Использование тренинговых технологий на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Ломако, Н. Н. Использование тренинговых технологий на уроках русского языка / Н. Н. Ломако, Э. В. Чернышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104549/ (дата обращения: 16.11.2024).



С приходом в современное образование новых ценностей и таких понятий, как самостоятельное независимое мышление, лингвистическая компетенция, творческие способности перед педагогом встала задача, которая состоит в том, чтобы всемерно способствовать саморазвитию личности ученика. Это сложный непрерывный процесс субъективных переживаний, включающий и отражение событий, информации из внешнего мира, путь к пониманию и принятию других людей, чувство сопричастности к обществу и способность к творчеству.

Основной проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Значимость ее заключается в том, что учение должно быть направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, чаще всего вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач, поэтому педагоги осознают необходимость обучения таким важным в современном мире навыкам исследовательской, творческой работы, ведь успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Освоение учебной программы и формирование таких ведущих компетенций, как коммуникативная и речевая, оказывается более продуктивным с использованием тренинга как метода активизации познавательной деятельности, поскольку позволяет организовать учебный процесс, максимально приблизив его к будущей профессиональной деятельности обучающихся в аспекте, связанном с речевым взаимодействием. Тренинг представляет собой один из методов практико-ориентированного обучения, в котором усвоения предметного содержания происходит путем погружения в деятельность. Проведение урока-тренинга для учащихся является наиболее увлекательным, что способствует росту интереса как к учебному предмету.

Основная цель тренинговых занятий — развитие социальных навыков, навыков общения, а также совершенствование профессионально-психологических компетенций обучающихся.

Первостепенной задачей использования тренинга в рамках языковых курсов является совершенствование навыков использование языка, паралингвистических и экстралингвистических средств в качестве инструмента коммуникации как устной, так и письменной. С применением тренинговой технологии становится весьма продуктивным обучение свободному использованию языковых средств как инструмента общения в различных ситуациях как учебных, так и профессиональных.

В современной педагогической науке не существует единой классификации технологий, форм и методов обучения. Тренинг рассматривается как:

— активный имитационный метод обучения;

— игровой имитационный метод обучения;

— метод игровой технологии;

— игровая процедура внутри стратегической педагогической технологии.

Тренинг на уроках русского языка способствует формированию навыков коммуникативного общения, развитию творческого воображения, связной устной и письменной речи учащихся. Тренинговые занятия могут быть построены в виде групповой дискуссии, ролевых игр, психогимнастики, посвящены решению профессиональных ситуаций. Так как тренинги учат сопоставлять, анализировать, делать выводы, они включены в тематические блоки языкового материала и отдельные уроки речевой деятельности.

Кроме того, очень эффективны тренинги воссоздающего воображения, ассоциативного мышления. Например, зрительные предлагают увидеть то, что невозможно; слуховые — услышать то, чего не бывает; визуальные, тактильные — ощутить что-либо.

Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка и литературы не только является существенным компонентом формирования полноценного восприятия текста, его понимания, но и связано с общим умственным развитием, реализацией познавательной активности, эстетическим и эмоциональным восприятием, творческим началом личности.

В качестве заданий можно предложить различные упражнения, в которых, например, нужно продолжить текст самим по предложенному началу или создать текст по опорным словам и словосочетаниям.

Использование ассоциативного метода в обучении позволяет освоить учебную программу обучающимся, у которых существуют проблемы с запоминанием материала.Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления обучающихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.

В качестве заданий можно предложить, например, упражнения, в которых нужно составить ассоциативный ряд со словом:

— выполните анализ ассоциативных рядов: слово — понятие, слово — метафора;

— опишите свои ассоциации, связанные со словом-понятием.

На уроках русского языка можно применять различные виды тренингов: фонетические, лексические, синтаксические, которые позволяют осуществлять мониторинг формирования у учеников понятий, представлений в тех или иных жизненных ситуациях.

Лексический тренинг

  1. Игра «Комплимент».Задача: сказать соседу по парте что-либо приятное. Надо помнить о том, что приятно должно быть соседу, а не себе. Как трудно подобрать нужные слова! Этот тренинг учит умению выражать свои мысли, находить положительные качества в окружающих. Усложняем ситуацию, предлагая учащимся использовать слова — комплименты разных эпох.
  2. Перевертыши «Пословиц и поговорок». Задача: воссоздать пословицу.

— Кошка — враг обезьяны (Собака — друг человека)

— Попроси умницу Дьявола обругать, она и затылок заживит (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт)

— Корова изредка чистоту прячет (Свинья всегда грязь найдет)

— Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)

— Это плохо, если плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается)

— Маленькой байдарке — маленький полет (Большому кораблю — большое плавание)

— Буквы как орлы — прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит не поймаешь)

— Чужое платье далеко от лица (Своя рубашка ближе к телу)

  1. Задание по определению ошибок в конкретном тексте. Учащимся предлагается выбрать номера словосочетаний с лексическими ошибками.

1) Свободная вакансия

2) Страшно обрадовались

3) Состоялась благодаря разрешению

4) Кипучее безделье

5) Два года тому назад

6) Кипучая деятельность

7) Оценивает высоко позитивно

Фонетический тренинг

1. «Кто главнее?» Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее — гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

- — и — а

- — о — а

-а — а — — а -

- — — а — и — а

Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

к н — г -

ш к — л -

к-р-нд — ш

с т р-н- ц -

Так кто же главнее — гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

2. Отгадайте названия произведений, в которых оставлены только согласные буквы.

— «Х-м-л- -н»

— «Мц-р-»

— «Ш-н-л-

— «П-к-в — — Д-м-»

— «Св-- — ч-ж- -»

Синтаксический тренинг

Всегда ли совпадает количество слов и членов в предложении? Проанализируйте. Совпадает ли количество слов (частей речи) и членов предложения?

1) Наша Татьяна пошла в гору: получила повышение по службе. 2) Улица пошла в гору и потерялась вдали. 3) Сюда может прийти кто угодно. 4) Я купила в булочной две булки.5) Вылезайте, муравьи, после зимней стужи. 6) Нам хватило на обед и двух булок. 7) Отец с матерью любили читать вечерами. 8) Конечно, он в ней не разочаровался.

Преподавание русского языка и литературы в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий, и, прежде всего, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла, как оторванных от практической деятельности. Следствием этого является проблема непрочности практических навыков устной и письменной речи.

Так как активные методы обучения, в том числе тренинги, ориентированы на практическое применение знаний по теме, это помогает сформировать необходимые коммуникативные связи и эмоциональный контекст урока, соответственно позволяют повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке. Все это способствует развитию практических навыков, что и помогает сделать тренинг эффективным средством выработки умений и навыков.

Литература:

1. Смолкин А. М. Методы активного обучения [А. М. Смолкин. — М.:Высш. шк., 1991.]

2. Духнич, Ю. Технология тренинга [Электронный ресурс] / http://www.smart-edu.com/tehnologiya-treninga.htm

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, тренинг, воссоздающее воображение, качество заданий, навык, развитие, согласный, учебная программа, учебный процесс.


Задать вопрос