Одним из приоритетов государственной политики в деле образования и воспитания школьников является патриотическое воспитание. Чтобы будущее поколение выросло достойными гражданами своей страны, они должны хорошо знать историю героического прошлого своих сограждан, гордиться достижениями и совершенными подвигами.
Перелистывая страницы истории, невозможно не остановиться на беспрецедентном событии, могущественной битве, произошедшей во время Великой Отечественной войны — Курском сражении. Именно Курская битва явилась тем поворотным моментом не только в военное время в нашей стране, но и изменила ход дальнейших событий в жизни всего мира. И когда сегодня, многие наши недоброжелатели стараются довести до минимума участие нашего героического народа в освобождении многих стран от фашистов, стремясь переписать историю иначе, это не приведет их к желаемому результату. Президент России Путин В. В. говорил, что «особая роль принадлежит Великой Отечественной войне — она оставила глубочайший след в судьбах всех народов Советского Союза и в судьбах народов Российской Федерации, неотделима от истории каждой российской семьи. Именно это лежит в основе того, что мы делали и будем делать — защищать историческую правду, защищать имена наших героев». Поэтому совершенно очевидно, что роль Курской битвы в достижении Победы в Великой Отечественной войне является величайшим событием.
Изучение обозначенной темы на уроках истории, анализ боевых действий, задача для учителя и обучающихся нелегкая. Школьникам предстоит узнать не только ход событий и соотнести с хронологическими датами, дав характеристику итогу коренного перелома, но и познакомиться с исторической литературой, воспоминаниями полководцев и очевидцев Курской битвы. Поэтому учителю необходимо подобрать и использовать такие методические приемы, которые вызовут у школьников интерес к рассматриваемой теме. Кроме того, не забывая о воспитательной задаче, учащиеся должны не только овладеть знаниями, но и сформировать в себе понимание ценностных приоритетов как личности, проведя самоидентификацию с историческими событиями. Изучая данную тему, школьник осмысливает исторические знания на основе анализа события, формируя убеждения, основанные на гуманизме, историзме и патриотизме.
Не вызывает сомнения, что тема «Роль Курской битвы в Великой Отечественной войне» предполагает определение цели, отбор исторического материала, который поможет рассмотреть заявленную проблему, установление связей для решения триединой задачи. Несколько слов стоит сказать о приемах работы на уроке. Например, для предварительного погружения в эту сложную тему, можно использовать методический прием интерактивного изучения «Коллекционер». Основное значение этого приема заключается не только в установлении межпредметных и метапредметных связей, но и применении знаний в практическом использовании. В частности, это касается изучения исторических личностей. Обучающимся можно предложить подготовить материалы о талантливых военачальниках, оформив материалы в альбомы. По праву заслужили бессмертие такие полководцы Курской битвы, как Г. К. Жуков, А. М. Василевский, наш земляк Н. Ф. Ватутин, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев.
Битва на Курской дуге, проходившая 49 суток, ознаменовала не только грандиозный танковый бой в истории войн, но послужила точкой отсчета в сражении, которая привела к уверенной победе советской армией над фашисткой Германией и ее сателлитами. Делая анализ всего хода сражения целесообразно использовать методический прием «Кольца Венна», наиболее часто используемый в рамках технологии критического мышления. С помощью данного приема можно не только активизировать самостоятельность изучения сложных моментов темы, но и формировать исследовательские навыки. Основной смысл данного методического приема заключается в умении сравнить явления или понятия, эффективен в определении различий, а также помогает обобщать полученные знания. В качестве примера можно дать задание: «Рассмотреть значение Сталинградской битвы в отношении Курского сражения, о которой Г. К. Жуков писал как о «начале коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начале массового изгнания вражеских войск» и подготовке к разгрому операции под названием «Цитадель».
Грамотно построенный урок активизирует учеников, вовлекая их в работу на уроке. Эмоционально воздействуя на сферу чувств, учитель организует образовательный процесс так, чтобы изучаемая тема становилась личностно-значимой. Современные технологии дают возможность педагогу провести урок интересно, увлекательно и нескучно. Отечественный историк В. О. Ключевский писал: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую».
Используя школьниками на уроке хрестоматию по отечественной истории, в котором представлены историко-документальные материалы по Курской дуге, письма и воспоминания военачальников и простых солдат, эффективным средством являются дискуссионные моменты, которые формируют коммуникативные возможности. Например, в своих воспоминаниях маршал Жуков отмечает следующий момент: «Одним из решающих факторов, обеспечивающих победу под Курском, было высокое морально-политическое состояние личного состава наших войск. Этому способствовала напряженная и кропотливая партийно-политическая работа, проводившаяся командирами, политработниками, партийными и комсомольскими организациями как в период подготовки сражения, так и в ходе битвы. Они много душевных сил отдали для того, чтобы еще выше поднять боевые возможности войск». Урок, который будет включать дискуссию, позволит аргументировано отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других выступающих, находить рациональное решение проблемы.
Совершенно очевидно, что задания, которые предполагают работу с документальными источниками, способствуют не только обучению, когда школьники анализируют, размышляют, формулируют свою позицию. Исследование исторического материала, в которых описываются поступки, подвиги, яркие сцены героизма откладываются в памяти ученика. Воспитательный эффект сказывается на чувственно-эмоциональной сфере, способствуя привитию молодому поколению национальных ценностей, ответственному отношению к выполнению порученного дела, осознанности и пониманию поэтапного выполнения действий и чувству гордости за свою страну, свой народ.
К сожалению, на настоящий момент школьные учебники по истории недостаточно полно освещают события Великой Отечественной войны. Многие зарубежные и отечественные ученые порой расходятся в ряде вопросов в своих исследованиях, когда вопрос заходит о значении победы советской армии в годы Великой Отечественной войны. Поэтому обучающимся надо предлагать материал, в котором собраны достоверные исторические факты. Они помогут понять и осознать колоссальный героизм простого советского многонационального народа. Подрастающее поколение должно знать правду о тех страшных исторических событиях, не допускать искажения истории. По этому поводу, как будто предчувствуя, что такое может быть и будет, в своих мемуарах маршал А. М. Василевский отмечал: «Читая работы ряда буржуазных авторов о второй мировой войне, я не раз подмечал их стремление всячески умалить значение победы Красной Армии летом 1943 года. Они пытаются внушить читателям мысль, что Курская битва — обычный и незначительный эпизод второй мировой войны, и с этой целью либо замалчивают Курскую битву, либо говорят о ней весьма кратко. Помня о битве на Курской дуге, советские люди отдают дань уважения и признательности своей героической армии, совершившей великий патриотический и интернациональный подвиг. И никаким исказителям истории не удастся вычеркнуть его из памяти народов мира».
Для того чтобы школьникам привить историческую память к Великой Отечественной войне целесообразно подбирать материал, который будет не только научным, но и полноценным по содержанию. Важно не допускать ни единой ошибки в объяснении, стремиться к достижению высокого уровня теоретической основы каждого конкретного рассматриваемого вопроса.
Тема войны не может оставлять никого равнодушным, потому что фашизм не должен существовать в мире разумных людей, он несет смерть, разруху, зверства. И в настоящее время данная тема, несомненно, актуальна. В ней раскрывается подлинность самоотверженных поступков всего народа: воинов советской армии, партизан, женщин, детей, всех тружеников тыла, которые приближали великий День Победы.
Литература:
- Василевский А. М. Дело всей жизни. Изд. 2-е доп. М., Политиздат, 1976.
- Жуков Г. К. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Воспоминания и размышления. Издательство Агентство печати «Новости». — М., 1970.
- Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. — М. Владос, 2013.