В статье автор исследует проблему повышения интереса учащихся к изучению предмета история
Ключевые слова: любознательность, поиск дополнительной информации и ее использование на практике.
Многих учителей волнует проблема, как повысить интерес учащихся к предмету. В современных условиях школа давно уже не является единственным источником знаний для ребят. Конечно, сведения из средств массовой информации, телепередач и периодической печати, а также из сети Интернет носят отрывочный и бессистемный характер, но, тем не менее, у школьников возникает впечатление, что материал, который они изучают на уроках им уже знаком. В этой связи возникает необходимость в новых подходах к современному уроку. Считаю, что только на уроках возникающие в этом плане проблемы решить невозможно, часть из них приходится решать во внеклассной работе. О некотором опыте работы в этом направлении я и хочу рассказать.
Давно замечено, что у многих школьников вызывали интерес новости исторической науки, информация об открытиях и археологических раскопках. На уроках истории я стремилась расширить их кругозор, делилась впечатлениями о прочитанных книгах, фильмах, рекомендовала ребятам историческую и художественную литературу. Но, конечно, этого было недостаточно. Постепенно стала привлекать самих ребят к сбору и систематизации исторических новостей. В каждом классе находились ребята, которые с удовольствием принимались собирать дополнительный материал. Это могли быть материалы из Интернета, вырезки из газет, книги, иллюстрации и другие материалы. Потом собранные материалы систематизировались, подбирались по темам, изучаемым на уроках.
Чтобы поддержать интерес к сбору дополнительного материала, некоторые новости исторической науки сообщались на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий по предмету, использовались для составления заданий для викторин и конкурсов. При этом дополнительные сообщения на уроках всегда поощрялись, это побуждало к поиску материала даже самых инертных ребят. При этом в дальнейшем я не раз убеждалась в правильности выбранного пути развития у ребят интереса к истории. Даже робкие, стеснительные, часто не умеющие связать свои мысли дети, выступая с докладом или сообщением на уроке, постепенно преображались. Исчезал страх перед аудиторией, речь становилась плавной и стройной, докладчик держался уверенно.
Со временем объем дополнительной информации по предмету настолько возрос, что использовать ее полностью на уроках было уже невозможно. Назрела необходимость поиска новых форм работы.
Материалы, собранные ребятами, стали использоваться и другими учителями для подготовки бесед, классных часов, конференций и вечеров.
Стала выпускаться историческая газета. Большим успехом среди учащихся пользовалась «Неделя истории», в рамках которой проводились олимпиады, конкурсы, викторины и конференции.
Новым направлением стало использование накопленных дополнительных материалов для проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Работа над исследовательскими проектами способствует не только развитию познавательного интереса у школьников, но и способствует формированию личности ребенка. Следует отметить огромное воспитательное значение истории, тем более отечественной, в смысле больших возможностей ее воздействия на нравственные устои учащихся: воспитание патриотизма, гуманности, верности долгу, честности, смелости и других моральных качеств.
Существуют различные подходы к воспитанию патриотизма в современных школьниках. Тема эта злободневна и актуальна сегодня, как никогда.
Убеждена, что любовь к Родине невозможно насадить сверху, в ходе очередной компании. Важно, чтобы работа в этом направлении шла постоянно. Учитель истории сегодня должен искать новые подходы к решению этой проблемы.
Для себя я этот новый подход нашла в изучении истории семьи. Когда события истории ребёнок примерит к себе, к своим родным и близким, пропустит через себя, прикоснётся к истории не только умом, но и сердцем, тогда можно надеяться, что эту историю школьник будет уважать, воспринимать как своё, родное, причём, и хорошее, и плохое.
Конечно, к этой теме — теме изучения истории семьи, я пришла не сразу. Несколько лет назад в кабинете истории появилась таблица «Генеалогическое древо основных русских родов». Я заметила, что это наглядное пособие заинтересовало ребят, они стали останавливаться рядом с таблицей, задавать вопросы, что-то выяснять. Причем, одинаковой была реакция и «отличников», и не самых «блестящих» учеников.
Из практики преподавания я заметила, что на уроках у детей больший интерес вызывали примеры не из учебника, а из собственной жизни, из жизни семьи. И тогда я решила попробовать более глубоко заняться этой проблемой.
Начинаю эту работу в 6–7 классе. Мы с детьми начинаем оформлять альбом «Моя родословная».
