Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 1632 раза

Библиографическое описание:

Семакина, А. А. Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды / А. А. Семакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104644/ (дата обращения: 16.10.2024).



В тексте статьи рассматривается понятие ринолалии как научного феномена и раскрываются особенности коррекционной работы при открытой ринолалии в до и послеоперационный периоды.

Ключевые слова: ринолалия, открытая ринолалия, артикуляция, согласные звуки, гласные звуки, дошкольный возраст, послеоперационный период, речевое дыхание, мягкое нёбо, расщелины.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, при сохранном физическом слухе, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами периферической части речевого аппарата.

В зависимости от характера нарушений функции небно-глоточного смыкания выделяют формы [1]:

  1. Открытая — воздух выходит через носовую полость.

1) Функциональная (после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При данной форме возможен недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации. Парез — это снижение силы в мышцах или группе мышц.

2) Органическая:

– врожденная: обусловлена расщеплением тканей органов артикуляционного аппарата, произошедшим в пренатальный период;

– приобретенная (результат травмы) [4].

  1. Закрытая — воздух не может пройти через носовую полость, страдают носовые звуки [н], [м] и их мягкие пары и гласные.

1) Функциональная. Снижение физического слуха, насморк, подражание

2) Органическая:

– передняя преграда в носовой части. Наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа; при полипах в носовой полости; — при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

– задняя. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, носоглоточных опухолей.

  1. Смешанная (носовая непроходимость и недостаточный небно-глоточный затвор)

Механизм нарушения [5]: анатомические дефекты артикуляционного аппарата → нарушения базы артикуляционных укладов → тяжелые нарушения звукопроизношения, нарушение начинается с гласных звуков → нарушения просодики →нарушения фонематических процессов → нарушение лексики и грамматики → общее недоразвитие речи.

Система логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный период имеет следующие цель и этапы [5]:

Цель : подготовка развития и речевого аппарата к уранопластике, психологическая подготовка к операции;

Включает в себя три возрастных периода: до года (доречевой), с года до трех — сензитивный период, с трех лет до операции.

Цель этапа: подготовка ребенка и его речевого аппарата к уранопластике.

Первый этап:

  1. Стимулирование появления гуления и лепета (работа с мамой) [4];
  2. Массаж мелкой моторики, артикуляционной и лицевой мускулатуры;
  3. Стимуляция двигательных актов;
  4. Сенсорное развитие, тактильное зрительное и слуховое.

Второй этап :

  1. Стимулирование звукоподражания и появления первых слов;
  2. Введение простых глаголов (дай), соотнесение их с действиями;
  3. Логомассаж и массаж кистей и рук, артикуляционная гимнастика;
  4. Нормализация кормления;
  5. Занятия с логопедом и фонопедом, ясли;
  6. Поощрение любой самостоятельной речевой активности;
  7. Формирование речевого дыхания.

Третий этап:

  1. Активизация небно-глоточного смыкания с мягким небом с помощью специализированного массажа и специальных упражнений :

– пассивных (на рефлекторные движения мышц мягкого нёба, касание теплым и холодным шпателем);

– активных (кашель, зёв, поперхивание, произнесение сочетания звуков «нг», полоскание горла) [5].

  1. Развитие речевого вдоха и выдоха (дифференциация и формирование навыка дышать через рот);
  2. Массаж артикуляционного аппарата и проведение артикуляционной гимнастики;
  3. Коррекция звукопроизношения. Начинаем с гласных [А], [Э], [О], [И], [У], [Ы].

Важно отметить, что целью является не постановка звука, а формирование его артикуляционной базы на длительный срок. Формирование гласных проводится на базе гласных — произнесение на твердой атаке [5];

  1. Развитие фонематического слуха, слухового внимания и восприятия;

Система логопедической работы при открытой ринолалии в послеоперационный период имеет следующие особенности и этапы:

Важно отметить, что после операции работа организуется исходя из результатов уранопластики. Таким образом, детей следует формировать в 2 группы:

  1. тех, у которых восстановленное и подвижное мягкое небо.
  2. тех, у которых мягкое небо малоподвижно, натянуто и укорочено.

Логопедическая работа с детьми 1 группы.

