Деятельность студенческих СМИ как фактор социализации молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Саблин, Д. А. Деятельность студенческих СМИ как фактор социализации молодежи / Д. А. Саблин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104638/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор дает теоретическое обоснование проблемы социализации молодежи посредством деятельности студенческих СМИ.

Ключевые слова: студенческие СМИ, социализация, молодежь, факторы социализации, деятельность СМИ.

В условиях трансформации в российском обществе изучение проблем социальной адаптации молодежи является важной абстрактной и практичной задачей по целому ряду причин.

Во-первых, молодежь — это будущее общества. Каким образом молодежь адаптируется к социальным условиям, определяет, каким будет будущее нашего общества.

Во-вторых, некоторые молодые люди испытывают затруднения при адаптации к новой жизни, и это может привести к проблемам в личной жизни, карьере, здоровье и так далее. Например, социальная изоляция может привести к эмоциональным проблемам у молодежи, а неадаптированные молодые люди могут иметь проблемы с учебой или карьерой.

В-третьих, неспособность молодежи адаптироваться к социальным условиям может привести к повышению уровня преступности, агрессивности и нарушения общественных норм.

Понимание проблем молодежной адаптации может помочь правительству и социальным работникам разрабатывать программы и решения для содействия молодежи в процессе социальной адаптации. Поэтому, изучение проблемы социальной адаптации молодежи является важным, чтобы помочь молодежи стать полноценными членами общества и успешно участвовать в его развитии.

Как социализированный институт, университеты играют важную роль в процессе социализации молодежи по нескольким причинам:

Учебные заведения обеспечивают доступ молодежи к новым знаниям и информации, что позволяет им лучше понимать мир вокруг себя. Это помогает молодежи изучать разные профессии, расширять свой кругозор и приобретать необходимые навыки для профессиональной деятельности.

Университеты являются местом, где молодежь из разных социальных слоев и культурных групп имеет возможность встретиться и общаться друг с другом. Это помогает создать толерантное общество и научиться работать и общаться в команде.

Преподаватели и научные сотрудники могут служить для молодежи образцом истинных профессионалов, которые могут вдохновить их на достижения в выбранных областях и сформировать у них профессиональную этику.

В университетах молодые люди могут участвовать в различных социальных и культурных мероприятиях, таких как дебаты, концерты, выставки, научно-исследовательские конференции и так далее, что позволяет им расширять свои интересы, знания и социальные связи.

Университеты могут предоставить молодежи возможности для общественной деятельности, например, волонтерство, участие в комиссиях и руководство студенческими объединениями. Это позволяет молодежи развивать лидерские качества и научиться работать с людьми.

Так, известный российский социолог и педагог, М. М. Шульга отмечает, что образовательная среда существенно влияет на формирование личности, ее ценностей и мировоззрения, становление профессиональных и социальных качеств. По мнению исследователя, образовательную среду можно рассматривать как систему, которая обеспечивает взаимодействие между каждым участником, а также взаимодействие между участниками и самой средой [5, с. 122].

М. М. Шульга выделяет три составляющие образовательной среды: личности участников, материальная база и социальная среда. При этом он считает, что важнейшая составляющая — это личности участников, которые активно влияют на формирование и направление образовательного процесса.

Образовательную среду, по мнению социолога, необходимо рассматривать как среду социализации, которая осуществляет передачу социально-культурных ценностей и норм новому поколению [5, с. 123]. Эта среда предоставляет возможности для формирования ценностей, мировоззрения, профессиональных и социальных качеств участников образовательного процесса.

Студенты проходят социализацию в ВУЗах, что обозначается как процесс, в ходе которого они познают, осваивают и усваивают социальные и профессиональные роли. При этом молодые люди адаптируются и стараются соответствовать общепризнанным мерам и ценностям в обществе, в университете. Без них они не смогут реализовать свои профессиональные и социальные функции, а также не овладеют важными социальными и профессиональными качествами.

Одним из ведущих специалистов в области исследования процесса социализации является российский социолог М. М. Соков, который определяет социализацию как процесс адаптации личности к общественным условиям, культуре и социальным ролям [4, с. 22].

