В статье автор исследует особенности утилизации твёрдых коммунальных отходов в рамках национальных систем обращения с ТКО в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Ключевые слова: ТКО, утилизация, захоронение ТКО, свалки, RDF.
К общим чертам систем обращения с ТКО в России и Беларуси относительно утилизации отходов можно отнести преобладание захоронения на полигонах, как наиболее распространённого метода. Так, например, объём захоронения ТКО в России в 2021 году составил около 90 % от общего числа образованных твёрдых коммунальных отходов, а в Беларуси — примерно 70 %. [9, 12]
Высокий процент захоронения ТКО обусловлен тем, что системы обращения с ТКО в странах находятся на этапе формирования. Предусмотренные в национальных стратегиях меры по уменьшению захоронения твёрдых коммунальных отходов ещё не были реализованы в полной мере.
На данный момент и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь осуществляется строительство новых объектов по обращению с ТКО, которые могли бы снизить объём отходов, направляемых на захоронение. Так, например, по данным РЭО, в России в 2022 году в эксплуатацию было введено 36 подобных объектов, а в Республике Беларусь — 6.
Что касается количества полигонов ТКО в странах, то в Беларуси данные объекты внесены в Реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, а в России в Государственный реестр объектов размещения отходов. При этом, оба реестра являются общедоступными. Создание подобных реестров помогает осуществлять более эффективный государственный контроль за объектами захоронения отходов.
Кроме того, влияние на низкий процент извлечения пригодных для переработки фракций оказывает отсутствие культуры сортировки отходов в России и Беларуси. Порой у граждан отсутствует мотивация к раздельному сбору отходов. Усугубляет данную ситуацию наличие мусоропроводов в жилых домах, которые являются более удобным средством для избавления от отходов для некоторых лиц, чем контейнеры для раздельного сбора ТКО, стоящие во дворе.
Однако и в России, и в Беларуси всё большее внимание уделяется экологическому просвещению граждан по данному вопросу. В Республике Беларусь для этого существует специальная информационная кампания «Цель 99». В России же главную роль в повышении осведомлённости граждан о необходимости ответственного обращения к сортировке бытовых отходов играет РЭО.
При этом, в обоих странах большое значение в просвещении граждан по вопросам ТКО имеет деятельность экологических активистов, лидеров мнений и некоммерческих организаций. К подобным НКО в России относятся экоцентры «Сборка», «Собиратор», а в Беларуси — «Экодом», «Зелёная сеть». [10, 11, 13]
Кроме того, способствует сохранению высокого процента захоронение ТКО и ручной труд, применяемый на мусоросортировочных комплексах в России и Беларуси в качестве основного средства разделения отходов на мусоросортировочных линиях. Решить данную проблему могло бы внедрение автоматических линий сортировки на мусоросортировочных заводах. На сегодняшний день известно множество технологий по автоматизированному разделению потока ТКО на полезные фракции: оптико-механическая, магнитная, воздушная, электродинамическая, баллистическая сепарация.
Кроме того, в России существует ряд интерактивных карт, посвящённых несанкционированным свалкам. Данные карты создаются с целью привлечения внимания общественности и властей для последующего локального решения данной проблемы и ликвидации какой-либо конкретной несанкционированной свалки.
К подобным интерактивных картам относятся: Всесвалки.рф (URL: https://всесвалки.рф/map), карта свалок экологической ассоциации «Чистый регион» (URL: https://cleanregion.ru/map) и другие. Эти карты являются волонтёрскими проектами. Официальную жалобу в отношении несанкционированной свалки можно направить Российскому экологическому оператору с помощью сервиса «РЭО Радар» (URL: https://radar.reo.ru/).
В Беларуси же не существует подобных интерактивных карт, посвящённых проблеме несанкционированных свалок. Вероятно, причина заключается в различии масштабов проблемы несанкционированных свалок в России и Беларуси.
В Беларуси осуществляются рейды по выявлению несанкционированных свалок, и если подобные выявляются, то ликвидируются достаточно оперативно. В России же, по данным Greenpeace, насчитывается порядка 960 тысяч несанкционированных свалок, которые не ликвидированы.
Вероятно, проблема несанкционированных свалок в Российской Федерации вызвана расточительным отношением жителям к огромной площади страны. Действительно, в процент площади несанкционированных свалок и полигонов ТБО по отношению к площади государства в России не так велик, как в других странах, однако несанкционированные свалки оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а потому их существование не может быть оправдано незначительной площадью в процентном соотношении.
Реформа в сфере обращения с отходами в Российской Федерации направлена в том числе и на ликвидацию незаконных свалок. Возможно, когда в России будет осуществлена реализация Федеральной схемы по обращению с ТКО, количество несанкционированных свалок значительно уменьшится. Кроме того, РЭО может также способствовать ликвидации несанкционированных свалок посредством принятия в работу заявлений граждан через сервис «РЭО Радар». [12]
Таким образом, для Российской Федерации, в отличие от Республики Беларусь, достаточно острой является проблема несанкционированных свалок. При этом, в отношении данных нарушений в области обращения с ТКО направлен ряд нововведений в рамках Реформы отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами в России.
