Основное внимание в статье уделяется анализу творческого метода американского режиссера Уэса Андерсона. В статье исследуются характерные методы создания кинематографической вселенной режиссера на примерах построения цвета и звука, симметричной композиции, четко обозначенных движений камеры и других составляющих визуального языка и различных технических аспектов в работах режиссера. Целью данной статьи является исследование перспектив развития режиссерского стиля. Результаты исследования позволяют лучшие понять уникальный подход Уэса Андерсона к кинопроизводству и осмыслить значимость его вклада в современное кинематографическое искусство. В данной статье также представлены прогнозы тенденций творческого развития режиссера.
Ключевые слова: Уэс Андерсон, современный кинематограф, кино, симметрия, постмодернизм, Голливуд, авторское кино, Отель «Гранд Будапешт», «Королевство полной Луны», «Французский вестник».
Фильмография Уэса Андерсона хорошо известна своим самобытным ни на что не похожим стилем. Визуальный язык его фильмов довольно сильно отличается от работ других режиссеров. Более того, темы и приемы, которые использует У. Андерсон на протяжении всей своей карьеры в кинематографе, очень схожи между собой — это и симметричная постановка сцены, использование ретро рок и поп-музыки, а также присутствие ярких театральных декораций и костюмов, тщательно спланированных движений камеры и т. д. Данные методы работы и технические приемы остаются на протяжении всей его фильмографии и становится все более узнаваемым по мере того, как У. Андерсон снимает все больше фильмов.
Сейчас Уэс Андерсон — один из наиболее заметных современных авторов в Голливуде, чей почерк в кино сразу бросается в глаза зрителю.
Киновед Марк Браунинг подчеркивает уникальный стиль фильмов У. Андерсона в своей книге «Уэс Андерсон: почему его фильмы имеют значение» [2, c. 110]. Он утверждает, что «Единственные фильмы, на которые похожи фильмы Уэса Андерсона — это другие фильмы Уэса Андерсона» и с этим высказыванием трудно не согласиться. На съёмочной площадке американский режиссер строго контролирует весь творческий процесс и всегда настаивает на определенном эстетическом конечном результате.
Общественное мнение по отношению к У. Андерсону довольно поляризировано. С одной стороны, критики уважают его визуальный язык, а с другой киноведы считают его творческий метод — «творческим застоем».
Уэс Андерсон повторяется из фильма в фильм и данный факт подмечают не только кинокритики и люди, занимающиеся исследованиями в кинематографе, но и обычные зрители. Объективно невооруженным глазом мы и сами можем заметить, что У. Андерсон, особенно в своем зрелом творчестве, при создании кино использует одни и те же приемы, будь то игра актеров, симметрия композиции или четко организованное движение камеры. Таким образом, мы подходим к тому, что творчество режиссера находится в своего рода «застое». Данное предположение попытаемся доказать и аргументировать, рассмотрев его через призму концепции «Решетки», выдвинутой американским искусствоведом Розалиндой Краусс в своем трактате «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» 1980 [1, с. 16-33]. Р. Краусс утверждает, что как только «решетка» возникает, она почти не меняется. Решетка сопротивляется развитию и в качестве примера автор приводит нидерландского художника Пита Мондриана. П. Мондриан создал ряд похожих работ, самая известная из них называется «Композиция с красным, синим и жёлтым» (1930). П. Мондриан работал в разных стилях прежде, чем найти свой собственный, но как только он его нашел, то попался в своего рода сеть или «решетку», в которой нет развития, а есть только бесконечное количество возможных вариантов переставления элементов внутри этой же самой решетки, то есть тех правил, которые художник сам себе создал. Опыт Мондриана проходящий сквозь призму концепции «решетки» мы можем попробовать наложить и на творчество Уэса Андерсона, который тоже в свою очередь однажды нашел свой уникальный стиль, к которому шел долгое время и как только его нашел, то больше от него не отклонялся. Это мы можем проследить на примерах его последних работ, начиная от «Королевства полной луны» 2012 (есть и более ранние примеры, но именно с данного фильма можно считать стиль режиссера полностью сформированным и зрелым) и заканчивая последним фильмом режиссера «Французский вестник» 2021. За пределы «решетки» в своем уже зрелом творчестве У. Андерсон никогда не выходил, то есть никогда не нарушал своих же четко обозначенных правил.
Решетка также имеет эстетический приоритет, которая ради поддержания своего эстетического облика жертвует законами природы и физики. Данное соображение отчётливо виднеется в работах режиссера, ведь вся фильмография У. Андерсона — это сплошная эстетика. Если взять самый яркий тому пример, а именно фильм «Отель «Гранд Будапешт» (2014), то мы увидим, как образуется необыкновенная Андерсоновская ностальгическая эстетика, которая далека от реальности, и скорее напоминает театральную постановку или сказку, которая базируется на основе всех его примечательных приемов таких как: яркие театральные костюмы, масштабные театральные декорации, симметрия в каждом кадре фильма, строгость движения камеры в определенных направлениях, гротескная и театральная игра актеров, винтажные цветовые эффекты [4, с. 86].
К тому же «решетка», по мнению Р. Краусс — это качество. В пример тому автор приводит творчество К. Малевича и П. Мондриана и поясняет это тем, что нельзя охарактеризовать зрелое творчество этих художников как развитие. Тем не менее отрицая развитие, невозможно отрицать качество их творчества. Данное заявление несомненно можно связать и с творчеством У. Андерсона. Неоспоримым фактом является то, что работы У. Андерсона продуманы до мелочей, начиная от костюмов и декораций, вплоть до выбора саундтреков и цветовой палитры. Его фильмы являются качественными, также благодаря «решетке», четко вымеренной системе, созданной самим автором, где каждый ход определен изначально и любое отклонение от правил невозможно.
Вследствие всего вышеперечисленного можем сделать вывод, что творчество У. Андерсона действительно не развивается в привычном нам понимании. Однако развитие все же наблюдается, правда внутри «решетки» и не выходит за ее пределы. «Решетка» является четко продуманной и структурированной системой с определенной логикой и визуальным языком, то есть эстетическим видением, решетка не способна транслировать реальность и подчиняться законам природы, она скорее показывает нам иной выдуманный мир, который живет по собственным законам, что собственно мы и можем наблюдать в кинолентах Уэса Андерсона, который продолжает создавать свою новую уникальную форму повествования в XXI веке.
Литература:
- Краусс, Р. Подлинность Авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс. — Москва: Издательский дом «Ад Маргинем Пресс». — 2019. — С. 11–33.
- Browning M. Wes Anderson: Why His Movies Matter / Mark Browning // Praeger. — 2011. — P. 103–149.
- MacDowell J. Wes Anderson, tone and the quirky sensibility // Routledge. 2011. P. 6–27. — URL: http://dx.doi.org/10.1080/17400309.2012.628227 (дата обращения 25.05.2023).
- Айан Натан. Уэс Андерсон. Аутентичные миры гениального режиссера. От «Бутылочной ракеты» до «Французского вестника» // БОМБОРA. — 2022. — С. 89–140.