Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение видеоиграм и мало подвижному образу жизни, что может повлечь за собой различные расстройства психологического характера. В данной работе будет рассмотрена статистика, основанная на опросе, направленном на изучение мнения студентов о данной теме.
Ключевые слова: культура, физическое воспитание, спорт, личность, физическая культура, духовное воспитание.
В современном обществе физическая культура при том, что она достояние народа, является важным средством воспитания нового человека, гармонично сочетающая духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Она способствует увеличению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства; физкультурное движение опирается на различную деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта. Спорт — это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по разным комплексам физических упражнений и подготовительных тренировочных занятий. Исторически сложилась как важная среда выявления и унифицированного сопоставления достижений людей в различных видах физических упражнений, а также уровень их физического развития. Спорт охватывает соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические общественные отношения, которые возникают в сфере данной деятельности, ее общественно значимые результаты. Спорт — это фактор, который наиболее эффективно стимулирует физическую культуру, способствуя нравственному, эстетическому воспитанию, а также удовлетворению духовных потребностей [5].
История спорта
В спорт исторически вошли различные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, которые имеют многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм труда и воинской деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания в древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и др.; часть современного спорта сформировалась в 19–20 вв. на базе самого вида спорта и смежных направлений культуры игры, спортивной и художественной гимнастики, современного пятиборья, фигурного катания, спортивного ориентирования, спортивного туризма и др.; технические виды спорта — основанные на развитии техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационный спорт, подводное плавание и др.
Активная жизнедеятельность на протяжении многих тысячелетий была неотъемлемой частью жизни человека. Но с момента научно-технической революции, при замене человеческого труда на механический, и по сей день физическая активность человека неуклонно стремится к нулю, что, конечно, отразилось как на здоровье человека, так и на его психике [2].
Что такое физическая культура?
Физическая культура — это важная часть общей культуры человечества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений и так далее. Это определение дает нам представление о том, что физические упражнения подобно книгам, музыке, живописи воздействуют на ментальное здоровье человека. В понятие физической культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, мировоззрение, природу, человеческое существование, человеческие отношения. Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой двигательной активности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей через соревнование в заданных двигательных действиях [4].
Физическая культура, как важная часть общей культуры, оказывает существенное влияние на «формирование личности». Под этим понятием подразумевается не только физическое развитие, укрепление здоровья в аспектах профилактической медицины, достижение высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физическая готовность к труду и защите своего Отечества, но и постижение смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденность в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработка устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдение соответствующих гигиенических норм [5].
Результаты исследования и их обсуждения
В ходе работы было проведено анкетирование среди студентов 1–4 курсов для изучения мнения о влиянии спорта на духовное развитие личности и в целом об отношении к спорту. Тест состоял из 6 вопросов, общее количество зафиксированных результатов — 102. По результатам тестирования была составлена статистика:
Из общего количества участников 36,3 % — студенты 3 курса, 29,4 % — 1 курс, 21,6 % — 2 курс и 12,7 % — 4 курс.
По мнению большинства исследуемых, спорт является обязательной частью жизни (66,7 %), остальные 33,3 % ответили на данный вопрос отрицательно.
Большая часть тестированных (61,8 %) посещает занятия по физкультуре, следуя учебному расписанию, 19,6 % — пренебрегают посещением занятий по данной дисциплине и 18,6 % — присутствуют на парах с частотой 1–2 раза в месяц.
На вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта вне занятий по физкультуре?» были получены следующие данные: 45,1 % — ответ «Да», 33,3 % — ответ «Нет» и 21,6 % планируют ввести в свою жизнь спорт.
Исходя из результатов теста, 60,8 % и 18,6 % участников относят себя к любителям искусства, (редко или часто, соответственно, посещают культурные заведения (музеи, выставки, театры и тд.), 20,6 % не относят себя к числу людей, увлечённых искусством.
Больший интерес имел вопрос о мнении студентов о связи спорта и духовного развития. Считают, что спорт способствует такому развитию 57,8 %, никогда не задумывались об этом 28,4 %, не видят связи 13,7 % опрошенных.
Основываясь на результатах исследования можно сделать вывод о том, что молодёжь заинтересована в наличие спорта в своей жизни, и считает, что такая деятельность, являясь культурной частью, имеет весомый вклад в развитие духовной составляющей личности.
Задачи физического воспитания
Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлечённо мыслить, вырабатывать общее положение и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы, — необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченных целей, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути.
Говоря об актуальных задачах физического воспитания с позиции влияния на духовно-нравственное содержание личности, выделяют следующие пункты:
1) Воспитание пристрастия к здоровому образу жизни
2) Воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи
3) Воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности
4) Формирование у детей потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом
5) Воспитание волевых качеств, самодисциплины, смелость
6) Умение переносить трудности
7) Привитие навыков самоконтроля за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой
Однако, выполнения физических нагрузок для поддержания организма в тонусе недостаточно для того, чтобы воспитать нравственные качества в человеке.
Физическое воспитание будет содействовать гармоничному развитию личности и его духовных качеств только в совокупности с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием и обучением [3].
Заключение
Понятие «культура» можно определить, как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека, он познаёт культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создаёт новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений [1].
После обработки информации по данной теме можно сделать вывод о том, что современная молодёжь имеет представление о глобальности связи между спортом и духовным развитием и стремится к саморазвитию в данной сфере.
Литература:
- Арипова З. С. Процесс национальной и духовной демократии социализации личности и его функции / Арипова З. С. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://johuns.net/index.php/abstract/239.html (дата обращения: 03.06.2023).
- Арипова, З. С. Информатизация общества как одна из причин создания глобального общества / З. С. Арипова, А. А. Айсачев // Экономика и социум. — 2021 — № 4–1 (83). — С. 62–65.
- Безрядина, Ю. М. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности / Ю. М. Безрядина // ИНФОУРОК: [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/rol-fizicheskoj-kultury-i-sporta-v-duhovnom-vospitanii-lichnosti-6134753.html (дата обращения: 04.06.2023).
- Выдрин В. М. Спорт в современном обществе/ В. М. Выдрин// Москва, Физкультура и спорт. — 1980. — С.292.
- Нечаев А. П. Психология физической культуры / А. П. Нечаев. — Л., М.: Гос. изд-во, 1930. — С. 72.