Дети 1-й группы подразделяются на 2 подгруппы:

  1. дети быстро утомляются, соматически ослаблены, с пониженным мышечным тонусом
  2. характерен повышенный мышечный тонус, чрезмерная двигательная активность, хаотичность в действиях [3].

При организации лог. работы необходимо учитывать подгруппу ребенка. С 1 подгруппой производим активизацию мышечного тонуса, с 2 подгруппой используем упражнения на расслабление мускулатуры и мышечного тонуса. Особенно характерно таким детям неумение пользоваться новыми воссозданными условиями артикуляции. Проявляется в неумении дифференцировать ротовой и носовой выдох, направлять воздушную струю через рот [4].

Задачи:

  1. активизация работы мышц артикуляционного аппарата;
  2. выработка сильной целенаправленной воздушной струи через рот;
  3. работа по дифференциации ротового и носового выдоха.

Логопедическая работа над гласными звуками включает следующие этапы [2]:

  1. артикуляция гл. звуков дается без голоса и дыхания (при звуке А — широко открыт рот, язык лежит внизу ротовой полости, кончик языка у нижних резцов);
  2. к артикуляции присоединяется сильный выдох через рот.

Направленность струи контролируется с помощью ладони/материала для поддувания/датчики (микрофон);

  1. к выдоху добавляется шепотный голос (можно использовать на предыхании);
  2. произнесение гласных на твердой атаке;
  3. произнесение гл. звуков с чередованием твердой атаки и предыханием. Затем произносим гласные звуки, начиная с придыхания и твердой атаки;
  4. отработка изучаемого гл. звука на мягкой голосоподаче. После увеличиваем кол-во звуков на мягкой атаке. После звука А берем в работу звук О.

Работа над согласными звуками включает следующие этапы [2]:

Используются те звуки, которые были изучены в дооперационный период, то есть мы восстанавливаем артикуляцию этих звуков, снова прорабатываем.

  1. элементы артикуляции согл. зв. воспроизводятся по частям (звук С-улыбка). Вспоминаем артикуляционную позицию «желобок» с кончиком языка, опущенного в нижние резцы. Используем упражнения на поддувание.
  2. элементы артикуляции звуков собираются в единое целое, при этом внимание обращается на правильную подачу выдыхаемой струи через рот;
  3. к артикуляции звука, к выдыхаемой струе, добавляется шепотная фонация на придыхании;
  4. к артикуляции и ротовому выдоху добавляется громкая фонация;
  5. звук закрепляется на удлиненной фазе выдоха;

Логопедическая работа с детьми 2 группы. Они имеют менее благоприятные условия после операции.

Задачи на восстановление подвижности мягкого нёба. Виды работы:

  1. массаж, пассивный и активный. Движения пальцем вдоль операционного шва;
  2. вызывание рефлекторного движения мягкого неба (холодным шпателем);
  3. выполнение имитационных упражнений, которые дают нагрузку на мягкое небо (имитация зева, храпа, кашля);
  4. произнесение звуков на твердой атаке, +можно добавить функциональную нагрузку с помощью рук (произнесение звука с запрокинутой головой, а руки за головой, создается напряжение в мышцах мягкого неба);
  5. при активизации мягкого неба используем скандированную речь (ма-ма мы-ла ра-му), что способствует усвоению слоговой структуры слова;
  6. ритмическое чтение стихов.

Для детей 2 группы важно проводить работу по дифференциации носового и ротового выдоха по системе А. Г. Ипполитовой [3].

Таким образом, открытая ринолалия имеет свой ряд особенностей, как в теоретических аспектах, так и практических. Для успешной коррекции следует знать все вышеназванные этапы и использовать их в работе.

Литература:

  1. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская. — Санкт-Петербург: Гиппократ, 2000. — 136 с
  2. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И. И. Ермакова. — Москва: Просвещение, 1984. — 144 с.
  3. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О. Н. Усановой
  4. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области: методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители И. А. Филатова, Н. В. Обухова. — Екатеринбург: [б. и.], 2018. — 184 с.
  5. Репина З. А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией: учебное пособие / З. А. Репина, И. А. Филатова; Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования. — Екатеринбург: [б. и.], 2020. — 80 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): мягкое небо, звук, логопедическая работа, твердая атака, артикуляционный аппарат, носовая полость, работа, ребенок, речевой аппарат, этап.