Тем не менее, сделать вывод об эффективности данных мер будет возможно лишь по прошествии времени. Тематические интерактивные карты, являющиеся волонтёрскими проектами, позволяют обратить внимание лиц, принимающих решения, на данную проблему.
Что касается, сжигания ТКО, то на сегодняшний день подобные мусоросжигательные заводы отсутствуют на территории Республики Беларусь. Тем не менее, планируется возведение подобного сооружения в Минске в ближайшие годы.
В России же идёт активное строительство мусоросжигательных заводов. На данный момент в фазе активного строительства находится 5 заводов, а после 2025 года должно появиться ещё около 9 подобных заводов. [12]
Однако строительство и введение в эксплуатацию не должно противоречить государственным стратегиям по увеличению извлечения вторичного сырья из общей массы ТКО. Кроме того, с экологической точки зрения, уменьшение % захоронения ТКО за счёт сжигания отходов является намного менее благоприятным, чем снижение данных показателей за счёт увеличения вовлечения вторичного сырья в хозяйственный оборот. Таким образом, подлежать сжиганию должна лишь та часть ТКО, которую невозможно разделить на полезные фракции и переработать. [9]
Что касается производства RDF топлива из ТКО, то в Российской Федерации его производство осуществляется на мусоросортировочных заводах в трёх областях — Московской, Ленинградской и Калужской. В Беларуси же первая линия по производству RDF топлива находится на этапе строительства на мусоросортировочном заводе в Гродно и должна быть введена в эксплуатацию в 2023 году.
Компостирование, как способ утилизации ТКО на данный момент централизовано не применяется в России. Однако эксперты отмечают, что без развития данного метода обращения с ТКО достижение к 2030 году целевого показателя по использованию 50 % ТКО, установленного национальной стратегией, не представляется возможным. В связи с чем, РЭО было предложено законодательно отнести компостирование к способам утилизации ТКО в рамках поправки к закону № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления», чтобы привлечь инвестиции в развитие данной деятельности. [12]
В Беларуси же введена в эксплуатацию станция компостирования растительных отходов. Данный объект, находящийся в Минске, является уникальным для постсоветского пространства и может принимать ежегодно 70 тысяч тонн растительных отходов. [9]
Таким образом, утилизация ТКО в России и Беларуси имеет ряд общих особенностей. Основные же различия заключаются в том, что в Беларуси на данный момент не функционируют линии по производству RDF топлива и мусоросжигающие заводы, однако ввод в эксплуатацию данных объектов планируется в ближайшие годы с целью уменьшения процента захоронения ТКО и достижения целевого показателя в этом направлении — использования 90 % ежегодно образуемых ТКО, к 2035 году.
При этом, на территории Беларуси был построен уникальный объект для осуществления централизованного компостирования растительных отходов. То есть, в сфере компостирования ТКО Беларусь делает более решительные шаги, чем Россия, и уже внедряет массовое компостирование твёрдых коммунальных отходов.
Таким образом, в рамках систем обращения с ТКО в России и Беларуси утилизация отходов осуществляется преимущественно за счёт захоронения на полигонах, однако в рамках национальной политики осуществляются действия, направление на снижение процентного объёма захоронения твёрдых коммунальных отходов.
Литература:
- Комплексная стратегия по обращению с ТКО в Российской Федерации, утверждённая Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298.
- Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утверждённая Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567.
- Килоева М. М. Система обращения с твердыми коммунальными отходами и механизм ее финансирования в России: состояние и направления развития//Власть. — 2020. — № 2. — С. 146–154
- Киль Юлия Эдуардовна, Синицына Валерия Андреевна «Мусорная реформа» в российской Федерации: правовое регулирование и проблемы реализации // Вопросы российской юстиции. — 2019. — № 4.
- Обращение с твердыми коммунальными отходами. Практическое пособие для подготовки к аттестации специалистов жилищно-коммунального хозяйства/ — Государственное предприятие «Жилкомиздат»
- Пляскина Н. И., Харитонова В. Н. Управление в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: современное состояние // ЭКО. –2016. — № 12 (510).
- Скриган А. Ю., Мельникова И. С., Шилова И. В., Щур А. В. Сравнительная оценка системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Беларуси, России и Казахстане//Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. — 2017. — № 3. — С. 353–365
- Талако А. Д. Проблема утилизации твердых коммунальных отходов в Республике Беларусь // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». — 2013
- Электронный ресурс. Сайт ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» [ссылка: https :// vtoroperator . by / ] (Дата обращения: 23.05.2023)
- Электронный ресурс. Сайт Белорусской экологической ассоциации [ссылка: http://beleco.by/biblioteka/ekologicheskie-organizatsii/ ] (Дата обращения: 16.05.2023)
- Электронный ресурс. Сайт компании «Собиратор» [ссылка: https :// sobirator . ru / ] (Дата обращения: 16.05.2023)
- Электронный ресурс. Сайт Российского экологического оператора [ссылка: https://reo.ru/tpost/jrbg7x5831-obmen-opitom-kak-ustroena-sistema-obrasc] (Дата обращения: 26.05.2023)
- Электронный ресурс. Сайт Экоцентра «Сборка» [ссылка: https://ecosborka.ru/] (Дата обращения: 16.05.2023)