В статье рассматривается система образования в период Великой Отечественной войны. Школьное образование, перешло на военные рельсы. Дети не заканчивали даже начальную школу, однако уже помогали в тылу. Более старший контингент уходил на фронт наравне с учителями. Однако немного позже, адаптированная под военное время школа, начала снова давать уроки. Во главу угла ставилось патриотическое воспитание молодежи. Была реорганизована система образования таким образом, что, несмотря на сложившуюся тяжелую ситуацию, советское государство поддерживало образование детей.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, образование, система образования, дети, подростки.
Великая Отечественная война — одно из самых трагичных событий нашей истории. Безусловно, она повлияла не только на экономическую или политическую ситуацию, но и на духовную сферу жизни советского общества. Военная обстановка так или иначе сказалась на школе, образовательном процессе в целом. С началом войны все кардинально изменилось, и систему образования уже было не узнать: она встала на так называемые «военные рельсы». Старшеклассники уходили на фронт, та же самая ситуация была и с педагогическим составом. Многие из них активно трудились в тылу. Так, например, проводились специальные совещания комсомольско-молодежных бригад, где выявлялась необходимость детской и подростковой помощи на производстве. Здесь объявлялась информация о передовиках производства, выполнявших план более, чем на 300 % [1, с. 46]. Согласно данным источников, среди тех, кто помогал взрослым на сталинградских заводах, были лица, не получившие даже основное общее образование. Так, например, порядка пяти человек не закончило даже 4 класса школы, около тридцати человек были учениками 5–6 классов. Семиклассное образование смогли получить двадцать девять человек [2, с. 117]. Получается, что подростки в возрасте 12–14 лет помогали трудиться на благо своей любимой Родины [3, с.383].
Что касается руководства всех образовательных учреждений, то порой должности директоров занимал, кто придется: люди, не имеющие специального образования. На долю глав школ выпало незавидная участь: нужно было мобилизовать, реорганизовать и систематизировать жизнь школы в более сложных условиях. В задачи каждого директора, учителя входило сохранение школ, жизни и здоровья обучающихся [4, с. 57].
Безусловно, в тяжелых условиях военного времени уровень образования сводился к минимуму. Связано это с тем, что порой тяжелый труд на заводе исключал обучение. Однако взрослые все же делали поблажки и давали ребятам возможность получать знания.
В военное время упор делался на патриотическое воспитание. А сама архитектоника урока была адаптирована под условия того времени.
Перед школами во второй половине 1943/44 учебного года встал, в связи с комплексом правительственных решений, ряд новых, взаимосвязанных задач: дальнейшее расширение раздельного обучения, расширение сети школьных интернатов и улучшение их общего состояния, своевременное проведение ремонта школьных зданий и обеспечение их топливом, проведение мероприятий по повышению квалификации учителей, завершение подготовки учителей на краткосрочных курсах для удовлетворения потребности в учительских кадрах, обеспечение своевременной реэвакуации учителей в освобожденные районы РСФСР, возвращение в школу учителей, работающих не по специальности, возвращение школьных зданий, используемых не по назначению.
Важное государственное значение имело введение с 1944/45 учебного года всеобуча с семи лет. Это давало возможность подросткам завершить семилетнее образование к 14 годам и после этого отправиться в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО или на предприятия и в колхозы, испытывающие острый недостаток в рабочей силе. Организуя, по решению правительства, обучение детей с семи лет, школа оказывала государству большую экономическую и культурную помощь, готовя подростков для квалифицированной работы в различных отраслях народного хозяйства.
Возросло при этом значение воспитательных дошкольных учреждений, учителей начальной школы. Педагогические работники и воспитатели должны были учесть особенности возрастной группы детей, перенять все наиболее ценное из практики работы дошкольных учреждений с детьми младшего возраста, усовершенствовать методики.
Начиная с 1944/45 учебного года, в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1944 г. «О подготовке школ к 1944/45 уч. году», в РСФСР, в том числе в районах, освобожденных от немецкой оккупации, стали восстанавливаться специальные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (преимущественно для детей с нарушениями зрения и слуха), которые были закрыты с началом войны. Правительство обязало советские органы, отделы народного образования «обеспечить обязательное обучение слепых, глухонемых детей, для чего восстановить сеть специальных школ» [2, с. 118].
Повысилась требовательность учителей к качеству и глубине знаний учащихся, а также к качеству своего педагогического труда. Значительно вырос интерес учителей к разработке наиболее серьезных вопросов педагогической теории и практики [4, с. 57].
Внимание учителей и воспитателей обращалось на необходимость наблюдать за нравственностью учащихся и их поведением вне школы. Во внешних атрибутах это проявилось в восстановлении школьной формы, ученического билета и учительского билета, золотой и серебряной медалей, в осуществлении раздельного обучения мальчиков и девочек. То есть, мы можем утверждать, что под контролем советской партии и правительства система образования была не просто восстановлена, но и реорганизована. Появилась тактика организации всеобщего образования на освобожденных территориях и это позволило решить не только проблемы, связанные с просвещением, но и успешно решить часть задач заключительного этапа войны.
Литература:
- Коренюк В. М. Военная повседневность детей репрессированных родителей в годы Великой Отечественной войны (на материалах Молотовской области) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 6. С. 44–52.
- Большакова М. Н. Детский труд в годы Великой Отечественной Войны (1941‒1945 гг.) как фактор великой победы // Вестник СПБГУ промышленных технологий и дизайна. 2020. № 2. С. 115–120.
- Крапивина Т. С. Детская повседневность в годы Великой Отечественной Войны по материалам газеты «Красный Курган» // Документ. Архив. История. Современность. 2016. № 1. С. 382–384.
- Ляпунова Н. В. Социальная политика советского государства в годы Великой Отечественной Войны // Наука и современность. 2017. № 4. С. 57