В статье рассматривается феномен слетов молодежного актива как площадки для выстраивания горизонтальных отношений между представителями молодого поколения. Дается общая характеристика молодежного слета как современной коммуникационной площадки. Выделены ключевые задачи, которые решаются посредством организации и проведения слетом молодежного актива.
Ключевые слова : молодежный актив, молодое поколение, слет, молодежный слет, молодежь
В настоящее время слеты молодежного актива, наравне с многочисленными форумами, выступают в роли уникальной площадки для коммуникации, просвещения, творчества и синергии молодежи.
Слеты молодежного актива — крупные творческие и просветительские площадки, ориентированные на активных молодых людей. В основу подобных мероприятий интегрируется определенный характер, способный раскрыть личностные компетенции участников. Помимо этого, слеты молодежного актива способствуют приобретению новых знаний, необходимых навыков, обмену опытом и улучшению социально — общественных практик. Сегодня молодежные слеты становятся отличной отправной точкой для дальнейшего обеспечения личного и профессионального роста, а также формирования горизонтальных отношений между представителями молодого поколения.
Традиционно участниками слетов молодежного актива становятся представители молодежных общественных организаций и объединений, студенты профессиональных и высших учебных заведений.
Исследователь И. А. Зимняя отмечает, что студенчество ‒ это особая социальная категория, общность людей, объединенных институтом высшего образования. Для них характерна мотивация к образованию и саморазвитию, повышенная социальная активность [4].
Важно отметить, что феномен слетов молодежного актива заключается в ценном социально-просветительском инструментарии, способном развить необходимые для современного молодого человека навыки и компетенции, такие как коммуникация, социальное проектирование, лидерство, командная работа, стрессоустойчивость, элементы конфликтологии и многое другое. Кроме того, молодежные слеты могут стать отправной точкой для профессионального и карьерного роста, а также возможностей возрастающей мобильности акторов молодого поколения.
Современная молодежная культура выступает в роли среды создания новых культурных тенденций в формировании современной массовой культуры, способствующей интеграции молодежи в общество и предлагающей им новые формы для самореализации и взаимодействия [1].
Одной из таких форм самореализации и взаимодействия, а также выстраивания горизонтальных отношений между сверстниками, являются слеты молодежного актива. В рамках подобных площадок, молодые люди могут быть объединены общими интересами, ценностями и целями, что способствует созданию оснований для взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Сегодня организация и проведение слетов молодежного актива позволяет решить следующие ключевые задачи:
— создать единую коммуникационную площадку для общения, взаимодействия и обмена лучшими практиками среди представителей молодежи и приглашенным тренерско-экспертным сообществом;
— информировать социальные институты, органы местного самоуправления, средства массовой информации и коммуникации о деятельности различных молодежных организаций, объединений и других сообществ;
— выявлять и внедрять эффективные и новаторские социально-культурные проекты, разработанные представителями молодежного сообщества;
— формировать актуальную молодежную повестку, ориентированную на проекты с элементами просвещения и рекреации;
— поддерживать молодежные инициативы, оказывая различного рода поддержку: координационную, информационную, материальную, кадровую и др.;
— создать условия для выстраивания горизонтальных отношений и совместного просвещения, творчества и досуга молодежи.
Помимо решения вышеуказанных ключевых задач, молодежные слеты позволяют представителям молодого поколения работать в команде над совместными социально-культурными проектами. В ходе подобной деятельности, участники слета устанавливают связи с представителями других общественных организаций, объединений, движений или сообществ, что позволяет им в дальнейшем расширить свою сеть контактов, партнеров для будущих проектов и инициатив. Площадки молодежных слетов часто становятся местом для выстраивания долгосрочных деятельных отношений.
Другим немаловажным фактором выстраивания горизонтальных отношений между представителями молодого поколения, определяется элемент панельных дискуссий, дебатов и круглых столов, где молодежь может высказать свои мнения, обсудить актуальные проблемы и предложить свое видения решения сложных процессов. Данный аспект позволяет не только выразить свое собственное мнение, но также и дает возможность быть услышанным среди своих сверстников и представителей экспертного сообщества.
По мнению исследователя А. А. Полосиной, одним из необходимых условий социальной активности молодежи является усвоение накопленного опыта через реализацию межпоколенческой коммуникации посредством интеграции современных социальных условий [3]. Не последнюю роль в выстраивании подобной эффективной коммуникации играют социальные мероприятия и неформальное общение, которые в свою очередь создают возможности для простого «немедийного» контакта, и как следствие, укрепления дружеских связей.
Все эти аспекты способствуют выстраиванию горизонтальных отношений между представителями молодого поколения в рамках слетов молодежного актива. Они помогают создать доверие, взаимопонимание и сотрудничество между участниками слета, что способствует развитию их лидерских качеств и общественной активности.
Резюмируя, можно отметить, что сегодня молодежные слеты имеют эффективное основание, а именно — способ создания уникального молодежного коммуникационного сообщества.
Литература:
- Грачева, Д. С. Фестиваль как средство совершенствования коммуникативных навыков молодежи / Д. С. Грачева // Образовательная парадигма современной творческой педагогики: Сборник статей. В 3-х частях / Под общей редакцией С. М. Низамутдиновой. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2022. — С. 352–358. — EDN CYGITE.
- Галстян, С. А. Технология вовлечения молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую деятельность в рамках форумной кампании / С. А. Галстян // Социальный статус и его влияние на различные категории населения: научный семинар с международным участием, Москва, 10 января — 25 2022 года / ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». — Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2022. — С. 11–14. — EDN CMYAOJ.
- Полосина, А. А. Формирование позитивной социальной активности молодежи как проблема современного образования / А. А. Полосина // Международное сотрудничество в целях устойчивого развития: Сборник статей Международной научной ассамблеи, Москва, 04–07 октября 2022 года / Под редакцией И. В. Ильина. — Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н. Д. Кондратьева, 2023. — С. 256–259. — DOI 10.46865/978–5-901640–39–5-2023–256–259. — EDN OGEULW.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Москва: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 448 c.