Одной из значимых составляющих социализации в современном обществе являются СМИ. М. М. Соков отмечает, что СМИ все более и более замещают традиционные институты социализации, такие как семья, школа, культурные институты. При этом он акцентирует, что СМИ несут ответственность за формирование у молодежи определенных ценностей, который будут определять их поведение в обществе.

Согласно позиции М. М. Сокова, СМИ играют важную роль в социализации, так как они формируют представления о мире, мировоззрение, ценности и установки. Исследователь также отмечает, что СМИ сами по себе не являются нейтральными. Они представляют интересы своих владельцев и работают на какие-то определенные цели. Поэтому он считает, что необходимо иметь критическое отношение к тому, что СМИ сообщают, чтобы не стать жертвой манипуляции [4, с. 23].

Критериями интенсивного социального развития студентов являются следующие психосоциальные характеристики: формирование конституции, связанная с ответственностью и законами толерантность, интеллигентность, возможность критически мыслить, степень интенсивного социального развития студентов и подготовка к постоянному самосовершенствованию, независимость, мобильность [3, с. 18].

Социализированные личности характеризуются наличием социальной компетенции: мироощущения, коммуникативного, овладения обществом культурой; духовностью и гражданством; мотивации для обучения; умения социальной деятельности.

И. Л. Беккер и В. Н. Журавчик выделяют несколько направлений процесса социализации студентов вузов:

Академическое направление включает познавательную и профессиональную социализацию студентов. Знания, умения и навыки, которые они получают в ходе учебного процесса, помогают им стать профессионалами в своих областях.

Социально-культурное направление включает социальную и культурную социализацию. В процессе обучения студенты знакомятся с различными социальными и культурными группами, обычаями и традициями, что помогает им формировать свою социальную и культурную идентичность.

Экстравертное направление включает социальную активность студентов во внеучебной деятельности, такой как студенческие организации, социальные проекты, спортивные соревнования и т. д. Это направление позволяет студентам находиться в постоянном контакте с другими людьми и развивать свои социальные и лидерские навыки [1, с. 146].

Важным агентом социализации молодежи являются СМИ.

В настоящее время студенческую жизнь невозможно представить без СМИ, которые стали важной частью социальной жизни современного общества. Студенческие СМИ — это источник информации для студентов, где они могут получить актуальную информацию о деятельности учебного заведения, о культурных мероприятиях и новостях из мира науки, политики и спорта. Однако, роль студенческих СМИ не ограничивается только информационной функцией, они также играют важную роль в процессе социализации молодых людей.

Студенческие СМИ играют ключевую роль в формировании личности студентов и воздействуют на их социальное окружение, тем самым являясь фактором социализации молодежи.

Во-первых, студенческие СМИ создают возможность для молодежи проявить свой творческий потенциал и найти свое место в социальной жизни университета. Это позволяет студентам проявить свои лидерские качества, развить групповую работу, участвовать в организации культурных мероприятий и многое другое.

Во-вторых, материалы, публикуемые в студенческих СМИ, позволяют молодым людям узнавать о социальных проблемах и вызовах, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни и в трудовой деятельности, таких как расизм, феминизм, гендерно-ориентированные вопросы и многое другое. При этом СМИ помогают студентам понять, как эти вопросы влияют на их жизнь и поведение.

В-третьих, студенческие СМИ являются площадкой для дискуссии и выявления мнений молодежи. Они предоставляют студентам возможность высказывать свое мнение по различным вопросам, исходя из их жизненного и профессионального опыта. Это позволяет студентам развивать критическое мышление и учиться уважать точки зрения отличные от их собственных.

Однако некоторые ученые отмечают, что современные СМИ оказывают негативное влияние на становление личности. Так, по мнению ряда специалистов, в связи с компьютеризацией российского общества актуализировалась проблема патологии активного использования Интернета — зависимости от Интернета. И. Ю. Глинская отмечает, что зависимость Интернета имеет еще одно название — кибератаки распространяются в России весьма резко. Ведь по сравнению с видами зависимости, формирование которых длится долго, интернет-зависимость возникает быстро, в течение 1 месяца [2, с. 12].

