В данной статье изучается роль прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: прокурор, предварительное следствие, уголовное судопроизводство.
Прокурор, согласно уголовному кодексу Российской Федерации, является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. [1]
Прокуроры сотрудничают с другими участниками судебного процесса — судьями, следователями, адвокатами и другими участниками судопроизводства. Они должны находить баланс между защитой интересов общества и правопорядка, а также защитой прав и свобод, включая право на справедливое судебное разбирательство, право на защиту и т. п. Прокуроры являются независимыми в своих решениях и не подлежат подчинению никакой власти, кроме закона.
В соответствии со статьей 37 УПК РФ функции и полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства заключаются в возможности от имени государства осуществлять уголовное преследование, а также осуществлять надзор за правильностью и законностью процессуальных действий органов дознания и предварительного следствия. Прокурор имеет полномочия по проверке обращений граждан, отмене незаконных процессуальных решений и требования устранения нарушений федерального законодательства в процессе предварительного расследования.
Прокурор имеет компетенцию надзора за возбуждением уголовного дела, соблюдением законности производства следственных действий, а также применением мер процессуального принуждения на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Кроме того, прокурор принимает процессуальные решения о приостановлении и прекращении уголовных дел, рассматривает ходатайства, жалобы, оказывает международную помощь в сфере уголовного судопроизводства.
У прокурора, согласно закону, есть основные полномочия:
- Контроль за законностью досудебного расследования — это означает, что прокурор может проверять действия следователя или других участников досудебного процесса и оценивать их законность. Если в ходе проверки будут обнаружены недостатки или нарушения законодательства, прокурор может обжаловать их в суде и требовать их исправления.
- Участие в досудебном следствии — это означает, что прокурор может присутствовать на допросах свидетелей и потерпевших, а также направлять следователю запросы на дополнительные доказательства. Это помогает прокурору сформировать ясное представление о ходе расследования и взаимодействовать со следствием для достижения цели — установления истины в деле.
- Рассмотрение ходатайств о применении мер пресечения — это означает, что прокурор может выступать в суде с ходатайством об избрании меры пресечения в отношении обвиняемого. Он может предлагать судье разные меры пресечения, например, арест, домашний арест, залог и т. д. Эти меры позволяют обеспечить различные цели, например, предотвратить скрытие от судебного преследования или повторение преступления.
- Обеспечение обвинения — это означает, что прокурор должен сформулировать обвинение и доказать его в суде, защищая интересы общества. Прокурор представляет в суде обвинение по данному делу, а также при необходимости доказывает разные факты, связанные с обвинением. Он формулирует требования и представляет интересы общества в судебном процессе.
- Оформление возмещения материального и морального ущерба — это означает, что если в ходе судебного процесса виновный будет осужден, прокурор может заявлять требования об оплате материального и морального ущерба потерпевшим. После вынесения приговора прокурор может использовать свои полномочия для защиты прав потерпевших, как, например, права на возмещение материального и морального ущерба.
Важно отметить, что на стадиях предварительного следствия и дознания неоднократно допускаются нарушения законности. За январь 2022 года прокурорами было выявлено 387 880 таких нарушений, а в аналогичный период 2023 года их количество уже достигло 417 235. [5]
Статистические данные и аналитика свидетельствуют о распространенности нарушений закона, совершаемых органами, занимающимися предварительным расследованием. Среди этих нарушений можно отметить незаконные и необоснованные решения о возбуждении уголовных дел, нарушения установленных сроков проведения предварительного следствия, ошибки при проведении следственных процедур и другие подобные нарушения.
В 2017 году Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка также отметил, что качество работы следствия находится в упадке. Анализ позволил выявить основной фактор, вызывающий данную проблему — значительное уменьшение роли прокурора в уголовном процессе, что негативно сказывается на качестве расследования.
В отличие от УПК РСФСР 1960 года, где прокурор осуществлял процессуальное руководство расследованием, в настоящее время его полномочия значительно ограничены. В настоящее время, можно сказать, что роль прокурора превратилась в роль пассивного наблюдателя без активного участия в процессе. Предоставленные аргументы говорят в пользу данной точки зрения:
Во-первых, поскольку прокурорам с 2007 года было отказано в полномочиях по возбуждению уголовных дел, возникает вопрос о том, каким образом прокурор сможет эффективно осуществлять уголовное преследование. Профессор Копылова иллюстрирует ситуации, когда сообщения о преступлениях остаются без законного и обоснованного процессуального решения в течение более года. Это происходит потому, что следствие пренебрегает требованиями прокурора и находит различные оправдания для такого поведения.
Во-вторых, несмотря на то, что прокурор не вправе прекратить уголовное дело, даже если оно было незаконно возбуждено, согласно статье 136 УПК РФ, ему все же предписывается принести официальное извинение реабилитированному лицу за причиненный вред. Возможно, это может показаться абсолютно нелогичным, учитывая отсутствие полномочий прокурора на возбуждение и прекращение дела.
В-третьих, прокурор не имеет полномочий изменять обвинение на менее тяжкое или исключать отдельные пункты при утверждении обвинительного заключения, что противоречит формальной логике, поскольку прокурору придется в дальнейшем поддерживать обвинение в суде.
В-четвертых, из-за отстранения прокурора от решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, никто не несет персональную ответственность за законность и обоснованность такого решения. Считалось, что в более структурированном, ответственном и обоснованном подходе прокурор, работавший по УК 1960 году, имел возможность назначить эту меру пресечения и лично быть ответственным перед следователем за это решение.
В-пятых, прокурору запрещено самостоятельно осуществлять следственные действия, хотя в некоторых ситуациях это было бы полезным, как, например, при допросе обвиняемого по УК 1960 года при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, особенно в случае допроса несовершеннолетних.
Учитывая всю предоставленную информацию, можно сделать заключение, что разумным было бы возвращение полномочий прокурора в действующий УПК РФ.
Литература:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2023)
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция)
- Абдул-Кадыров, Ш. М. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела / Ш. М. Абдул-Кадыров // Законность. — 2012 — N 9 –С. 15–20
- Слабушевская, К. Н. Проблемы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса Российской Федерации / К. Н. Слабушевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. — Режим доступа: URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 25.06.2023).