Ключевые слова

дошкольный возраст, артикуляция, речевое дыхание, ринолалия, согласные звуки, открытая ринолалия, гласные звуки, послеоперационный период, мягкое нёбо, расщелины

Похожие статьи

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей

В статье автор представил опыт работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у заикающихся детей.

Особенности формирования орального и артикуляционного праксиса у дошкольников с легкой степенью дизартрии

При формировании речи играют роль два вида праксиса: оральный и артикуляционный. У детей с легкой степенью дизартрии существуют особенности их формирования в онтогенезе. При коррекционной работе с детьми, имеющими легкую степень дизартрии важно учиты...

Причины формирования аномалий прикуса. Профилактика с рождения

В данной статье рассмотрены причины и меры профилактики аномалий окклюзий. Изучен уровень знаний населения по вопросам гигиены ротовой полости, прикуса.

Место ретрохориальной гематомы и влияние на исход беременности при привычном невынашивании

В статье рассматриваются факторы развития ретрохориальной гематомы и ее значение при привычной потери беременности в первом триместре. Рассматриваются исходы беременностей у пациенток с наличием ретрохориальной гематомы в первом триместре на основани...

Послеоперационные осложнения при TAVI (Transcatheter Aortic Valve Implantation)

TAVI представляет из себя современный эндоваскулярный метод замены аортального клапана при его стенозе у пациентов с высоким операционным риском. В данной обзорной статье приведены послеоперационные осложнения с комментариями из первоисточников.

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Почесуха детская (пруриго infantum). К вопросам этиопатогенеза, клинического течения, прогноза и комплексного лечения дерматоза

Аллергические заболевания — наиболее распространенные заболевания XXI века. Практически каждый участковый педиатр ежедневно сталкивается с аллергопатологией во время приема, в том числе и с детской почесухой. В данной статье приведены литературные да...

Молярно-резцовая гипоминерализация у детей

В статье рассматриваются вопросы молярно-резцовой гипоминерализации (МРГ) как проблемы общественного здравоохранения, влекущей за собой не только болезненные последствия, но и эстетическое и негативное воздействие на качество жизни подрастающего поко...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Похожие статьи

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей

В статье автор представил опыт работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у заикающихся детей.

Особенности формирования орального и артикуляционного праксиса у дошкольников с легкой степенью дизартрии

При формировании речи играют роль два вида праксиса: оральный и артикуляционный. У детей с легкой степенью дизартрии существуют особенности их формирования в онтогенезе. При коррекционной работе с детьми, имеющими легкую степень дизартрии важно учиты...

Причины формирования аномалий прикуса. Профилактика с рождения

В данной статье рассмотрены причины и меры профилактики аномалий окклюзий. Изучен уровень знаний населения по вопросам гигиены ротовой полости, прикуса.

Место ретрохориальной гематомы и влияние на исход беременности при привычном невынашивании

В статье рассматриваются факторы развития ретрохориальной гематомы и ее значение при привычной потери беременности в первом триместре. Рассматриваются исходы беременностей у пациенток с наличием ретрохориальной гематомы в первом триместре на основани...

Послеоперационные осложнения при TAVI (Transcatheter Aortic Valve Implantation)

TAVI представляет из себя современный эндоваскулярный метод замены аортального клапана при его стенозе у пациентов с высоким операционным риском. В данной обзорной статье приведены послеоперационные осложнения с комментариями из первоисточников.

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Почесуха детская (пруриго infantum). К вопросам этиопатогенеза, клинического течения, прогноза и комплексного лечения дерматоза

Аллергические заболевания — наиболее распространенные заболевания XXI века. Практически каждый участковый педиатр ежедневно сталкивается с аллергопатологией во время приема, в том числе и с детской почесухой. В данной статье приведены литературные да...

Молярно-резцовая гипоминерализация у детей

В статье рассматриваются вопросы молярно-резцовой гипоминерализации (МРГ) как проблемы общественного здравоохранения, влекущей за собой не только болезненные последствия, но и эстетическое и негативное воздействие на качество жизни подрастающего поко...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Задать вопрос