Несмотря на вышесказанное, очевидно, что студенческие молодежные средства массовой информации являются обязательной частью эффективного развития, как вуза, так и российской молодежи, качественного образования и социальной среды, осуществления декретной государственной политики среди молодежи.

Подводя итог, следует отметить, что молодые люди живут в общих социальных и культурных сферах, и таким образом, преобразование общественных отношений скажется на содержании и направлении молодой субкультуры. Процесс социализации включает не только тех, кто обучен и усвоил новые знания, ценности, традиции, нормы. Важным компонентом этого процесса являются агенты социализации, то есть те, которые влияют на процесс обучения и формируют его очень существенно. Одним из таких значимых агентов выступают СМИ. Молодежь в качестве активно социализируемой категории остро требует повышенной эффективности работы в институтах СМИ.

Литература:

1. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Проблема социализации студенческой молодежи в современных условиях // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского: общественные науки. — 2009. — № 12 (16). — С. 141–151.

2. Глинская И. Ю. Средства массовой коммуникации и их воздействие на массовое сознание. — М., 2012. — 21 с.

3. Комбу А. С. О социализированности студентов вуза (на примере студентов ТувГУ) // Вестник ТувГУ. Педагогические науки. — 2013. — № 3. — С. 12–21.

4. Сокова М. С. Теоретические основы исследования социализации студенческой молодежи в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Вестник Военного университета. — 2011. — № 2 (26). — С. 21–25.

5. Шульга М. М. Особенности процесса социализации в высшей школе // Вестник Томского государственного университета. — 2005. — № 287. — С. 120–131.

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, молодежь, образовательная среда, студент, интенсивное социальное развитие, образовательный процесс, российское общество, современное общество, социальная адаптация молодежи, социальная среда.


Ключевые слова

социализация, молодежь, факторы социализации, студенческие СМИ, деятельность СМИ

Похожие статьи

Процесс политической социализации молодежи в современном российском обществе

В статье раскрываются особенности формирования политической социализации молодежи в условиях трансформации российского общества. Описаны функции основных агентов и институтов политической социализации.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Диагностика виртуализации социальной субъектности российской студенческой молодежи

Автор данной статьи рассматривает основное понятие виртуализации социальной субъектности современной студенческой молодежи. Автором представлены результаты собственного социологического исследования, цель которого заключается в оценке социальной субъ...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Анализ правового регулирования государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений

В статье автор рассматривает правовые аспекты государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Роль политической рекламы в современном обществе

В статье раскрывается значение такого понятие как «политическая реклама». Особое внимание уделяется функциям политической рекламы, через которые раскрывается ее роль в современном обществе.

Социальные проблемы современной российской молодежи в дискурсе студенческих социальных медиа

Социальные медиа играют важную роль в жизни молодежи. Студенты активно используют социальные медиа для общения, получения информации и выражения своих мнений. Исследование взаимосвязи социальных медиа и восприятия социальных проблем молодежи является...

Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста

В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Похожие статьи

Процесс политической социализации молодежи в современном российском обществе

В статье раскрываются особенности формирования политической социализации молодежи в условиях трансформации российского общества. Описаны функции основных агентов и институтов политической социализации.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Диагностика виртуализации социальной субъектности российской студенческой молодежи

Автор данной статьи рассматривает основное понятие виртуализации социальной субъектности современной студенческой молодежи. Автором представлены результаты собственного социологического исследования, цель которого заключается в оценке социальной субъ...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Анализ правового регулирования государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений

В статье автор рассматривает правовые аспекты государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Роль политической рекламы в современном обществе

В статье раскрывается значение такого понятие как «политическая реклама». Особое внимание уделяется функциям политической рекламы, через которые раскрывается ее роль в современном обществе.

Социальные проблемы современной российской молодежи в дискурсе студенческих социальных медиа

Социальные медиа играют важную роль в жизни молодежи. Студенты активно используют социальные медиа для общения, получения информации и выражения своих мнений. Исследование взаимосвязи социальных медиа и восприятия социальных проблем молодежи является...

Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста

В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Задать вопрос