В статье рассматривается вопрос об особенностях эмоционального выгорания педагогов. Разбираются основные причины эмоционального выгорания педагогов, дается характеристика кризисных периодов в профессиональной деятельности педагога, способствующих формированию эмоционального выгорания. Выявляются основные симптомы эмоционального выгорания педагогов т. д.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональное выгорание педагогов, симптомы, причины выгорания, цикличность выгорания.
В связи с изменениями, происходящими в российской системе образования, все более отчетливо выделяются требования к педагогам новой формации, которые способны работать на основе демократических и гуманистических принципов, а также готовить учащихся к успешной жизни в современном обществе. Однако в текущих условиях социальных процессов, обновления образовательного процесса и подготовки педагогических кадров, настоящие преподаватели ощущают огромное эмоциональное напряжение и максимально высокие требования к своей квалификации и профессионализму. Это может вызвать у педагогов эмоциональное выгорание, поскольку условия работы не позволяют поддерживать и восстанавливать психологические ресурсы личности.
Впервые термин «Синдром эмоционального выгорания» был употреблен врачом-психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. и определялся как «нарастающее эмоциональное истощение» [6, с. 90]. В Международную классификацию болезней синдром был включен только в 2001 г. при формировании 10-ого варианта классификации (МКБ-10).
По К. Маслач, синдром эмоционального выгорания — это «синдром физического и эмоционального истощения, сопровождающийся отрицательной самооценкой, негативным отношением к работе, утратой понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам» [5, с. 79].
Работа учителей является высокоинтенсивной и стрессовой профессией, которая требует от них не только высокой квалификации, но и несет сильную эмоциональную нагрузку. Синдром эмоционального выгорания, который может быть вызван физической и умственной перегрузкой, монотонностью и конфликтными взаимоотношениями в коллективе, а также недостатком мотивации, может стать причиной проблем со здоровьем у педагогов. В свою очередь, психологическое состояние педагогического коллектива прямо влияет на здоровье и развитие детей. Работа учителя является ключевым фактором успеха в образовании и требует уважения и поддержки [8].
Согласно мнению Т. И. Ронгинской, причинами синдрома эмоционального выгорания среди педагогов являются следующие факторы:
1) эмоциональная перегрузка, вызванная сильной вовлеченностью в учебный процесс;
2) отсутствие явной связи между учебным процессом и достижением ожидаемых результатов;
3) ограниченный временной рамками истекающих сроков задач и педагогический процесс в целом;
4) недостаточное умение эмоционально отреагировать на сложные ситуации;
5) ответственность перед учениками и обществом в целом;
6) неспособность эффективно коммуницировать и решать трудные ситуации с участниками образовательного процесса [7].
Эффективные стратегии для распространения эмоциональной стабильности должны включать определенные психологические и практические упражнения, которые позволяют установить психологическое равновесие в рамках высоконагруженного рабочего процесса педагога.
Как отмечает О. И. Бабич, профессия учителя может быть предопределена кризисными периодами, которые могут привести к эмоциональному выгоранию. В частности, можно выделить следующие этапы:
Кризис первого года работы — это время, когда молодые и неопытные педагоги сталкиваются с множеством сложностей и испытывают недостаток уверенности в своих силах.
Второй кризис наступает спустя 5–7 лет работы, когда педагоги приобретают большой опыт, но могут столкнуться с проблемой перегрузки и слияния личной жизни и работы.
Третий кризис происходит в 12–15 лет работы и характеризуется высокой агрессивностью, раздражительностью и стрессом, вызванными переменами в жизни педагога [1].
Для преодоления этих кризисных периодов и снижения риска эмоционального выгорания, О. И. Бабич рекомендует педагогам уделить время саморазвитию, установить границы между работой и личной жизнью, научиться эффективно управлять своим временем и эмоциями.
Хотя описанные выше кризисы не обязательно вызывают у учителей эмоциональное выгорание, но тем, кто эти кризисы переживает трудно, грозит изменение эмоциональности, что может привести к «сгоранию».
Уровень эмоциональности является одним из критически важных факторов при взаимодействии между учителем и учеником. Когда учитель подвержен синдрому эмоционального выгорания, то уровень эмоциональности меняется, что сказывается на качестве образования. Ученики сталкиваются с такими проблемами, как затруднения с формированием своей самооценки, нарушение нормального поведения и снижение мотивации в учебной деятельности.
