Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Гимранова, А. С. Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе / А. С. Гимранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104634/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Ключевые слова: технологии, смешанное обучение, образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом, основным принципом организации образовательного процесса стало большое внимание обучающемуся. Получаемое им образование должно быть специально адаптировано под его потребности. Роль учителя также изменилась: теперь он выступает в качестве организатора, партнера и помощника ученику в процессе его обучения. С учетом указанных критериев и условий, современные педагоги разработали новую систему обучения, называемую системой смешанного обучения. Эта система сочетает в себе различные методики, направленные на повышение качества обучения и адаптацию к потребностям каждого обучаемого. Она предусматривает использование, как традиционных классных занятий, так и дистанционного обучения, что позволяет учителю эффективно организовывать учебный процесс и обеспечивать максимальную информационную доступность для обучающихся.

В начале 2000-х годов в американских деловых кругах появилось понятие смешанного обучения, которое представляет собой метод обучения персонала и переподготовки кадров. Данный подход стал широко использоваться в системе высшего образования после выпуска первых книг на эту тему. Так, в 2006 году вышла книга Бонк и Грэхэм «Handbook of Blended Learning», а в 2008 году — книга Гэррисона и Воган «Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines» [4].

В современной отечественной методике преподавания существует несколько определений данного понятия. Созданная недавно методика изучения данного метода, может быть названа также гибридной, интегрированной и т. д. Однако существующие терминологические определения пока еще носят скорее описательный, нежели научный характер. Данный метод обучения характеризуется тесным взаимодействием нескольких видов обучения в рамках одной образовательной программы. Он ориентирован на активное взаимодействие и обмен информацией между преподавателем и учеником, учениками между собой, а также на использование различных форм технологий обучения. Данный метод обучения является эффективным инструментом для обеспечения более глубокого и разнообразного погружения обучающихся в процесс учебы, а также для совершенствования их навыков и знаний в конкретной области.

Проведем терминологический анализ понятия. Так Крис Рид и Харви Синх описывают смешанное обучение как «…обучающую программу, в которой используется более одного способа подачи материала с целью оптимизировать результаты обучения и расходы на реализацию программы». Оно направлено на достижение целей обучения с помощью использования «right» learning technologies для передачи «нужных» умений «нужному» человеку в «нужное» время [5]. П. Валиатхан предоставляет более подробное описание, где отмечается, «…что способы подачи материала могут включать аудиторные занятия (face–to–face (F2F) classrooms), электронное обучение (e-learning) и самостоятельное обучение (self-paced learning) [6].

Согласно Дарлин Пейнтер, смешанное обучение является «…объединением строгих формальных средств обучения в аудитории с неформальными средствами». Среди неформальных методов можно упомянуть обсуждение по электронной почте, конференцсвязь и прочие [1].

По-новому понимается смешанное обучение в системе школьного образования. Это форма обучения, которая включает элементы традиционного образования и технологии дистанционного обучения. В своей статье Rossett и Frazi (2010) определили, что «…смешанное обучение совмещает два принципиально разных подхода: формальное и неформальное обучение, общение «лицом к лицу» и общение «онлайн», управляемые действия и самостоятельный выбор пути достижения личных и организационных целей». Они полагают, что смешанное обучение является эффективной формой обучения, объединяющей все преимущества традиционного и дистанционного обучения и способствующей достижению лучших результатов в обучении [5].

С учетом представленных исследований, можно сформулировать определение смешанного обучения как эффективного и инновационного метода обучения, объединяющего возможности дистанционного и аудиторного обучения. Смешанное обучение включает в себя оптимальное сочетание преимуществ каждого из режимов и позволяет достичь наиболее высоких результатов в обучении.

Смешанное обучение — это форма образования, требующая от преподавателя высокой квалификации и специальных знаний. В этой модели педагог выступает в роли не только преподавателя, но и консультанта-советника и координатора учебного процесса. Для организации самостоятельной работы обучающихся и эффективной системы контроля, преподаватель должен не просто транслировать информацию, а активно взаимодействовать с обучающимися. Он должен находиться в постоянном контакте с ними как на очных занятиях, так и в электронной среде общения.

Кроме общепринятых требований к педагогическому профессионализму, в работе преподавателя, использующего смешанное обучение, возникают и новые требования. Один из таких требований — это техническая подготовленность педагога. Он должен быть знаком с особенностями работы по модели смешанного обучения, уметь оперативно и качественно обеспечивать связь между обучающимися и собой. Кроме того, преподаватель должен учитывать психологические особенности обучающихся и эффективно распределять временную нагрузку между очными занятиями и работой в электронной среде [2].

Смешанное обучение является эффективной и востребованной моделью при изучении иностранных языков. Его применение предъявляет определенные требования к преподавателям. Во-первых, необходимо определить правильную организацию учебного материала, учитывая сложность и время, необходимое для изучения заданий и упражнений. Преподаватель должен четко знать, какой материал будет изучаться в аудитории, а какой может быть предоставлен для самостоятельного изучения. Во-вторых, преподаватель должен четко представлять организацию учебного процесса и составить поурочный план, в котором будут прописаны виды деятельности на занятиях в аудитории и дистанционно, а также виды контроля. Гармоничное взаимодействие всех компонентов смешанного обучения возможно только при методически верной организации [2].

В 2012 году сотрудниками американского института Кристенсена Х. Стейкером и М. Хорном Staker, H., Horn, M. B. были разработаны шесть моделей организации смешанного обучения:

1) Поддержка очного обучения (face-to-face driver) — это поддержка очного обучения, где преподаватель лично основной объем учебной информации на занятиях, по мере необходимости внедряя онлайн обучение как вспомогательное.

2) Ротационная модель (rotation model) — где обучение осуществляется путем поочередной смены традиционного обучения в аудитории с самостоятельным онлайн обучением.

