В данной статье рассматриваются основные проблемы законодательства в сфере регулирования конфликта интересов, предлагаются пути решения.
Ключевые слова: конфликт интересов, государственная служба, муниципальная служба.
Конфликт интересов — это комплексная проблема со стороны теории и практики, так как юридическая конструкция данного конфликта неоднозначна. Коррупционная составляющая, которая отражается в деятельности государственных органов, связана с неэффективными процедурами регламентации работы государственных гражданских служащих.
Конфликт интересов обычно раскрывается через понятие личной заинтересованности. Личная заинтересованность — некая возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении им должностных (служебных) обязанностей доходов (в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц).
Россия является страной, где наиболее развита коррупция. Так, по состоянию на 2022 год Россия по данным Transparensy International по Индексу восприятия занимает 137 место из 180 и набрала 28 баллов из 100 [1]. Коррупция деформирует многие правовые институты, в том числе и институт государственной службы.
Внедрение термина «конфликт интересов» в законодательство РФ обусловлено международными обязательствами, они проистекают из Конвенции Организации объединенных наций против коррупции (2003 г.) В Конвенции это понятие как таковое не используется, но его сущность раскрывается через такие словосочетания, как «коллизия интересов», «противоречия интересов» и др. «Конфликт интересов» впервые в России использовался в предпринимательской деятельности.
В соответствии с данной Конвенцией каждое государство-участник стремится, согласно основополагающим принципам своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять системы, способствующие прозрачности и предупреждающие возникновение коллизии интересов (п. 4 ст. 7). [2]
Проанализировав действующие проблемные аспекты, мы можем сделать следующие выводы:
- Нужно выстроить четкую систему оценки и просчитывания рисков для того, чтобы постараться исключить факт конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Что для этого потребуется? Как минимум, следует внести корректировки в процедуру и требования, касающиеся предоставления государственными служащими и лицами, поступающими на государственную службу, сведений о их доходах и имуществе. Для решения этой проблемы необходимо расширить перечень субъектов, которые предоставляют эти данные сотрудникам. Это доказывает и зарубежный опыт, что свидетельствует об актуальности предложения.
По нашему мнению, в список контролируемых лиц следует добавить иных лиц, проживающих совместно (либо ведущих общее хозяйство), имеющих имущественные интересы. Наличие общих имущественных интересов — уместный признак в силу того, что в России граждане часто проживают, не регистрирую брак в органах записи актов гражданского состояния.
- Можно было также внести в корректировки в способы проверки информации об имуществе, затронутом в Указ Президента РФ № 1065 от 21.09.2009 г. «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
- В учебной и научной литературе рассматриваются варианты по созданию отдельного документа, то есть нормативно-правового акта по вопросам конфликта интересов, связанного с государственной и муниципальной службой. Мы думаем, что это целесообразная мысль, так как необходимо разграничить процедуры в регламентах разрешения конфликта на государственной службе и коррупцию. Конфликт интересов часто отождествляется с коррупцией, что не является верным подходом. В целом, коррупционные правонарушения — это небольшая часть конфликта интересов. Для эффективного регулирования в сфере конфликта интересов требуются четкие, расширенные и описанные, регламентированные процедуры взаимодействия, а не только ситуативное информирование. При таком подходе конфликт интересов может стать предметом регулирования отдельного специального нормативно-правового акта.
- В законодательстве нужно четко выделить признаки коррупциогенности нормативно-правовых актов, применение которых на практике свидетельствует о рисках возникновения конфликта интересов. Однако применяемые по настоящий момент нормативные акты по антикоррупционной экспертизе открывают возможность широкой трактовки, часто связанной с непрофессиональным заключением при определении критериев и признаков коррупциогенности нормативно-правовых актов и их проектов.
- Материальная заинтересованность — это один из главных признаков конфликта интересов, связанный с борьбой с коррупцией. Стоит отметить, что такое определение личной заинтересованности не даёт оперативно отследить и точно установить наличие факта конфликта интересов в большом перечне возникающих ситуаций, но не связанных с интересами материального характера. Для решения данной проблемы необходимо дать четкое определение выгоды в конфликте интересов, для этого стоит дополнить статью 11 ФЗ «О противодействии коррупции» понятием выгоды. Выгода — это получения государственным служащим льгот и/или преимуществ, используемых и связанных в связи с наличием служебного положения.
- Изучив данные нормативно-правовых актов, также хотим внести предложение об использовании термина «лицо, наделенное (публичными) государственными, муниципальными полномочиями» для обозначения круга лиц, которые обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Такое значение субъекта ответственности является более широким, не размытым и конкретным.
- Следует ввести правовую норму, содержащую информацию о том, что государственный служащий будет вправе выполнять иную оплачиваемую работу при наличии положительного заключения Комиссии по служебному поведению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно предотвращение конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе является одним из аспектов, гарантирующих прозрачность и открытость в деятельности государственной службы.
Литература:
- Индекс Восприятия Коррупции [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/corruption (Дата обращения: 05.03.2023 г.).
- Конвенция ООН против коррупции: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 окт. 2003 г. № 58/4 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 26, ст. 2780.