С 01.01.2023 в Российской Федерации действуют новые правила уплаты налогов, введённые Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 14.07.2022 № 263-ФЗ [1]. Данным законом, в том числе, закреплены положения о едином налоговом платеже и едином налоговом счёте в Налоговом кодексе Российской Федерации [2].
Единым налоговым платежом для целей Налогового кодекса Российской Федерации признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента. Также к единому налоговому платежу относятся денежные средства, могут относиться денежные средства, учитываемые для целей единого налогового счёта, в том числе по решению налогового органа о возмещении сумм налога или о зачёте денежных средств на едином налоговом счёте в счёт уплаты налогов.
При этом единым налоговым счётом для целей Налогового кодекса Российской Федерации представляется считать совокупную величину обязанностей налогоплательщиков перед бюджетом, выраженную в виде итогового сальдо по итогам определённого периода. Сальдо, в свою очередь, может быть отрицательным, в случае, если у налогоплательщика определена задолженность по уплате перед бюджетом, положительным, в случае возникновения сформировавшейся «переплаты», а также нулевым, свидетельствующем об исполнении обязанностей по уплате налогов налогоплательщиком.
Одновременно с этим следует отметить, что сформировавшееся положительное сальдо, с учётом действующего законодательства, возможно отнести к «авансовому» платежу, при этом налогоплательщик сам вправе распоряжаться данными денежными средствами.
Налогоплательщик в том числе вправе вернуть средства, формирующие положительное сальдо единого налогового счёта. Также можно распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его Единого налогового счёта, следующим образом:
– в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога;
– в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов;
– в счет исполнения решений налоговых органов, либо погашения задолженности по исполнительным документам.
В соответствии с данным порядком, процедура уплаты налогов значительно упростилась, необходимость организации различных транзакций по различным КБК, теперь отсутствует. Задолженность перед бюджетом теперь возможно погасить одним платежом.
Одновременно с этим, по каждому налогу, у налогоплательщика появляется обязанность представлять в налоговые органы Уведомления об исчисленных суммах налога. Данный документ предназначен для информирования налогового органа о зачёте определённой части единого налогового платежа в счёт погашения обязанности по конкретному налогу.
Если на момент зачета денежных средств единого налогового платежа не хватает для погашения сформированных обязанностей по платежам с совпадающими сроками уплаты, то единый налоговый платеж будет распределён между обязанностями пропорционально.
При этом законодателем теперь строго определён порядок «зачёта» платежей по единому налоговому платежу. Последовательность погашения сформированных задолженностей:
1) Недоимка — начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
2) Текущие платежи по налогам, взносам, сборам, авансовым платежам. Сначала будут засчитаны платежи с более ранним сроком платежа, затем — с более поздним;
3) Пени;
4) Проценты;
5) Штрафы.
Таким образом, погашение задолженности перед бюджетом будет происходить сначала по недоимкам с более ранним сроком платежа, только после этого зачитываться будут платежи по текущей деятельности, пени, проценты, штрафы. Данная норма может существенно мобилизовать поступления налоговых платежей в бюджет, особенно в части налогоплательщиков, в отношении которых проведены «результативные» налоговые проверки. Ведь для исполнения текущих налоговых обязанностей, необходимо оплатить сформировавшуюся по результатам налоговой проверки недоимку прошлых периодов.
Пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса определена принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяемая налоговыми органами на основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности. Установлена следующая последовательность зачёта средств [2, ст. 45]:
1) недоимка по налогу на доходы физических лиц — начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) налог на доходы физических лиц — с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам — начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
Представляется возможным отметить приоритет налога на доходы физических лиц в перечне, вместе с этим приоритет к пополнению доходной части федерального бюджета, конкретизации в перечне региональных и местных налогов не приведено.
В части начисления пени, действующий порядок, определённый статьёй 75 Налогового кодекса, дополнен рядом условий, в соответствии с которыми, налоговыми органами пени не начисляются, в том числе:
– в результате произведенной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Налогового кодекса самостоятельной корректировки налоговой базы и суммы налога;
– в результате произведенной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 12 статьи 105.18 Налогового кодекса обратной корректировки налоговой базы и суммы налога;
– в случае, если недоимка образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений государственных органов.
Следует также отметить, что в соответствии с действующими [3] с 09.01.2023 формами акта налоговой проверки, а также решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не предусмотрен расчёт пени по вменяемым проверяемому лицу недоимкам ввиду того, что пени начисляются на совокупную обязанность по уплате по единому налоговому счёту. В данной связи при получении на руки итоговых документов по проведённой проверке налогоплательщик не обладает информацией о начисленных пени по выявленным нарушениям, соответственно о полном объёме его налоговых обязательств по результатам проверки.
Также следует отметить изменившиеся [1] сроки сдачи налоговой отчётности, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 N 263-ФЗ:
6-НДФЛ — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, — при подаче расчета за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев; не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным годом, — при подаче годового расчета;
Расчёт по страховым взносам — не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;
Декларация по налогу на прибыль организаций — Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, — при подаче деклараций по итогам отчетных периодов; не позднее 25 марта года, следующего за отчетным, — при подаче декларации по итогам года;
Декларации по налогу при применении упрощённой системы налогообложения (для организаций) — не позднее 25 марта года, следующего за отчетным;
Декларации по налогу при применении упрощённой системы налогообложения (для индивидуальных предпринимателей) — не позднее 25 апреля года, следующего за отчетным;
Налог на имущество организаций — не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
А также изменившиеся сроки уплаты налогов:
Налог на добавленную стоимость — не позднее 28 числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом;
Налог при применении упрощённой системы налогообложения (для организаций) — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом, — при уплате аванса за I квартал, I полугодие и 9 месяцев; не позднее 28 марта года, следующего за отчетным, — при уплате налога по итогам года;
Налог при применении упрощённой системы налогообложения (для индивидуальных предпринимателей) — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом, — при уплате аванса за I квартал, I полугодие и 9 месяцев; не позднее 28 апреля года, следующего за отчетным, — при уплате налога по итогам года;
Налог на имущество организаций — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом, — при уплате авансов за I квартал, I полугодие (II квартал), 9 месяцев (III квартал); не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным, — при доплате налога по итогам года;
Транспортный налог, земельный налог — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом, — при уплате авансов за I, II и III кварталы; не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным, — при доплате налога по итогам года.
Таким образом, введённые изменения в части единого налогового платежа и единого налогового счёта, оказали существенное влияние как на возникающие отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, так и на налоговое администрирование в целом. Определённый законодательством порядок уплаты налогов, в том числе с учётом изменённых сроков уплаты, может значительно стимулировать процесс пополнения доходной части бюджета, а также повлиять на ведение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в целом.
Литература:
- Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 N 263-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.07.2022, N 29 (часть II), ст. 5230
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340
- Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7–2/628@ (ред. от 09.01.2023) «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.12.2018