Социально-политические и экономические события последних лет выдвинули необходимость усиления социальной защиты малоимущих семей, совершенствования форм и методов социальной работы и улучшения качества предоставления мер социальной поддержки в муниципальном образовании. Военные действия, рецессии, социально-демографические проблемы страны в первую очередь отражается на материальном уровне, стиле и образе жизни семьи с детьми, так как является наиболее уязвимой группой населения.
Согласно принятому классификатору мер социальной защиты (поддержки) по состоянию на 10.01.2023 г. на территории РФ предоставляются гражданам 561 наименований мер социальной защиты (поддержки), объединенных в 11 групп, и имеющих различный уровень нормативно-правового регулирования: федеральный, уровень субъектов РФ и органов местного самоуправления [3].
Важнейшим компонентом эффективности предоставления мер социальной поддержки, являются своевременность, адресность и условия их предоставления, нуждающимся гражданам. Каждый орган социальной защиты муниципального образования является поставщиком информации Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Данная информационная система создана в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, и об иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Также в целях автоматизации процессов назначения и предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме [1].
На данный момент, одним из наиболее эффективных подходов к повышению качества предоставления мер социальной поддержки населения является реализация федерального проекта «Социальное казначейство», признанного моделью предоставления адресных мер социальной поддержки гражданам и оказания им государственных услуг в сфере социальной защиты посредством использования единой цифровой платформы. К началу 2023 года планируется обеспечить перевод в формат «Социальное казначейство» более 30 федеральных мер социальной поддержки, которые затронут около 50 миллионов граждан [2].
Отметим, что во многих регионах страны действующие меры социальной поддержки являются не эффективными. Так, по официальным статистическим данным, уровень бедности в целом по России с января 2021 по январь 2023 гг. повысился на 0,5 %. По данным опроса, проведенного в марте 2023 года Фондом общественного мнения, 1 % россиян называют себя богатыми, 64 % говорят о себе, что они люди со средним достатком, 33 % относят себя к бедным. По мнению 52 % опрошенных, в большинстве случаев человек может преодолеть бедность, при увеличении государственных выплат и пособий, 40 % россиян уверены: в большинстве случаев у бедных нет возможности улучшить своё благосостояние даже с помощью увеличения государственных мер социальной поддержки [5].
По данным отчетов Министерства труда РФ и Единой государственной информационной системе социального обеспечения, количество предоставления мер социальной защиты (поддержки) в целом по России за 2020–2022 годы снизилась по всем показателям от 0,2 % до 0,9 %, увеличилось количество льгот на 1,7 % и предоставление социальной помощи в натуральной форме на 1,1 % (Рисунок 1.) [4].
Рис. 1. Количество предоставления мер социальной защиты (поддержки)
Можно предположить, что данная тенденция связана, во-первых, с улучшением эпидемиологической остановки в стране, так как в период пандемии были увеличены меры социальной поддержки граждан. Во-вторых, в связи с низким уровнем выявления нуждающихся граждан, в предоставлении мер социальной поддержки. Многие регионы страны ведут неэффективную работу проактивного информирования граждан о праве на получение мер социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события.
В целях совершенствования системы социальной защиты и повышения качества предоставления мер социальной поддержки малоимущим семьям, необходимо:
— осуществлять регулярное проведение комплексной оценки нуждаемости семей с детьми, с учетом кредитной и иждивенческой нагрузки семьи и мониторинг влияния результатов этой оценки на получение мер социальной поддержки в целях повышения их эффективности;
— усилить работу по информированию семей с детьми о мерах социальной поддержки;
— продолжить работу по комплексному развитию социальной инфраструктуры в целях повышения уровня обеспеченности семей с детьми объектами социальной инфраструктуры;
— увеличение размера единовременных выплат для малоимущих семей с детьми по отдельным мероприятиям, реализуемым в рамках социального контракта;
— повысить доступность региональных мер социальной поддержки малоимущих семей с детьми, переходя от заявительного порядка их предоставления к беззаявительному (проактивному) порядку предоставления.
Литература:
- Правительство РФ. О Единой государственной информационной системе социального обеспечения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (с изм. на 09.07.2022). — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/608361064
- Совет Федерации РФ. Постановление СФ РФ. О новых подходах к реализации мер социальной поддержки населения от 08.07.2022. № 390-СФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/legislation/decisions/137390
- Классификатор мер социальной защиты (поддержки) и рекомендации по его применению // Официальный сайт Единой государственной информационной системе социального обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://egisso.ru/#/documents-categories/2
- Количество предоставления мер социальной защиты (поддержки) // Официальный сайт Единой государственной информационной системе социального обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://egisso.ru/#/statistics/measures
- О причинах бедности. Представления о возможности ее преодолеть // Официальный сайт Фонда общественного мнения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fom.ru/search#q=бедность&from=&to=