В данной статье рассматриваются отдельные этапы ликвидации общества с ограниченной ответственностью, а также порядок удовлетворения требований кредиторов. Рассматриваются как законодательные позиции на различные вопросы, так и позиции правоприменителей.
Ключевые слова: ликвидация, процедура, общество с ограниченной ответственностью, позиции судов, кредиторы, судебная практика.
Как известно, при ликвидации общества с ограниченной ответственностью его права и обязанности не транслируются другому субъекту, а значит, кредиторы должны успеть истребовать свои средства у ликвидирующегося лица. В связи с этим в законодательстве установлена специальная процедура ликвидации общества.
Прежде всего, для начала данной процедуры необходимо принять соответствующее решение. Учредители (участники) общества принимают решение о ликвидации общества и сообщают об этом в регистрирующий орган в течении трех рабочих дней для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Если же юридическое лицо не своевременно предоставило в регистрирующий орган уведомление о ликвидации общества, то это не является основанием для отказа в его госрегистрации. Такой вывод мы можем сделать из Обзора судебной практики применения законодательства о юридических лицах, утвержденного Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2018: «...4. Направление в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с пропуском установленного срока само по себе не является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации этого лица».
Одновременно с этим назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор). Участники определяют сроки и порядок ликвидации. Начиная с этого момента все полномочия по управлению юридическим лицом переходят ликвидационной комиссии, включая право распоряжаться денежными средствами и имуществом [2, пункт 3, статья 62; пункт 3, статья 57].
По сути, ликвидационная комиссия (ликвидатор) становится органом управления обществом. Данный вывод мы также можем сделать из судебной практики [3].
В суде ликвидационная комиссия также выступает от имени юридического лица. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица считаются наступившими и сроки исполнения его обязательств перед кредиторами [1, пункт 4, статья 61]. Здесь считаю необходимым отметить один спорный момент, связанный с тем должна ли ликвидационная комиссия вести реестр кредиторов. Из практики [7] мы можем понять, что такая обязанность для ликвидационной комиссии не предусмотрена. «...Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен ст. 61–64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные нормы не предусматривают обязанность ликвидатора вести реестр требований кредиторов должника».
Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица и его кредиторов [1, абзац 1, пункт 4, статья 62]. Члены ликвидационной комиссии по требованию учредителей ликвидированного юридического лица или его кредиторов могут быть обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям ликвидированного юридического лица или его кредиторам [1, пункт 2, статья 64. 1].
Итак, первым делом ликвидационная комиссия принимает все необходимые меры для удовлетворения предъявляемых ею требований к должникам юридического лица, тем самым увеличивая имущественную базу для дальнейшего удовлетворения требований кредиторов. Далее комиссия выявляет и уведомляет должным образом всех имеющихся у общества кредиторов как в устной, так и в письменной формах. «Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации». «Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица».
Однако и здесь мы можем найти спорные моменты в реализации данных норм. Согласно п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3–09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации». Однако на практике ликвидационная комиссия публикует сообщения о ликвидации обществ в ином печатном издании. Вследствие этого возникает вопрос о правомерности такого опубликования.
Суды дают нам однозначно понять, что сообщение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью может быть опубликовано только в журнале «Вестник государственной регистрации» [6].
Далее, после истечения указанного в законе срока, в который кредиторы могут предъявить свои требования, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
На практике возникают споры относительно сведений, подлежащих включению в промежуточный ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью. Вопрос о необходимости включения в ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью сведений о кредиторской задолженности, требования по которой не заявлялись, решается судами по-разному.
Первая позиция: сведения о кредиторской задолженности включаются в ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью, даже если кредитор не заявил требование о ее включении [4].
Вторая позиция: сведения о кредиторской задолженности в ликвидационный баланс не включаются, если кредитор не заявил требование о ее включении [5].
На третьем этапе производятся расчеты с кредиторами, заявившими свои требования (на основе ликвидационного баланса). В законе установлена определенная очередность удовлетворения их требований. При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
В том случае, если средств у общества не хватает для того, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов, начинается процедура реализации принадлежащего ему имущества. Если стоимость имущества более 100 тысяч рублей, то такое имущество продается с торгов.
Если же при реализации всего имущества общества все равно не хватает средств для удовлетворения требований кредиторов, тогда ликвидационная комиссия подает в арбитражный суд заявление о признании юридического лица несостоятельным (банкротом).
На завершающем этапе ликвидации общества с ограниченной ответственностью ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации. После того, как требования всех кредиторов удовлетворены, оставшееся имущество распределяется между участниками общества в тех долях, которые были утверждены в учредительных документах. Если же у участников возникают споры, связанные с тем, кому данное конкретное имущество достанется, ликвидационная комиссия выставляет его на торги.
Общество с ограниченной ответственностью считается полностью ликвидированным и прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, в данной статье автором были раскрыты основные положения, связанные с процедурой ликвидации общества с ограниченной ответственностью как из законодательства, так и из правоприменительной практики.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 7. — Ст. 785.
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.09.2020 N Ф01–12713/2020 по делу N А43–26765/2017 — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2019 N Ф08–2991/2019 по делу N А32–43021/2018 — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Определение ВАС РФ от 08.02.2013 N ВАС-666/13 по делу N А40–6883/12–93–65 — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2008 N Ф04–5429/2008(11094-А46–26) по делу N А46–2154/2008 — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Постановления ФАС Уральского округа от 20.11.2006 N Ф09–10590/06-С4 по делу N А76–2795/06