Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.
Ключевые слова: пейзаж, разновидность, бурный пейзаж, Игорь Сахновский.
Природа — уникальное скопление ярких, волшебных деталей, явлений, которое всё время привлекало писателей. Пейзажные образы остаются востребованными на протяжении всего развития литературы. На каждом этапе развития словесности находились поэты, писавшие о природе, передавая свои чувства через природу. По определению Тимофеева: « пейзаж — изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя » [3, с. 265].
В. Е. Хализев отмечает, что « в многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связанности » [4, с. 206]. Ю. И. Сохряков показывает, что перед писателями и поэтами ставится задача « возродить утраченное чувство изумления перед миром природы, ее загадками и тайнами с тем, чтобы человек вновь почувствовал себя сыном земли » [2, с. 34].
Один из ярких поэтов современности — Игорь Фэдович Сахновский. В его творчестве лирика природы занимает немалое место наряду с урбанистическими зарисовками. В сборнике «Стихотворения» представлено более двадцати образов природы, каждое время года изображено в своей индивидуальной характеристике. Мы в настоящей работе сосредоточимся на том, как создается образ бурного пейзажа.
В русской лирике, как обнаруживает Эпштейн, бурный пейзаж является второй разновидностью изображения природы . Его отличие от идеального пейзажа в том, что « реки, облака, деревья -все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой». [5, с. 144]. Образец бурного пейзажа можем найти в творчестве Батюшкова «Пловец», Пушкина «Бесы».
Как раз-таки в лирике Сахновского особую роль играют повторяющиеся элементы природы: река, небо, дерево. Рассмотрим, как автор создает картину бурного пейзажа.
***
Здесь шумят и шумят поезда,
вереницей уходят на север.
Среди пыли расцвел навсегда
лиловатый застенчивый клевер.
Без оглядки на чёрные вёрсты
я в лицо твоё молча глядел.
Только воздух, громоздкий и чёрствый,
как вражда, между нами гудел.
Опадая к земле, как зола,
галки вскрикивали всё пугливей.
Ты в сторожку меня позвала,
ты сказала:
— сейчас будет ливень.
Небо стало густое, как лес.
И, взлетая кривыми углами,
горизонт разломился, исчез,
канул в молниеносное пламя.
Прорываясь издалека,
оглушая булыжною речью,
с неба рухнула наземь река,
и земля подалась ей навстречу.
Я на эту грозу уповал,
я любил этот клевер покорный.
Клевер скошен грозой наповал.
Напряглись потрясенные корни. [1, с. 53]
Образ неба раскрывается постепенно, упоминание о нем встречаем лишь в четвертой строфе, но поднять взгляд на небо нас заставляет третья строфа, где предугадывается, что небо одарит чем-то («сейчас будет ливень»). Из строки «здесь шумят и шумят поезда» мы понимаем, что это вокзал, место скопления людей, здесь люди прощаются и встречаются. В вокзальном воздухе висит нотка надежды « среди пыли расцвел навсегда клевер », в чьей-то душе зародилась любовь. Природный элемент цветения приравнивается душевному цветению лирического героя. Но внешние факторы говорят, что любовь обречена на разлуку: « воздух, громоздкий и чёрствый », « галки вскрикивали всё пугливей ». Кто-то свыше знает, что разлука неизбежна, поэтому небо сравнивается с густым лесом, отсюда и «слезы небес» — дождь, « с неба рухнула наземь река ».
Мы отмечаем, что небо, как судья, разрешает судьбу героя, но герой не противится, а наполняет свою душу и сердце некой надеждой « я на эту грозу уповал ». Мы видим антитезу неба и земли. Сначала перед нами земля — вокзал, рельсы, показывается мир грубый, железный, в нем нет чувств, нет времени и возможности их выражать. А небо, направленное к земле, раскрывает мир чуткий, мечтательный, свободный (галки, горизонт, освободившиеся чувства героев).
Пейзаж выполняет психологическую функцию, создавая параллелизм состояний в природном и человеческом мире. Гроза, ливень — это разрядка в природе, и она является одновременно аналогией разрядки в отношениях, влюбленных и толчком к этой разрядке. « Подалась навстречу », «напряглись» — это и про возлюбленных. Как « клевер застенчивый » сначала они скрывали чувства, а уже потом поддались своим чувствам «покорный» (клевер).
Пространство стихотворения огромно, так что не видно горизонта «горизонт разломился, исчез», простор вбирает направленность и дали «чёрные вёрсты». В стихотворении много движений: поезда, ветер, галки, дождь, динамично по своей организации. Здесь мы видим вновь целый комплекс единиц пейзажа: клевер, небо, гром, дождь, галки. Все эти элементы создают картину бурного пейзажа.
Литература:
- Сахновский И. Стихотворения. Екатеринбург: Кабинетный ученый. 2018. 98 с.
- Сохряков Ю. И. Природа и человек: по страницам современной литературы. М.: Знание, 1990. 64 с.
- Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. — М.: «Просвещение». — 1974. 509с.
- Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.
- Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной».... Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. 303 с.