояния правительства с либеральной общественностью было расширенно избирательное право. В 1867 г. был принят Акт «О народном представительстве» снизивший избирательный ценз. В 1884 г. было предоставлено избирательное право всем лицам обладавшим доходом не менее 10 фунтов в год и платящим налог на бедных. Корпус избирателей вырос и превысил 10 % населения страны. Были пересмотрены избирательные округа с целью обеспечения более равного представительства от равного числа избирателей. Но в Великобритании избирательное право в XIX — начале XX в. так и не стало всеобщим. Активным и пассивным избирательным правом могли обладать только главы домохозяйств, имеющие самостоятельный доход и не находящиеся в услужении» [4].
До конца XIX — начала XX веков избирательным правом обладали только мужчины, «в 1888 г. и 1894 г. женщины могут участвовать в выборах в предстательные органы графств и в приходские советы. В представительные органы доминионов женщины прилучают право голоса впервые в 1893 г. в Новой Зеландии» [5]. На европейском контенте только в 1906 году Великое княжество Финляндское, являющееся автономией Российской Империей до 1917 года, позволило женщинами участвовать в выборах.
Литература:
- Всеобщая истории государства и права. Том 1. Учебник / ред. Е. Варварина. 3-е изд., М.: Издательство «Остожье», 2000. С. 222.
- История буржуазного конституционализма XIX в. // Грацианский П. С., Егоров С. А., Кизяковский В. В., Козлова Н. Ю., и др.; Редкол.: Графский В. Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. (Отв. ред.) — М.: Наука, 1986. -С. 44.
- Конституция Французской республики 1848 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII — XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 450.
- Новая история. Период первый. // М., 1983. С. 207.
- Маюров П. Н. Ограничения избирательных прав в странах Западной Европы XIX в. // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 2. С. 55–56.