В статье рассматривается такое явление современности, как цифровой рубль. В ходе исследования и анализа законодательства выявляются ключевые проблемы, возникающие в процессе внедрения цифрового рубля в экономическую и правовую сферу. Рассматривается функциональные характеристики и перспективы развития цифрового рубля. В конце исследования сформирован вывод о том, что реализация указанного проекта станет новым этапом развития не только в сфере цифровой экономики и финансов, но также и в сфере права.
Ключевые слова: цифровой рубль, цифровая валюта центрального банка, криптовалюта, платежная система, цифровое право.
Как мы можем наблюдать, цифровая экономика развивается значительно быстрее, чем законодательство в данной сфере и на сегодняшний день, вследствие цифровизации сферы экономики, достаточно инновационной и дискуссионной темой является «цифровой рубль». В октябре 2020 года Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ) опубликован доклад под названием «Цифровой рубль» (далее — доклад Центрального Банка), включающий в себя сорок семь страниц, на которых указывается понятие, значение, роль цифрового рубля, а также Концепция цифрового рубля.
Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, представляется целесообразным обратиться к определению цифрового рубля, которое нам предлагает ЦБ РФ, а именно: «Цифровой рубль будет являться цифровой валютой российского центрального банка, в форме уникального цифрового кода, который будет храниться на специальном электронном кошельке» [1]. В качестве правовой дефиниции используется термин «цифровая валюта Центрального Банка». Однако, как мы можем заметить, в указанном термине содержится формулировка «цифровая валюта», в связи с чем возникает ключевая проблема правового характера.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Федеральный закон № 259-ФЗ) цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам [2].
Следовательно, при анализе и соотнесении определения цифрового рубля и определения цифровой валюты мы можем заметить следующее расхождение: цифровая валюта может быть принята в качестве средства платежа, однако четко указывается и то, что она не является денежной единицей Российской Федерации. В свою очередь, цифровой рубль, как ранее было указано, именуется цифровой валютой Центрального Банка, который будет являться денежной единицей Российской Федерации наравне с наличными деньгами и безналичными денежными средствами. Вполне вероятно, что рассматриваемая проблема в первую очередь связана с тем, что доклад Центрального Банка Российской Федерации был выпущен, когда Федеральный закон № 259-ФЗ находился лишь на стадии принятия и доработок. Вместе с тем, П. С. Шараев в своем исследовании отмечает также иное объяснение несогласованности понятийного аппарата, в частности то, что термин «Цифровая валюта Центрального Банка» указанный в официальном докладе Центрального Банка, является почти дословным переводом зарубежного термина «Central Bank digital currencies», что немало важно, данный зарубежный термин обозначает аналог денежных средств и потенциально мог бы устояться в рамках российского правового поля. Однако П. С. Шараев акцентирует внимание на том, что словосочетание «цифровая валюта», хоть и центрального банка, уже не может восприниматься в контексте Федерального закона № 259-ФЗ, где понятие цифровой валюты намеренно отграничено от денежных средств [3].
Руководствуясь вышеизложенным, имеются достаточные основания полагать, что сущность цифрового рубля идентична с сущностью цифровой валюты, однако, как ранее было указано, в соответствии с законодательным регулированием мы не можем отождествлять данные понятия. Вместе с тем, логично предположить, что указанная проблема будет решена на этапе внедрения цифрового рубля в правовое поле Российской Федерации путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закона № 259-ФЗ.
Согласно Концепции цифрового рубля на заключительном этапе реализации проекта в 2023 году планируется разработка законодательства для внедрения цифрового рубля в экономический оборот [4]. Несмотря на сложности реализации указанного проекта, Центральный Банк следует дорожной карте и на сегодняшний день цифровой рубль проходит заключительные этапы тестирования и готовится к пилотному запуску. Безусловно, нельзя не согласиться с тем фактом, что для внедрения цифрового рубля потребуется совершить огромный массив законодательной работы, в частности, определить правовой режим цифрового рубля в гражданских правоотношениях, а также внести изменения (в том числе и посредством дополнения) в достаточно большое количество нормативных правовых актов.
