В статье проводится анализ судебной практики применения административных наказаний за правонарушения в области предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. Цель данного исследования заключается в формировании общего теоретико-прикладного представления об административной ответственности за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, ее основаниях с учетом современного российского законодательства об административных правонарушениях и практики его применения, в выявлении пробелов и противоречий в указанном законодательстве и выработке предложений по их устранению.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, имущество, административное правонарушение, ответственность, жилищно-коммунальные услуги, стандарты, статистика.
Одним из видов предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ является деятельность по содержанию и ремонту жилых домов и иных жилых помещений, включая содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и благоустройство придомовых территорий. Данная деятельность регулируется нормами ЖК РФ, ГК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Предпринимательская деятельность в сфере ЖКХ подлежит нормативно-правовому регулированию со стороны государства. В настоящее время такое регулирование осуществляется на основании: федеральных законов, например ЖК РФ, Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [10], Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [5], Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [6], федеральных подзаконных нормативных правовых актов, в частности нормативных правовых актов Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, например Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» [16]. Кроме того, на основании законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных, в частности, с установлением стандартов ЖКУ, порядка проведения капитального ремонта многоквартирных домов, порядка осуществления лицензирования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих, в частности, правила благоустройства населенных пунктов, порядок осуществления муниципального жилищного контроля.
Диспозиция статьи 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность «за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, «правил» содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо «порядка и правил» признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением» [1].
Вопросы административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, ранее были предметом научного исследования, в частности в диссертациях Т. С. Плехановой и Н. В. Тарасовой, однако они рассматривались до введения в 2014 году института лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и без учета практики применения статьи 14.1.3 КоАП РФ. Кроме того, в обозначенных работах отсутствует специальный анализ административных правонарушений, связанных с нарушением правил содержания и коммунального обслуживания жилых домов субъектами предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ [17; 18].
Анализ правоприменительной практики и официальной статистики в сфере ЖКХ показывает, что основными нарушениями, допускаемыми субъектами предпринимательской деятельности в данной сфере, являются нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений [19].
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2022 году проведен опрос населения по вопросу оценки качества жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) (от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше во всех федеральных округах). Как показало проведенное исследование, 60 % россиян довольны качеством ЖКУ, что на одну пятую больше, чем девять лет назад (39 %). При этом 17 % из числа респондентов отметили ухудшение качества предоставления услуги по содержанию и текущему ремонту жилья [20].
Согласно данным Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», за III квартал 2022 года поступило более 9,2 тыс. обращений, из них: о неудовлетворительном состоянии многоквартирных жилых домов — 18,1 %, о начислении платы за коммунальные услуги — 12,2 %, об управлении объектами — 11,5 %; увеличилось количество обращений, связанных с качеством коммунальных ресурсов (с 7,8 до 9,7 %) и благоустройством придомовых территорий (с 6,7 до 7,8 %) [21].
Решение данной проблемы требует соответствующего правового регулирования и контроля предпринимательской жилищно-коммунальной деятельности со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в связи с чем указанная деятельность выступает объектом административно-правового воздействия. Ведь от качества этих услуг напрямую зависит комфорт и уровень жизни людей. Одним из ключевых моментов в решении данной проблемы является правовое регулирование и контроль за деятельностью предприятий, занимающихся жилищно-коммунальными услугами. Важно, чтобы органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляли свою работу по контролю за соблюдением законодательства в этой сфере. Одним из способов улучшения качества жилищно-коммунальных услуг является повышение конкуренции на рынке. Ведь чем больше предприятий будет заниматься этой деятельностью, тем больше будет возможностей для людей выбирать наиболее качественные и доступные по цене услуги. Кроме того, необходимо уделить внимание и совершенствованию технологий, используемых в жилищно-коммунальной сфере. Внедрение новых технологий позволит улучшить качество услуг, снизить их стоимость и повысить эффективность деятельности предприятий. Также важно обратить внимание на образование и повышение квалификации работников жилищно-коммунальной сферы. Чем выше квалификация работников, тем выше будет качество оказываемых ими услуг. Наконец, необходимо учитывать мнение и интересы населения при решении проблемы обеспечения качественных жилищно-коммунальных услуг. Ведь именно люди являются конечными потребителями этих услуг, и их мнение и интересы должны быть учтены при разработке и внедрении мер по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг.
Судебная практика применения административных наказаний за правонарушения в области предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ является одной из наиболее актуальных тем в современном правовом обществе. В связи с тем, что ЖКХ является одной из важнейших сфер экономики, правонарушения в этой области могут негативно сказаться на жизни многих людей. Административные наказания за правонарушения в области предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ могут быть наложены на юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью в этой области. Среди наиболее распространенных правонарушений можно выделить несоблюдение сроков и качества выполнения работ, несвоевременную оплату за оказанные услуги, нарушение правил техники безопасности, несоблюдение правил хранения и использования технических средств и материалов. Анализ судебной практики показывает, что наиболее распространенным административным наказанием за правонарушения в области предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ является штраф. Однако, в некоторых случаях могут быть наложены и более серьезные наказания, такие как административный арест или приостановление деятельности. Кроме того, судебная практика показывает, что нередко нарушения в области предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ могут быть связаны с коррупционными действиями. В таких случаях нарушители могут быть привлечены к уголовной ответственности.
В целом, анализ судебной практики применения административных наказаний за правонарушения в области предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ показывает, что суды строго относятся к нарушениям в этой области и готовы применять к нарушителям максимально возможные меры ответственности. Это является важным фактором, способствующим улучшению качества услуг в сфере ЖКХ и защите прав потребителей.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 14.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001.– № 44. — Ст. 4147.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003.– № 40. — Ст. 3822.
- Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ. — 2011.– № 50. — Ст. 7358.
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Российская газета. — 1998. — № 121.
- Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 30. — Ст. 3799.
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» // Российская газета. — 2017. — № 163.
- Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. — 2005. — № 1.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Российская газета. 2010. № 168.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5007.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31 (ч. I). — Ст. 5007
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 30. — Ст. 4256.
- Федеральный закон от 05.12.2016 № 412-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 50. — Ст. 6975.
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 34. — Ст. 3680.
- Административные правонарушения в жилищно-коммунальной сфере : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.14 / Плеханова Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.]. - Москва, 2009.
- Административная ответственность за нарушение жилищного законодательства : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.14 / Тарасова Наталья Владиславовна; [Место защиты: Саратовская государственная академия права.]. - Саратов, 2011.
- Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] // URL: https://dom.gosuslugi.ru (дата обращения: 12.06.2023).
- Сайт Всероссийского центра исследования общественного мнения [Электронный ресурс] // URL: http://wciom.ru (дата обращения: 13.06.2023).
- Сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс] // URL: https://iz.ru/1071077/maksim-khodykin/zhilishchnyi-zaprossostavlen-reiting-samykh-populiarnykh-zhalob-v-sfere-zhkkh (дата обращения: 12.06.2023).