Сначала в ходе беседы объясняю ребятам, почему каждому человеку следует знать историю семьи, что это не менее интересно, чем родословная русских царей или египетских фараонов. Задаю вопрос: «Многих ли своих родственников вы можете назвать самостоятельно?". Оказывается, что большинство ребят испытывают затруднение при ответе на этот вопрос, называют только самых близких, гораздо меньше, чем есть на самом деле. А ведь мудрость народная гласит, что без корня и полынь не растёт. Каждому человек следует знать историю своей семьи. Возможно, у каждого из нас были в роду знаменитые предки. Чтобы знать это, попытаемся составить свою родословную. Для этого потребуется выполнить задания. Они разные. Над одними придётся поработать несколько дней, другие потребуют большего времени.
Все сведения, необходимые для составления родословной, мы запишем в специальный альбом. Объясняю детям, что на вопросы нужно отвечать как можно точнее, ведь твоя родословная — это документ, которым будут пользоваться твои дети, внуки, правнуки. Всё, что ты напишешь, может оказаться для них единственной информацией о своих предках, так что эту работу ты делаешь не только для себя, но и для будущих поколений.
В альбоме должны быть фотографии или портреты родственников. Конечно, в сборе информации помощь детям оказывают родители, бабушки, дедушки. Это, на мой взгляд, очень важно, ведь во многих семьях сегодня общение сведено к минимуму.
По ходу сбора информации говорим с детьми об именах, о происхождении фамилий, они пробуют вместе с родителями объяснить их значение и происхождение, обращаются к словарю фамилий.
Как бы странно ни звучала фамилия, стыдиться её и впадать в уныние нельзя. Нужно сделать всё, чтобы прославить её своим трудом и заслугами.
Школьники получают сведения по поводу того, кто кем приходится в семье, как называются родственники (деверь, шурин, золовка и так далее), учатся рисовать восходящее и нисходящее генеалогическое древо, рисуют свой фамильный герб, знакомятся с основами геральдики, узнают, что обозначают предметы, изображённые на гербе, какие краски можно применять. Все это вызывает у ребят неподдельный интерес. Продолжая эту работу, школьники сочиняют фамильный девиз (совместно с родителями), составляют календарь дней рождения и семейных праздников, знакомятся с семейными традициями.
В более старшем возрасте эта работа продолжается. Собранной информацией ребята делятся, выступая на классных часах, родительских собраниях, уроках. Многие ребята по окончании школы эту работу продолжают вместе с родителями.
Исследовательская и проектная деятельность очень увлекает ребят, диапазон тем, выбранных ими для работы, постоянно расширяется.
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в лицее был проведён конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Наследники великой Победы». На конкурс были представлены десятки работ, выполненных школьниками разного возраста, посвящённых судьбам людей, семей, отдельным эпизодам Великой Отечественной войны, связанным часто с местной историей. Все, кто познакомились с этими работами, почувствовали неподдельный интерес их авторов к теме войны. Ребята поделились со слушателями своим видением войны, отношением к ней. Особенно трогательны работы, посвящённые родным и близким людям — дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам. Их невозможно читать без волнения и искренней радости за то, что память о предках жива в детях; нить преемственности поколений не прерывается. «Помнить — значит пережить!».
В дальнейшем ребята стали охотнее принимать участие во всевозможных конкурсах разного уровня. Это и проводимый ежегодно конкурс исследовательских и проектных работ школьников и дошкольников «Шуховский фестиваль», и Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку», и онлайн-турниры по истории в рамках Всероссийского онлайн-чемпионата «Познание и творчество», и Международная олимпиада по основам наук по предмету «История», и Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» и многие другие, где мои ученики добились отличных успехов.
Опыт моей работы показывает, что систематизированная дополнительная информация по предмету позволяет значительно расширить и углубить знания, получаемые учащимися на уроках. Используя дополнительный материал, связывая его с темой урока, ребята учатся анализировать события и явления, четко излагать тот или иной вопрос, глубже понимать исторические закономерности.
Таким образом, работа с дополнительной информацией, как на уроке, так и во внеурочное время, не только развивает и поддерживает у ребят интерес к предмету, но и воспитывает в них лучшие моральные качества, прививает бережное отношение к книге, учит работать с различными источниками, доказывать свою точку зрения. Кроме того, такая работа ценна еще и тем, что позволяет дать школьникам конкретное представление о некоторых профессиях. Например, археолога, реставратора, библиотекаря, архивного работника и других. Интересна и весьма полезна для учащихся словарная работа, она расширяет эрудицию учащихся, учит чуткому отношению к слову, к богатствам родного языка. Чтение исторической литературы дает навыки самостоятельного анализа событий и документов, развивает воображение ребят, побуждает к проявлению активности на уроках.
Целесообразная и хорошо продуманная работа с дополнительной информацией на уроках и во внеурочной деятельности принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.