Указанные трудности законодательного закрепления возникают в связи с тем, что ЦБ РФ предполагается закрепление цифрового рубля в качестве абсолютно нового вида денежных средств. Вместе с тем, научной литературе выражался подход, в соответствии с которым цифровой рубль стоило прировнять к безналичным денежным средствам, что существенно бы облегчило и ускорило реализацию проекта. Так, А. В. Габов в своей работе пришел к выводу, что если определять цифровой рубль как самостоятельный объект гражданских прав, то это исключает его квалификацию в качестве денег (денежных средств), а также в качестве цифрового права, соответственно выделение цифрового рубля в качестве отдельного объекта гражданских прав является недопустимым. Габовым также указывается и то, что если относить цифровой рубль к какому- либо из существующих объектов гражданского права, то для этого потребуется вносить существенные изменения в статьи 128, 141, в ряд статей части первой и второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также потребуется внести соответствующие изменения в основные нормативные правовые акты, регламентирующие правовое положение Банка России и денежного обращения [5].
Возвращаясь к докладу Банка России, на данный момент цифровой рубль имеет следующие характеристики:
– существует и распространяется в виде цифрового кода, а также хранится на специальном электроном кошельке;
– является формой денег, а также выполняет все экономические функции денег, а именно: является мерой стоимости, а также является средством сбережения и платежа;
– является дополнительной формой национальной валюты наравне с наличными деньгами и безналичными денежными средствами
– эмитируется Центральным Банком Российской Федерации в цифровой форме;
– все три формы российского рубля являются абсолютно равноценными (один рубль наличных денег или безналичных денежных средств равен одному цифровому рублю).
Анализируя характеристики цифрового рубля, указанные в докладе Центрального Банка, можем сделать вывод, что перспектива развития данного проекта заключаются в первую очередь в том, что, во- первых, электронный кошелек, на котором будут храниться цифровые рубли, не будет привязан к определенному банку, то есть в случае отзыва у банка лицензии держатель цифрового рубля не потеряет цифровую валюту, как это было бы в случае с безналичными денежными средствами (не учитывая страховую выплату в размере 1.4 млн рублей), а сможет беспрепятственно привязать свой электронный кошелек к другому банку и продолжить использование. Во- вторых, выделяется скорость транзакций, которые, в свою очередь будут проходить мгновенно, без задержек и пауз [6]. В- третьих, предполагается, что данные транзакции не будут облагаться дополнительной комиссией и станут самым дешевым способом перевода денежных средств. В- четвертых, отмечается безопасность, так как все операции будут проходить на платформе Банка России, который будет осуществлять контроль за всеми транзакциями. В- пятых, цифровой рубль позволит заключать смарт- контракты, где оплата цифровыми рублями будет происходить автоматически при выполнении предписанных условий.
Резюмируя вышеизложенное, можем сделать вывод о том, что цифрой рубль в функциональном плане имеет достаточное количество преимуществ, но вместе с тем, имеются и недочеты правого характера, которые однозначно будут устранены на заключительном этапе реализации проекта ЦБ РФ. Также, нами было отмечено, что с правовой точки зрения реализация данного проекта является непростой задачей в силу того, что для этого потребуется внести изменения или дополнения в огромное число уже существующих нормативно- правовых актов. Однако, несмотря на все сложности, возникающие при реализации данного проекта, цифровой рубль станет новым этапом развития не только в сфере цифровой экономики и финансов, но также и в сфере права.
Литература:
- Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль» [Электронный ресурс] // URL:https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения 27.02.2022).
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 173.
- Шараев П. С. Правовая сущность цифрового рубля [Электронный ресурс] // Вестник СГЮА. 2021. № 6 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-suschnost-tsifrovogo-rublya (дата обращения: 27.02.2022).
- Концепция цифрового рубля [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения 27.02.2022).
- Габов А. В. Цифровой рубль Центрального Банка как объект гражданских прав [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 4 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-rubl-tsentralnogo-banka-kak-obekt-grazhdanskih-prav (дата обращения: 27.02.2022).
- Андрюшин С. А. Цифровая валюта Центрального Банка как третья форма денег государства [Электронный ресурс] // Russian Journal of Economics and Law. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-valyuta-tsentralnogo-banka-kak-tretya-forma-deneg-gosudarstva (дата обращения: 27.02.2022).