Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленная на их развитие. Игра в данном контексте рассматривается не только как основной вид деятельности дошкольника, но и как значимый инструмент в формировании навыков коммуникации.
Ключевые слова: игровые технологии, коммуникативные навыки, дошкольный возраст, игра, особенности психического развития.
This article is devoted to the use of gaming technologies in the process of developing communication skills in preschool children with mental retardation. Communication skills in such children are poorly developed, special work is needed to develop them. The game in this context is considered not only as the main activity of a preschooler, but also as a significant tool in the formation of communication skills.
Keywords: game technologies, communication skills, preschool age, game, psychic development features.
Введение. Коммуникативной деятельности отведено особое место в жизни дошкольника. Благодаря ей осуществляется познание окружающего мира, ребенок может взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, таким образом, происходит полноценное развитие личности ребенка. Будучи дошкольником, ребенку удается овладеть последовательно ситуативно-личностной, ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной формой общения, кроме того, происходит переход к внеситуативноличностной (М. И. Лисина). Таким образом происходит постижение различных форм общения, дети получают коммуникативные навыки, такие как инициативность в общении; чувствительность при взаимодействии со сверстником; выбор и использование просоциальных действия, экспрессивно-мимических средств и активной речи. Однако дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР) испытывают трудности в их формировании. Данный факт обусловлен незрелостью мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР и выражается в том, что ребенок обращается ко взрослому только с просьбой о помощи и поддержке. Такие дети характеризуются низким уровнем развития познавательных мотивов общения, им сложно налаживать личностные контакты со взрослым [1]. Они могут наладить контакт со взрослыми и сверстниками, однако этот процесс будет занимать у них продолжительное время, а обратной связи, как правило, не отмечается. В связи с этим, уместно говорить о низкой инициативности в обращении к взрослому, сверстнику [2]. Е. С. Слепович считает, что у дошкольников с ЗПР уровень общения со сверстниками ощутимо отстает [4].
Объектом исследования являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Предмет исследования — влияние игровых технологий на развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Как правило, у детей с ЗПР отмечается сниженная потребность в общении со сверстниками. Процесс коммуникации со сверстниками обусловлен преимущественно деловыми и личностными мотивами, общение осуществляется только в игровом контексте или практической деятельности. Познавательность в коммуникационных мотивах со сверстниками не наблюдаются. Е. В. Локтева отмечает неготовность детей дошкольного возраста с ЗПР к эмоциональному сотрудничеству и отсутствие навыков ролевого поведения.
Изучение любого вопроса, который касается патологий в процессе развитии детей, необходимо начинать с анализа причин, которые обусловили соответствующие отклонения. В исследованиях многих отечественных ученых отмечается многообразность причин появление задержки психического развития. Рассмотрим дефиницию, предложенную С. Л. Рубинштейном, согласно которой под коммуникативными способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают выработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе, а также обеспечивают динамику и эффективность успешности приобретения знаний и формирования навыков. [3]
Таким образом, к особенностям развития коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР относят: низкий словарный запас, неумение выстраивать взаимодействие и диалог с собеседников, не проявляют инициативу в ходе беседы, речевые контакты короткие, как правило, дети с ЗПР избегают возможные ситуации общения.
Отмеченные особенности подтверждают необходимость реализации систематической, целенаправленной коррекционно-развивающей работы по становлению коммуникационных навыков детей с ЗПР.
Каждому возрастному периоду ребенка свойственен определенный ведущий вид деятельности. В старшем дошкольном возрасте — это сюжетно-ролевая игра. Игра заключает в себе особенности и назначение предметов и функций окружающих людей, а также их взаимоотношения и взаимодействия, дети учатся общаться в ходе распределения ролей, выбора атрибутов, обозначения и соблюдения правил игры, конструировании игрового диалога. Это обусловило возможность применения специально организованных сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР.
По результатам анализа адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР, были подобраны подходящие по назначению сюжетно-ролевые игры. Важна организация специальной подготовительной работы для того, чтобы сюжетно-ролевая игра решала задачи развития коммуникативных навыков. Подготовительный этап подразумевает знакомство и актуализацию лексики согласно теме сюжетно-ролевой игры, расширение и уточнение знаний и представлений о сюжете игры. Этап включает в себя: подготовку игровой среды, оформление игровой зоны, подбор атрибутов игры, создание деталей костюмов; обучающую беседу по теме сюжетно-ролевой игры (например, беседа «Вежливые слова» к игре «Магазин»); ознакомительную беседу с применением наглядных средств согласно заявленной теме игры; работу с сюжетными картинами, с серией сюжетных картинок, дидактическими играми по теме сюжетно-ролевой игры; чтение рассказа, сказок по теме сюжетно-ролевой игра (например рассказ Каспарова Ю. В. «В магазине» к игре «Магазин») [2].
Основной этап предполагает организацию и реализацию сюжетно-ролевой игры с целью развития коммуникативных навыков. Алгоритм включения детей в сюжетно-ролевую игру с целью развития коммуникативных навыков:
- Мотивировать детей к началу игры. Мотивация детей к игровому сотрудничеству («Ребята, у куклы Маши сегодня день рождения! Необходимо купить ей подарки! Пойдемте скорее в магазин!»).
- Распределить роли.
- Создать коммуникативные ситуации при распределении ролей среди детей, использовать коммуникативные слова-реплики.
- Нужно объяснить принципы игры, познакомить с сюжетом.
- Выстроить различные коммуникативные ситуации в ходе игры («Саша, попроси продавца рассказать тебе об этой игрушке! Женя, сообщи покупателю, сколько стоит эта игрушка!»).
- Поддержать игровую ситуацию, позитивный эмоциональный настрой, осуществлять подбадривание, подсказки. Оказывать помощь в выстраивании диалогов посредством наводящих вопросов, стимулирующих фраз и реплик.
- Заключительный этап подразумевает анализ игры. Подведения итогов, обсуждение игры («Ира, в какую игру мы играли? Паша, какая у тебя была роль? Ребята, вам понравилось сегодня играть?»).
В качестве заключения следует отметить, что при рассмотрении игровых функций, можно сделать вывод о том, что игра оказывает существенное влияние на развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста в образовательном и воспитательном процессе. Для детей с задержкой психического развития игра обретает статус отправной точки в процессе становления представлений, самостоятельной регуляции деятельности, осмыслении мира взаимоотношений, налаживании коммуникации со взрослыми и сверстниками, что и включает в себя социальная компетентность.
Литература:
- Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: автореф. дис. … д. п. наук: 19.00.10 / Е. Е. Дмитриева. — Нижний Новгород, 2005. — 53 с.
- Иванова, А. А. Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте / А. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 389–391. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81218/ (дата обращения: 24.06.2023).
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
- Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. — М.: Педагогика, 1990. — 96 с.