3) Гибкая модель (flex model) — в основном использующая онлайн платформу, в которой преподаватель поддерживает обучающихся, время от времени работая с небольшими группами или с отдельными обучающимися.

4) Онлайн лаборатория (online lab) — позволяет передавать содержание всего учебного курса на занятиях в аудитории через интернет-платформу. В этом случае, обучение происходит при непосредственном участии преподавателя, который может контролировать процесс и помочь обучающимся в случае необходимости.

5) Модель «Смешай сам» (self-blend model) — обучающийся сам решает, какую часть учебного курса ему следует дополнить онлайн занятиями, чтобы более углубленно изучить материал.

6) Поддержка онлайн обучения (online driver model) — предполагает поддержку через онлайн драйвер, который предполагает в основном обучение через интернет-платформу и удаленный контакт с преподавателем. При этом возможны добавление очных занятий и встреч с преподавателем, когда это необходимо.

Таким образом, преподаватель может подобрать правильный подход и настроить программу смешанного обучения таким образом, чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы и решить специфические задачи каждой группы обучающихся. Это поможет достичь лучших результатов в обучении и повысить интерес обучающихся к получению новых знаний [5].

Таким образом, одним из главных преимуществ смешанного обучения является возможность получения знаний в интерактивном формате и на дистанционном уровне при помощи технических средств обучения. Это дает обучающимся дополнительную свободу и возможность самостоятельно планировать свое время, однако требует от них большей самодисциплины и ответственности за процесс обучения. Одновременно очное обучение с преподавателем помогает в укреплении материала и ответе на любые вопросы, а также обеспечивает возможность обучения на практике. Таким образом, смешанное обучение сочетает в себе преимущества как онлайн-обучения, так и очного обучения, что делает данный подход более эффективным и универсальным.

В условиях современного образования применение ИКТ является важным инструментом повышения эффективности учебного процесса. Также отмечается значительный рост популярности дистанционного образования. В результате, появляется необходимость использования различных моделей смешанного обучения, которые могут быть успешно применены при изучении любого предмета. Следует отметить, что данные подходы необходимо эффективно интегрировать в учебную программу, учитывая особенности каждого предмета и уровень подготовленности обучающихся.

Активное использование различных информационных технологий при обучении иностранным языкам является современным трендом. Эти технологии делают образовательный процесс более доступным, открытым и мобильным. Однако, наряду со стандартной аудиторной формой обучения, применяются и другие инновационные подходы, в том числе технологии смешанного обучения (blended learning), которые становятся все более предпочтительными. Смешанное обучение обеспечивает максимальную результативность за счет эффективного планирования времени преподавателя и учащегося. Кроме того, такой метод может сделать изучение иностранного языка более увлекательным и доступным. Это позволяет рассматривать технологии смешанного обучения как одну из самых востребованных и эффективных технологий при изучении иностранного языка [6].

В современной школе метод смешанного обучения заключается в интеграции изучаемого языка в общий контекст учебного процесса и способствует более эффективному использованию ранее полученных знаний и умений. Одним из основных преимуществ такого подхода является формирование системы отношений ученика к образовательному процессу, которая включает в себя различные виды занятий, формы контроля и предметы. Мотивационно-целевая основа обучения формируется на основе этой системы и представляет собой ключевой критерий эффективности в психологическом аспекте. Исходя из этого, постулируется, что использование смешанного обучения повышает уровень учебной мотивации обучающихся путем привлечения их ранее приобретенных знаний и навыков, а также помогает видеть конечный результат своей деятельности [3].

Проанализировав изложенный выше материал, можно сделать вывод, что при учете того, что обучение направлено на достижение главной цели, заключающейся в превращении обучаемого из объекта в субъект управления, приходит на первый план активность личности как особенность, определяющая качественную и количественную меру взаимодействия человека с окружающей средой. Однако, при обучении иностранному языку в старших классах средней школы наставникам рекомендовано использовать смешанную форму обучения, которая обеспечивает повышение эффективности учебного процесса.

Литература:

  1. Желнова Е. В. 8 этапов смешанного обучения (обзор статьи «Missed Steps» Дарлин Пейнтер//Training & Development) / Е. В. Желнова. — Текст: электронный. — Режим доступа: http://www.obs.ru/interest/publ/?thread=57. (Дата обращения 10.12.2022).
  2. Кондакова М. Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии / М. Л. Кондакова — Текст: электронный. — Режим доступа: http://vestnikedu.ru. (Дата обращения 22.12.2022).
  3. Чумакова В. А. Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации / В. А. Чумакова — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. Конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 111–113.
  4. Garrison, R. Blended learning. Uncovering its transformative potential in higher education. Internet and Higher Education / R. Garrison, H.Kanuka — San Francisco, 2004. — P. 95–104.
  5. Singh H. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning / H. Singh, Ch. Reed // American Society for Training & Development, 2001. — p.356.
  6. Valiathan P. Blended Learning Models / P. Valiathan // American Society for Training & Development, 2002. — 324 p.
Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, преподаватель, обучение, очное обучение, дистанционное обучение, занятие, иностранный язык, обучающийся.


Похожие статьи

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Инновационные технологии в образовании: сущность, разновидности и применение

В своей статье автор подробно описывает наиболее популярные инновационные технологии и рассматривает возможности их применения в образовательном процессе.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Современные методы преподавания английского языка

В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку и их использование в образовательном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Похожие статьи

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Инновационные технологии в образовании: сущность, разновидности и применение

В своей статье автор подробно описывает наиболее популярные инновационные технологии и рассматривает возможности их применения в образовательном процессе.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Современные методы преподавания английского языка

В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку и их использование в образовательном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Задать вопрос