Роль классного руководителя в патриотическом воспитании младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 30.06.2023

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Дуракова, Е. Н. Роль классного руководителя в патриотическом воспитании младших школьников / Е. Н. Дуракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104564/ (дата обращения: 18.12.2024).



Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального образования приоритетным направлением воспитания определяет патриотическое воспитание школьников. Актуальность рассматриваемой проблемы не нуждается в обосновании, так как события, происходящие сейчас в нашей стране, убедительно доказали значимость и важность патриотического воспитания. Существенное значение имело решение, которое было принято еще в 2021 учебном году и предусматривало включение всех видов воспитания (экологического, гражданского, патриотического, духовно-нравственного, физического, трудового) в общую систему развития школьника. Необходимо, чтобы современный ребенок, обучающийся в школе, мог постигать знания о России, ее значительной роли в мире, исторических событиях и достижениях, территориальной целостности.

Наш Президент часто говорит о судьбоносности патриотического воспитания подрастающего поколения, при этом отмечая «важность действительно просветительской миссии, в основе которой всегда были и остаются личный пример, искренние поступки и значимые, достойные, понятные всем результаты» [1].

Проблема патриотического воспитания младших школьников в современном образовательном процессе актуализируется в связи с реализацией проекта «Разговор о важном». Весь вопрос в том, какие средства и методы воспитания будет использовать классный руководитель, как будут представлены для обсуждения вопросы о ценностях, жизненных нормах и правилах, которыми руководствуется каждый гражданин своей страны.

В связи с развитием данного мнения, отметим, что положительный результат будет получен при условии ведения систематической воспитательной работы, направленной не на получение количественного показателя проведенных мероприятий, а на достижение положительных качественных характеристик каждого школьника. Личностный рост ребенка сопровождается формированием эмоционально-волевой сферы индивидуума. Поэтому проведение мероприятий патриотического характера ориентированы на ценностно-смысловую основу развития внутренней мотивации.

В начальной школе, которая является по своему назначению, центром не только образовательного, но и воспитательного пространства, существенное влияние патриотическое воспитание оказывает на развитие жизненно-смысловых детерминант и самоопределение. Многие ученые связывают в единый процесс доминирующие ценности в обществе и формирование патриотических основ в школе. Данное мнение объясняется реализуемыми педагогическими условиями, которые предусматривают несколько факторов, таких как формы, методы, приемы воспитания, предусматривающих цикл мероприятий патриотического содержания.

Именно в таком контексте понимания проблемы рассматривал воспитательный процесс отечественный литератор и критик Н. Г. Чернышевский. Он отмечал, что «историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силой его патриотизма» [2].

Не вызывает сомнений факт того, что жизненные ценности у младших школьников закладываться не только в процессе социализации, но и в результате воспитательной деятельности. Поэтому, основы патриотического воспитания активнее начинают формироваться в результате развития внутренних процессов деятельности, связанных с выстраиванием системы общих мировоззренческих представлений, вобравших в себя социальный и индивидуальный опыт человечества.

Между тем, воспитательное пространство, созданное в школе, оказывает непосредственное влияние на воспитание гражданина и патриота. Мы считаем, что основную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Он стремится выстроить процесс патриотического воспитания таким образом, чтобы был виден итог, подтверждающий эффективность организации работы. Поэтому, классный руководитель, следуя программе воспитания, ориентируется на систематичность и последовательность в достижении результатов каждого школьника. Стремится организовать так воспитательное пространство, чтобы каждому школьнику было интересно проявлять активность и самостоятельность, инициативность и творчество.

Патриотическое воспитание невозможно реализовать автономно, не затрагивая другие формы воспитания. Это связано с тем, что этот вид воспитания, оказывает определенное воздействие на каждого ученика, вырабатывая представления о себе как о личности, выявляя индивидуальные векторы развития. Соответственно в процессе воспитания личностных ценностей реализуется такой дидактический принцип как индивидуальности и коллективизма. У школьника формируются представления о значимости коллектива в жизни каждого. Индивидуум первоначально соотносит себя с коллективом, в котором обучается, а в целом, со своей страной, в которой живет.

Классный руководитель прилагает много усилий в проведении мероприятий патриотической направленности. Основная задача заключается в приобретении обучающимися патриотического опыта, который позволит им почувствовать важность и нужность деятельности. Через участие в благотворительных акциях, проектах патриотического содержания, в творческих делах формируется чувство коллективизма, дается психологическая установка на полезность и нужность проводимого дела, не для себя, а для других. Проекты патриотического содержания помогают вырабатывать качества, характерные для гражданина, любящего свою Родину, трепетно относящегося к ней, проявляющего заботу о людях, стремящегося защитить слабого.

Для жителей Белгородчины проблема патриотического воспитания животрепещуща. Это связано с географическим расположением приграничного региона. Понимание патриотизма проявляется не только в ощущении чувства гордости за свою страну, но и осознания ответственности, в выполнении дел и поступков. Наши школьники столкнулись с ситуацией, о которой многие взрослые могут видеть только из фильмов или слышать по информационным сводкам. С воодушевлением и особым чувством сопричастности к большому делу, школьники младших классов пишут письма нашим защитникам на передовую, участвующим в СВО и рисуют им картинки. В ответ наши доблестные воины с чувством благодарности присылают свои теплые слова. Все в школе трепетно относятся к таким отношениям.

Проведение бесед на патриотическую тему позволяет углубить познания школьников по истории страны и региона, геральдической символике.

Виртуальное путешествие, способствует приобретению знаний о главных достопримечательностях страны, а проведение устного журнала знакомит с музеями, заповедниками, монастырями, ученик овладевает не только новой информацией, но и впечатлениями.

Интерес у школьников вызывают литературные и исторические викторины. События, происходившие в нашей стране и их освещение в литературном творчестве, помогают воспитывать интерес к отечественной истории и литературе, узнавать новое, прививая читательский интерес.

Настоящим праздником можно назвать конкурс патриотической песни, традиционно проводимый в школе. Все конкурсанты готовятся к этому мероприятию. Каждый класс выбирает свою песню, чтобы показать свою исполнительскую культуру. Этот конкурс ориентирует школьников на исполнение высокохудожественных произведений на патриотическую тематику.

Перечень мероприятий можно продолжать и далее. Самое главное в череде событий и дел, чтобы сформировался у младших школьников интерес к истории и культуре нашей страны, который основывается на воспитании любви к Родине, проявлении чувства гордости и восхищении героизмом нашего народа, уважении к старшему поколению.

Классный руководитель прикладывает много сил для формирования у младших школьников мировоззренческой позиции, оказывающей влияние на воспитание патриотических чувств, концентрируя внимание на соблюдении основ гражданственности, нравственности и общественного поведения.

Литература:

  1. Путин: программа патриотического воспитания // [Электронный ресурс]: https://tass.ru/obschestvo/7325009 (дата обращения 13.03. 2023).
  2. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические произведения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, классный руководитель, школьник, воспитательное пространство, патриотическое содержание, вид воспитания, проведение мероприятий, школа.


Похожие статьи

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Роль элективного курса в патриотическом воспитании школьников

Роль воспитателя в условиях профильного обучения суворовцев старших курсов

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Роль элективного курса в патриотическом воспитании школьников

Роль воспитателя в условиях профильного обучения суворовцев старших курсов

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Задать вопрос