В данной статье рассматривается возможность использования модели BOPPPS для обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории, анализируются преимущества применения модели BOPPPS для обучения русскому языку китайских студентов по сравнению с традиционной моделью обучения.
Ключевые слова : модель BOPPPS, русский язык как иностранный, китайская аудитория.
По мере того, как развивается дружественное отношение и глубокое сотрудничество между Россией и Китаем, востребованность специалистов, владеющих русским языком, является актуальной проблемой на современном этапе развития Китая, а русский язык уже стал одним из самых популярных, распространённых и востребованных иностранных языков в Китае. Однако в большинстве китайских и российских вузов всё ещё используется традиционная модель обучения русскому языку как иностранному (далее РКИ), что приводит к снижению мотивации иностранных студентов к изучению русского языка и уменьшению эффективности его усвоения. На сегодняшний день иноязычное образование нуждается в использовании новых моделей обучения русскому языку китайских студентов. В данном исследовании рассматривается возможность использования модели BOPPPS для обучения РКИ в китайской аудитории.
Модель BOPPPS была выдвинута канадским учёным Дуглас Керр (Douglas Kerr) в 1978 году для обучения учителей. На современном этапе данная модель уже использована в обучении многим дисциплинам. По словам китайских учёных Кан Ху и других, «BOPPPS — это модульная модель обучения, ориентированная на учащихся, которая повышает эффективность преподавания в классе» [1]. В данном исследовании мы считаем, что модель BOPPPS — это способ организации плана урока для обеспечения того, чтобы занятия интересовали студентов, были релевантными, основываясь на предыдущем обучении, и способствовали передаче знаний.
Модель BOPPPS в основном состоит из шести этапов: вводный этап, цель обучения, предварительное тестирование, совместное обучение, посттестирование и резюме. Дальше посмотрим каждый из них для обучения РКИ в китайской аудитории.
1) вводный этап
Важность данного этапа не только состоит в введении и представлении содержания обучения в процессе преподавания РКИ, но и заключается в создании хорошей атмосферы изучения и стимулировании интереса китайских студентов к изучению русского языка с помощью использования видеоматериалов, аудио, картинок, текстов и других материалов, которые связаны с темой занятий. Выбор материалов не только должен соответствовать теме занятий, но и должен учитывать психологические характеристики китайских студентов, чтобы пробудить мотивацию и интереса китайских студентов к изучению русского языка.
2) цель обучения
Цель обучения является как отправным, так и конечным звеном учебной деятельности. Она является базовой основой для разработки учебного плана и всего обучения в занятиях. Вся учебная деятельность в занятиях должна основываться на целях обучения. Преподаватель должен ставить конкретные, достижимые и измеримые цели, основанные на содержании учебного материала, и четко доносить их до китайских студентов.
3) предварительное тестирование
Цель предварительного тестирования — понять учебную ситуацию, точно определить начало преподавания и подготовить студентов к следующему этапу обучения в занятии. Данный этап отвечает на вопрос: «Что студент уже знает о теме занятий?» и помогает студентам установить связи между изученным и новым учебным материалом. При проведении предварительного теста необходимо учитывать следующие моменты: (1) содержание теста должно соответствовать содержанию занятий; (2) при составлении теста должно строго контролировать тип и количество заданий теста, чтобы избежать предвзятости, странности и сложности.
4) совместное обучение
Совместное обучение является основным звеном модели BOPPPS, в котором китайские студенты участвуют как можно активнее в процессе обучения. Преподаватель должен принимать соответствующие меры для организации учебного процесса в соответствии с особенностями занятий и психологических характеристик китайских студентов, а также создать условия для мотивации учащихся к выполнению коммуникативной деятельности, чтобы они могли использовать изученные знания в практической речи. В процессе обучения преподаватель может разрабатывать задания в малых группах и предложить китайским студентам играть «вопрос-ответ», «угадайка» и «снежный ком» для повышения мотивации китайских студентов к изучению русского языка и создания хорошей атмосферы для обучения РКИ. Преподаватель русского языка также может организовать работу по словообразованию, ролевые игры, перевод и т. д., а также организовать такие задания, как викторина, дискуссия и демонстрация. Данный этап не только помогает снижать психологические нагрузки китайских студентов, но и способствует усвоению изучаемого материала и тождественному использованию изучаемого языка в практике.
5) Посттестирование
Посттестирование отвечает на два вопроса: «Что изучили студенты?» и «Достигнуты ли желаемые цели?». Посттестирование — это способ проверить, достигли ли студенты целей обучения, а также обеспечить обратную связь и анализ ситуации обучения и помочь преподавателю русского языка улучшить свои методы обучения. На данном этапе преподаватель может предложить студентам делать упражнения и задания, либо путём предоставления студентам возможности выполнить самооценку, взаимооценку студентов и групповую оценку, при этом преподаватель может делать комментарии и дополнения.
6) резюме
К концу занятий преподаватель русского языка должен помогать китайским студентам подвести итог. На данном этапе китайские студенты должны чётко знать, что они изучили и усвоили на этом занятии. Резюме предоставляет возможность студентам рефлексировать, и интегрировать обучение во время закрепления учебного цикла.
По нашему мнению, использование модели BOPPPS для обучения РКИ в китайской аудитории имеет следующие преимущества, по сравнению с традиционной моделью обучения РКИ:
— повышать мотивацию и интерес китайских студентов к изучению русского языка;
— помогать преподавателю русского языка контролировать процесс обучения;
— привлекать китайских студентов к активному участию в занятиях;
— выработать у китайских студентов способность сотрудничества с другими студентами;
— создать хорошую атмосферу изучения русского языка и помогать снижать психологические нагрузки китайских студентов.
Таким образом, из всего вышесказанного, мы можем сказать, что применение модели BOPPPS для обучения РКИ в китайской аудитории имеет большой потенциал. Её использование для обучения русскому языку не только поможет преподавателям русского языка улучшить качество преподавания, но и позволяет китайским студентам заинтересоваться русским языком и эффективно усвоить русский язык не только в письменной речи, но и в реальном общении.
Литература:
- Кан Ху, Руи-Цзе Ма, Чао Ма, Цин-Кан Чжэн, Чжи-Ган Сун. Сравнение модели BOPPPS и традиционных подходов к обучению в области торакальной хирургии / Ху Кан и другие. –Текст: электронный ресурс. — URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e5c19fa2–6496a1ff-28544e2b-74722d776562/https/bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909–022–03526–0 (дата обращения: 24.06.2023).
- Щукин А. Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб пособие. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 332 с.
- Ян Фан. Обучение русскому языку китайцев-русистов. — Томск: Институт Конфуция Томского государственного университета: Язык и культура. 2014. — № 1. — С. 168–173.