Важно отметить, что у педагогов также могут «присутствовать общие симптомы синдрома эмоционального выгорания, такие как усталость, нарушение сна, эмоциональное истощение, безразличие к коммуникации, чувство беспомощности, психологическая боль, некачественное исполнение трудовых обязанностей, снижение интереса к саморазвитию, апатия, цинизм, низкая социальная и физическая активность, непонимание окружающих» [3, с. 61]. Кроме того, у педагогов с синдромом могут наблюдаться хронические заболевания и проблемы с кровяным давлением, а также другие соматические заболевания.
Еще одним симптомом и проявлением является слишком высокая, неадекватная концентрация внимания на учениках, испытывающих академические трудности. Главным признаком педагога с синдромом эмоционального выгорания является отсутствие или слабая мотивация к саморазвитию и достижению высоких результатов в рамках трудовой деятельности.
У педагогов с синдромом эмоционального выгорания часто наблюдается отсутствие интереса к эмоциональному взаимодействию со своими учениками. Эта проблема относится и к педагогам, которые стараются сократить свои обязанности. Общение с ребенком превращается для них в обычную рутину, и ребенок перестает рассматриваться как индивидуальность. В результате, работа с учениками становится неэффективной, что может привести к проблемам в их развитии в будущем. Особенно подвержены синдрому эмоционального выгорания педагоги, которые высоко требовательны к себе в области образования и воспитания детей.
Н. Е. Водопьянова выделила несколько признаков, характеризующих проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов: «психофизические, социально-психологические и поведенческие» [2, с. 280]. К психофизическим признакам следует отнести: постоянное ощущение усталости; эмоциональное и физическое истощение; головные боли, нарушения пищеварения и колебания веса; нарушения сна; проблемы с дыханием; повышенная чувствительность; ухудшение работы органов чувств. К социально-психологическим признакам относятся: равнодушие и пассивность; нестабильная нервная система и раздражительность; негативизм, страх и негативные социальные установки. К поведенческим признакам можно отнести: увеличение чувства сложности в деятельности; ощущение бесполезности; безразличие к деятельности в целом; игнорирование целей и задач; дистанцирование от людей; употребление психоактивных веществ; аддиктивное поведение.
Э. Ф. Зеер проводит исследование о цикличности появления синдрома эмоционального выгорания. Педагог может «переживать несколько фаз синдрома за короткий промежуток времени» [4, с. 71], что наиболее часто происходит с минимальным негативным эффектом на здоровье. Согласно исследованию, синдром может возникать от одного до пяти раз в году и длиться от трех до семи дней. Однако, Э. Ф. Зеер также указывает на то, что синдром эмоционального выгорания может быть заразным, что является крайне опасным для больших педагогических коллективов, так как это может привести к социальному ущербу.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания у педагогов может быть вызван рядом факторов, включая: высокую нагрузку на работе; негативную психологическую атмосферу в коллективе; кризисные периоды в профессии; нехватку навыков эмоциональной саморегуляции.
В профессии педагога характерны следующие симптомы выгорания: усталость, нарушение сна, эмоциональная изоляция, безразличие к партнеру по общению, ощущение беспомощности, снижение качества выполнения рабочих обязанностей, потеря интереса к саморазвитию, апатия, цинизм, низкая социальная и физическая активность, непонимание со стороны окружающих и отсутствие мотивации к саморазвитию. Признаки проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. Факторы, приводящие к синдрому эмоционального выгорания у педагогов, их симптомы и признаки проявления могут быть причиной затруднений в работе, а также в личной жизни. Поэтому важно вовремя распознать симптомы и заняться профилактикой синдрома.
Литература:
- Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. — М.: Учитель, 2014. — 122 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек–человек» / Г. С. Никифоров. — СПб., 2011. — С. 276–282.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2014. — 336 с.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. М.: — Статья, 1988. — 193 с.
- Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 330 с.
- Ронгинская Т. И. Проблемы эмоционального выгорания педагогов / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. — 2013. — Т. 24. — № 5. — С. 90–97.
- Юрченко Е. В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога–психолога: дис. … канд. пед. наук. — Уссурийск, 2014. — 184 с.