В статье исследуется нормативная правовая база, лежащая в основе развития института самозанятых граждан. Анализируется правоприменительная практика и определяются проблемы регулирования гражданско-правового режима деятельности самозанятых граждан. Поднимаются актуальные вопросы в части определения правового статуса самозанятых лиц, соотношения норм трудового законодательства с нормами права, регулирующих деятельность самозанятых граждан. Определяется правовое положение физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в части их гражданско-правовой ответственности перед потребителями.
Ключевые слова: самозанятость, гражданско-правовой режим деятельности самозанятых граждан, налог на профессиональный доход, гражданско-правовая ответственность, защита прав потребителей.
Деятельность самозанятых граждан регулируется в правовом поле Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» [1], который начал действовать с 1 января 2019 г., на сегодняшний день данный эксперимент проводится на всей территории Российской Федерации, что привело к формированию правоприменительной практики в данном направлении.
Анализ судебной практики в разрешении споров с участием самостоятельно занятых граждан, выявляет ряд проблем, одна из которых связана с ошибками в процессе оформления отношений с исследуемой категорией граждан, что в последствии приводит к переквалификации договоров гражданско-правового характера в трудовые отношения. Основания для установления факта подмены трудовых отношений гражданско-правовыми становятся нарушения требований трудового законодательства. Федеральная налоговая служба разъяснила на какие документально подтвержденные обстоятельства необходимо обращать внимание при установлении факта переквалификации гражданских правоотношений в трудовые в случае привлечения к работе самозанятых граждан [2]. К данным обстоятельствам относятся отсутствие в договоре конкретного объема работ, необходимо понимать, что для самозанятого лица, в процессе осуществления его деятельности, значение имеет достигнутый результат [3, С. 68], а не сам процесс труда. При этом, указанный объем работ должен быть осуществлен в рамках разового задания заказчика, без указания на выполнение работником лично работ определенного рода.
Также Федеральная налоговая служба в данном письме выделяет в качестве обстоятельств, определяющих подмену трудовых отношений при привлечении к работе самостоятельно занятых лиц, характер, период и размер выплаты вознаграждения. Оно не должно носить систематический характер на протяжении длительного периода, иначе вознаграждение следует квалифицировать как ежемесячную оплату труда в установленном размере, который не меняется в течение календарного года. Заказчику следует исключить подчинение внутреннему трудовому распорядку исполнителя по договору гражданско-правового характера в процессе сотрудничества с самозанятыми гражданами. Необходимо учитывать, что лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, сами обеспечивают себя рабочим местом и регулируют свой процесс труда. Ряд исследователей института самозанятости в нашем государстве в части реализации в практическом аспекте норм права, регулирующих деятельность самостоятельно трудящихся лиц, высказывают предложение в целях предотвращения размывания трудовых отношений и противодействия незаконной налоговой оптимизации усилить контроль со стороны уполномоченных органов за деятельностью предприятий, массово использующих услуги самозанятых [4, С. 30].
Исследование применения налогового режима для самозанятых граждан в правовом поле, выявило еще одну проблему, связанную с отсутствием урегулирования на законодательном уровне защиты прав потребителей в процессе оказания им услуг или продажи товаров, ненадлежащего качества, самозанятыми. Анализ норм права в данном аспекте показал их противоречие в вопросе об ответственности самозанятых граждан за качество предоставляемых товаров или оказываемых услуг. В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» [5] зафиксировано: «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав». Также, в данном законе определено, что исполнителем считается организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. Таким образом, отсутствует прямое указание на применение норм данного закона к самозанятому лицу, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации [6], гражданин, осуществляющий деятельность по продаже товаров или предоставлению услуг, без образования юридического лица или не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, фактически осуществляющий предпринимательскую деятельность, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Таким образом, анализируя данные нормы права, можно сделать вывод, что в процессе реализации своей деятельности самостоятельно занятые лица, без статуса индивидуального предпринимателя, осуществляют предпринимательскую деятельность, следовательно, возникают правовые обоснования к применению к сделкам с участием самозанятых лиц нормы закона «О защите прав потребителей». Представляется, что в целях определения ответственности самозанятых граждан в случае предоставления некачественного товара или оказания услуги не отвечающей требованиям потребителя возникает необходимость внесения поправки в Закон «О защите прав потребителей» и добавить самозанятых граждан, в части определения исполнителя во избежание противоречий в правоприменительной практике. При этом, в процессе изучения и поиска способов решения данной проблемы в практическом аспекте, следует не нарушить баланс частных и публичных интересов в процессе осуществления деятельности самозанятыми гражданами. В сфере гражданского права, представляется необходимым применять к самостоятельно занятым гражданам те же правила, которые применяются к индивидуальным предпринимателям, если законом специально не предусмотрено иное. В сфере же публичного права установить для исследуемой категории граждан особые условия, с учетом их специфического статуса [7, С. 17].
Сложность в разрешении данных проблем, состоит в несоблюдении норм права, регулирующих деятельность самозанятых лиц, в их не верном толковании, а зачастую, в противоречии законодательных норм. При этом, государство определяет ответственность для самозанятых лиц за нарушение в процессе осуществления их профессиональной деятельности. Думается, что для преодоления противоречий в нормах права, которые затрагивают сферу самозанятости, их взаимодействии с трудовым и налоговым законодательством в рамках исследуемой темы, разрешении проблем правового регулирования гражданско-правового режима деятельности самозанятых граждан, повышения правосознания физических лиц, действующих в рамках специального налогового режима, необходим комплексный анализ законодательной базы в целях ее применения на практике в процессе становления института самозанятости.
Литература:
- Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» (ред. от 28 декабря 2022 г. № 565-ФЗ) // СЗ РФ. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7494; 2023. № 1 (часть I). Ст. 12.
- Письмо ФНС России от 15 апреля 2022 г. № ЕА-4–15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД» // СПС «Консультант Плюс».
- Жукова Ю. Д., Подмаркова А. С. Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима // Право. Журнал Высшей школы экономики. Москва. 2021. Т. 13. № 4. С. 49–79.
- Мухина И. И., Миракян Д. Г. Самозанятость в России: современные тенденции и перспективы развития // Социально-трудовые исследования. 2021. № 3 (44). С. 21–30.
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ред. от 5 декабря 2022 г. № 478-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 2022. № 50 (Часть III). Ст. 8772.
- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28 апреля 2023 г. № 3-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2023. № 5. Ст. 700.
- Азарова В. Б. Совершенствование нормативного закрепления статуса самозанятого гражданина // Юридическая наука: научный журнал, ноябрь 2022 г. М.: ООО «Русайнс», 2022. № 11. С. 15–17.