В работе представлено описание детей с синдромом гиперактивности, названы его особенности и профилактика с помощью арт-терапии.
Ключевые слова: синдром гиперактивности, младший школьник, дезадаптация, профилактика школьной дезадаптации, арт-терапия.
Типичным представителем гиперактивности среди мультипликационных представителей является Тигруля из мультфильма «Винни-пух и его друзья». Все помнят этого энергичного, неугомонного тигра, который делится со всеми своими эмоциями хотят они того или нет. Тигруля очень живой и подвижный, за что его многие не любят. Он хороший друг и товарищ, но вечно находит себе проблем. И вот такой вот «Тигруля» попадает в школу, где нужно сидеть длительное время за партой без движения, выполнять разнообразные задания и подчиняться правилам. И ему, в силу малой мозговой дисфункции, это делать очень тяжело. Многие одноклассники отказываются с ним общаться, на уроках он всех отвлекает, перебивает и как правило, не соблюдает правил поведения. Что же делать с таким ребенком? Чтобы разобраться с данным вопросом, нужно для начала углубиться в сам «синдром гиперактивности» и его особенности.
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности, комплексное расстройство головного мозга, которым страдают примерно 11 % детей и почти 5 % взрослых. СДВГ представляет собой нарушение развития исполнительных функций мозга. У людей с СДВГ возникают проблемы с импульсивным контролем, концентрацией внимания и организацией. В Российской Федерации все больше и больше детей сталкиваются с таким диагнозом. Статистика по РФ, к сожалению, до сих пор не ведется. Но если ориентироваться на мировую статистику, то примерно 10 % рожденных каждый год детей будут обладать таким диагнозом. Раньше на таких детей не обращали внимания и считалось, что данный диагноз проходит сам собой без лечения к 11 / 12 годам жизни ребенка в связи с доразвитием коры больших полушарий. Но проводились исследования, которые выявили, что данный диагноз не проходит сам собой и именно правильное выявление такого ребенка поможет ему адаптироваться к школе и наладить контакт с окружающими его людьми. Лечение СДВГ подразумевает комплексный характер: медикаменты, психологи, социальные педагоги и нейрологи должны быть включены в процесс лечения данного диагноза у младших школьников.
Педагогический энциклопедический словарь трактует гиперактивность так: «гиперактивность — комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности» [1].
Основы духовной культуры трактуют гиперактивность таким образом: «Гиперактивность — неадекватная, повышенная и обычно непродуктивная двигательная активность (сверхактивность маниакальных пациентов, пациентов с гиперактивностью и дефицитом внимания, ажитация пациентов в состоянии тревоги, беспорядочная суетливость пациентов со старческим слабоумием, особенно в ночное время, когда они торопливо собираются куда — то уехать)». [2]
Американский психолог В. Оклендер говорит о гиперактивных детях так: «…гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» [6].
Исходя из особенностей ребенка с синдромом гиперактивности и его определения мы можем сделать вывод, что данному ребенку нужна помощь. Так как речь идет о младшем школьном возрасте, которому присуща творческая деятельность, мною был подобран комплекс техник по арт-терапии, который поможет данным детям снизить гиперактивность на уроке и во время перемен. Данный комплекс упражнений может быть использован любым педагогом, а также родителями, что делает его более универсальным.
Таблица 1
Техники по профилактике дезадаптации младших школьников с синдромом гиперактивности [5]
Цель техники |
Название техники |
снять напряжение, эмоциональное и физическое, почувствовать свое тело, снизить уровень раздражения. |
Серия упражнений «Брюс Всемогущий» |
снять мышечное напряжение, вернуть ребенку ощущение контроля над ситуацией. |
Практика «Огненный дракон» |
снизить уровень агрессии, снять мышечное напряжение, улучшить контакт ребенка со своим телом. |
Техника «Фольговый массаж» |
снизить уровень агрессии, позволить ребенку выпустить свои отрицательные эмоции, дать возможность познакомиться с ними. |
Техника «Лики гнева» |
научить ребенка контролировать силу своих эмоций. |
Техника «Пять пуговиц» |
вернуть ребенку чувство безопасности и уверенности в себе. Дать ему ощущение контроля над собой и происходящим. |
Лепка и рисование |
помочь ребенку «выгрузить» негативные эмоции, снять мышечное напряжение. |
Практика с резиновой перчаткой |
развитие эмоционального интеллекта и активизация творческого ресурса. |
Техника «Акватипия» (модификация Е. Тарариной) |
диагностика и коррекция восприятия человеком себя в окружении других людей. |
Техника «Завтрак — обед — ужин». |
актуализация и выражение чувств, связанных с разными периодами жизни; их осознание и интеграция. |
Техника «Линия жизни/Жизненный путь». А. Копытин (модификация Е. Тарариной) |
актуализация и выражение чувств, связанных с самоощущением клиента в данный жизненный момент, их осознание и интеграция. |
Техника работы на жатой бумаге (модификация Е. Тарариной) |
обозначить возможность собственного присутствия в состоянии «Здесь и сейчас», обратить внимание на возможность находиться в осознании процесса без тревоги за результат и без ожидания внешней оценки, дать разрешение получать ресурс от процесса. |
Техника «Рисунок акварелью на воде «Быть в процессе» (автор Наталья Мовчан) |
концентрация на телесных ощущениях, исследование эмоций и чувств, снятие напряжения, развитие креативности и свободы творчества. |
«Рисунок в темноте» |
исследование эмоций и чувств, снятие напряжения, активизация межполушарного взаимодействия, развитие креативности. |
«Рисование не ведущей рукой и обеими руками» |
контейнировать негативные эмоции и состояния, обрести состояние внутреннего равновесия, снять заряд напряжения |
Техника «Тайное хранилище» |
восстановление равновесия и гармоничного состояния, создать ощущение целостности и спокойствия. |
Мандала |
обнаружить свои скрытые ресурсы и возможности |
Техника: «Другой взгляд на себя» Автор — Мельникова Елена |
снятие психоэмоционального напряжения, нахождение гармонии. |
Мандала «Путь к себе» |
Все эти методы арт-терапии могут быть эффективными для детей с СДВГ, но каждый ребенок уникален, поэтому важно выбрать метод, который наилучшим образом подходит для конкретного ребенка.
Литература:
- Барышникова, Е. В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е. В. Барышникова. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. — 174 с
- Водяха, Ю. Е. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. — Екатеринбург: ФГБОУ ВО «УрГПУ»,, 2018. — 104 c. — Текст: непосредственный
- Копытин, А. И. / А. И. Копытин. Арт-терапия детей и подростков — 4-е издание. — Москва: Когито-Центр, 2019. — 260 c. — Текст: непосредственный.
- Нодельсон, С. СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь / С. Нодельсон. — 2-е изд. — Издательский дом: Бахрах-М, 2021. — 200 c. — Текст: непосредственный.
- Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ. — Текст: электронный // Дефектология Проф: [сайт]. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/problemyi_roditelej,_vospityivayushhix_detej_s_sdvg/ (дата обращения: 27.06.2023).
- Тарарина Е. Практикум по Арт-терапии: шкатулка мастера. / Е. Тарарина. — Луганск: Ученый совет Луганского областного института последипломного педагогического образования, 2013. — 270 с