Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальна, так как от путей ее решения зависит успешность будущего развития и воспитания детей, что является залогом их конкурентоспособности на рынке труда, а также их успешности в целом. На данный момент наблюдается тенденция более раннего начала обучения, так как многие родители склонны начинать процесс в 3–4 года. Таким образом, целью данной статьи является выявление основных компонентов психологической готовности детей к обучению в раннем возрасте в целом и к раннему началу изучения иностранного языка в частности.
Ключевые слова: физиологическая, психологическая готовность детей, раннее обучение, психическое, эмоционально-волевое развитие, раннее обучение иностранному языку.
Человеческий язык — сложный навык, и поэтому он развивает мозг больше, чем что-либо другое. До 6 лет, когда мы изучаем другой язык, или 2 языка, или 3 языка, развитие мозга происходит намного быстрее, чем что-либо еще, чему мы могли бы научиться. Дети дошкольного возраста обладают естественной способностью к обучению, и, согласно исследованиям, в возрасте 3–4 лет изучение второго языка так же просто, как изучение первого.
Преимущества раннего изучения языка
Младенцы, младенцы и дети изучают все языковые уровни (фонетику, фонологию, морфологию, синтаксис, семантику) одновременно и очень хорошо изучают, потому что ранний возраст — это время, когда мозг запрограммирован на изучение языков.
Раннее изучение языка может повлиять на отношение к другим языкам и культурам. Поскольку дети должны изучать иностранный язык естественным образом, так же, как они изучают свой родной язык, они изучают культуру, рифмы, движения, когнитивное развитие.
Многие исследования показывают, что раннее изучение языка обычно приводит к развитию родного или почти родного произношения и интонации. Знакомство очень маленьких детей с иностранными языками может привести к более быстрому изучению языка, улучшению навыков родного языка и повышению успеваемости в других областях.
Исследования Гарвардского университета подтверждают, что творческие способности, навыки критического мышления и гибкость ума значительно улучшаются, если дети изучают второй язык в более раннем возрасте. Более того, исследования показали, что 50 % наших способностей к обучению развиваются к 4 годам, а еще 30 % — к 8 годам. Вот почему трехлетних детей поощряют изучать второй язык.
Сложность процесса
Научить совсем юного ученика — непростая задача. Вот сложность раннего изучения второго языка:
Дети должны получить все эти уровни и аспекты языка. Так что нет и не может быть единственно правильного метода обучения. Смешанные методы широко используются в обучении иностранному языку.
Более того, мы должны помнить о важности жизненно важного языкового сочетания грамотности и красноречия. Развитие навыков говорения и письма у ребенка не должно быть просто «привязано» к последовательности уроков или заданий, а должно стать неотъемлемой частью повседневного обучения.
Способы обучения первым английским словам и грамматике
Создайте непринужденную среду обучения. Наиболее популярными и эффективными способами раннего изучения английского языка являются аутентичные стихи, детские стишки, мультфильмы и песенки для введения слов; играть в игры. Лучший способ для ребенка научиться понимать новый язык — регулярно слушать, как на нем говорят.
Кроме того, визуальные эффекты и реалии — один из самых эффективных способов дать референсную информацию. Например, если вы рассказываете о слонах, лучше иметь фотографии слонов, которыми можно поделиться с детьми. Для малышей эффективнее использовать и показывать большие яркие игрушки. Для детей постарше хорошо подходят мультфильмы и даже детские документальные фильмы. Это просто, но дает детям материальный объект, который они могут полностью «испытать», чтобы углубить понимание. Или, если вы учите множественное число, подготовьте одно яблоко, чтобы показать значение «единственного числа», и два или более яблока, чтобы показать значение «множественного числа».
Роль физической реакции в обучении языку
Полная физическая реакция также важна. Это метод овладения языком, разработанный профессором психологии Джеймсом Ашером после долгих наблюдений за тем, как младенцы осваивают родной язык. TPR использует комбинацию языка и физических действий, чтобы вовлечь детей в процесс изучения языка. Это довольно простая стратегия, которая является одним из ключей к ее успеху. Дети просто слушают и отвечают физически. Например, слыша команды «Садись, дай пять, прыгай» и т. п., они просто делают это без беглой речи еще. Тем не менее, они усваивают синтаксис и речевые модели. TPR может быть отличным предшественником вербального общения. Однако для очень маленьких учеников лучше не только говорить, но и показывать движения и действия. Таким образом они сопоставляют действие со звуком и произношением слова языка.
Развитие грамотности в раннем возрасте
Как развить грамотность в раннем возрасте? Прежде всего, ребенок должен быть погружен в печатную среду, чтобы у него были постоянные возможности взаимодействия с написанным словом. Например, плакаты на стенах, титры мультфильмов, яркие стикеры со словами и картинками, книжки с простыми словами, альбомы с алфавитом, карточки.
Важность разнообразия
В любом случае, все действия и наглядные пособия, реквизит должны быть значимыми для детей. Родители и учителя самых маленьких учеников должны сосредоточиться на том, чтобы предоставить детям широкий спектр сенсорных ощущений, чтобы они могли усвоить английский акцент, попрактиковаться в своих первых словах и пополнить словарный запас. Этого можно добиться, развлекаясь музыкой, движением, играми и заботой. Все это чрезвычайно повышает раннюю стимуляцию мозга, что приводит к созданию нейронных путей. Знакомство детей со вторым языком как можно раньше — лучший способ добавить эти нервные пути и повысить их способность к интеллектуальному развитию. Различные музыкальные стили и занятия для развития когнитивных навыков способствуют пониманию, разговорной речи и любви к изучению английского языка. Через повторение, пример и опыт дети учатся использовать новый словарный запас английского языка и говорить с хорошим акцентом.
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Психологические особенности усвоения студентами второго языка, Москва, 2002.
- Ариайн М. А. ГМК английского языка (2 курс). Москва, 2000 г.
- Борзова Г. В. Тексты для чтения на второй ступени обучения, Москва, 2015 г.
- Вятютнев М. Н. Изучение иностранного языка в начальной школе, Москва, 2010 г.
- Гальскова Н. Д. По итогам второго курса экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе.
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. И. Процесс обучения иностранному языку в начальной школе. М. 2003.