В статье рассмотрены риски дорожно-строительной отрасли, даны их классификация и описание.
Ключевые слова: управление рисками, риск-менеджмент, дорожно-строительная отрасль, описание рисков, классификация рисков.
Управление рисками является неотъемлемой часть деятельности любого современного предприятия и организации. Помимо системных рисков, постоянно меняющаяся внешняя среда вносит коррективы в деятельность экономических агентов разного уровня. В условиях кризиса и при значительной доли неопределенности, разработка прогнозов и планов существенно усложняется. Эффективно действующая система управления рисками позволит организации существенно сократить непредвиденные расходы и снизить возможный ущерб от непредвиденных событий.
Процесс управление рисками исследован во многих научных публикациях отечественных и зарубежных ученых. В статьях [1], [2] авторы рассматривают риски в целом, не отражая специфику отраслей. Отмечены факторы, характеризующие деятельность фирм на отечественном рынке, в условиях неопределенностей, санкций и при влиянии кризисных процессов. Помимо общих вопросов в управлении рисками исследователи рассматривают процесс управления рисками с различных точек зрения. Каймазов В. А. рассматривает риск-менеджмент в рамках системы экономической безопасности [3]. Воргунова В. Р. и Андреев С. Ю. рассматривают мероприятия в программе реагирования на риски [4]. Тихонов М. Р. рассматривает инструментальные средства, в частности автоматизированную систему управления рисками KUROT RISKS [5].
Следует отдельно выделить публикации, посвященные исследованию рисков, специфичных для отраслей. Авторы рассматривают процессы управления рисками в коммерческих банках [6], при создании инновационных продуктов [7], на промышленных предприятиях [8] и др. Несмотря на широкий спектр научных публикаций о риск-менеджменте, крайне мало работ посвящено вопросам управления рисками в сфере дорожно-строительной и мостостроительной отрасли. Данная отрасль в настоящее время активно развивается и становится всё более востребованной. В частности, в Самарской области, в связи с развитием транспортно-логистического хаба и потребностью в постройке мостов и дорог, а также постоянной необходимостью в ремонте дорог. Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в различных регионах Российской Федерации и, в частности, ПФО в некоторых областях составляет около 50 % (таблица 1).
Таблица 1
Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %
Наименование региона |
Доля автомобильных дорог с твердым покрытием, % |
РФ |
70,5 |
ПФО |
69 |
Республика Башкортостан |
88,7 |
Республика Марий Эл |
51,0 |
Республика Мордовия |
55,1 |
Республика Татарстан |
73,7 |
Удмуртская Республика |
58,8 |
Чувашская Республика |
61,1 |
Пермский край |
67,6 |
Кировская область |
55,5 |
Нижегородская область |
70,5 |
Оренбургская область |
81,0 |
Пензенская область |
80,1 |
Самарская область |
51,8 |
Саратовская область |
65,3 |
Ульяновская область |
78,8 |
Протяженность автомобильных дорог, не имеющих твердого покрытия, свидетельствует о необходимости развития дорожно-строительной отрасти и повышения качества автодорог и их протяженности. Однако, специфика деятельности автодорожных компаний сопряжена с зависимостью от погодных условий, от территориальных географических особенностей, от федеральных и муниципальных проектов и т. д.
Рассмотрим риски, присущие дорожно-строительной отрасли. Описанные риски классифицированы по различным признакам (таблица 2).
Таблица 2
Риски дорожно-строительной отрасли
Вид риска |
Комментарии, обоснование |
Чистые риски |
непредвиденные ситуации при осуществлении производственного процесса, могут принести незапланированные расходы и ущерб |
Природные риски |
одна из особенностей производственного процесса — высокая степень зависимости от погодных условий |
Экологические риски |
возможность нанести вред окружающей среде в ходе производственного процесса |
Политические риски |
зависимость от государственных инвестиций и административных решений на уровне руководства регионов |
Коммерческие риски |
возможность непредвиденных расходов в связи с финансово-хозяйственной деятельностью |
Транспортные риски |
нарушение сроков поставки материалов и комплектующих, повреждение рабочей техники при транспортировке |
Производственные риски |
нарушение производственного процесса |
Торговые риски |
возможность изменения цен поставщиков материалов и оборудования, задержка платежей от партнеров, недопоставка материалов и комплектующих |
Финансовые риски |
невыполнение финансовых обязательств |
Кредитные риски |
невозможность выполнения обязательств по кредитам |
Инфляционные риски |
изменение покупательной способности денег при долгосрочных контрактах |
Валютные риски |
в случае заключения договоров с оплатой в валюте, закупке материалов, оборудования в валюте |
Инновационные риски |
появляются в случае применения инновационных разработок в производственном процессе |
Несмотря на значительный перечень рисков, присущих дорожно-строительной отрасли, некоторые риски сложно поддаются классификации. В частности, риски, связанные с возможностью нанесения вреда жизни и здоровью работников и третьих лиц; риски поломки специальной дорожно-строительной техники; нанесение вреда имуществу юридических лиц и др.
В работе представлен один из начальных этапов анализа рисков — их выявление и описание. Каждое предприятие имеет свои специфические риски, присущие ему в силу территориального расположения, региональной политики, масштабов предприятия, его финансового положения и т. д. Риски, рассмотренные в работе, позволяют в дальнейшем проанализировать их и оценить на основе собранной статистической информации.
Литература:
- Залесская Л. Н., Митина В. В., Евдокимова Е. А. Управление рисками проектов, концепции рисков, количественный и качественный анализ рисков // Актуальные исследования. 2020. № 9–2 (12). С. 78–81.
- Бурдукова Н. Ю. Система управления рисками: сравнительный анализ методов управления рисками организации // Modern Science. 2022. № 8. С. 14–19.
- Кайтмазов В. А. Риск и управление риском (риск-менеджмент) в системе экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 249–253.
- Воргунова В. Р., Андреев С. Ю. Управленеи рисками и выполнение действий по реагированию на риски // Вестник современных исследований. 2018. № 11.4 (26). С. 110–112.
- Тихонов М. Р. Анализ эффективности методов оценки рисков в автоматизированной системе управления рисками KUROT RISKS // Системы компьютерной математики и их приложения. 2019. № 20–2. С. 155–161.
- Коеналиев Ч. Ы. Модели управления рисками и суть интегрированности управления операционных рисков в центральных банках // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2018. № 1 (20). С. 34–43.
- Родионов А. С. Управление рисками и риски управления в создании инновационных продуктов // Экономика. Бизнес. Банки. 2020. № 10 (48). С. 8–23.
- Гераськин М. И., Ростова Е. П. Метод оценки ущерба от различных риск-факторов в киберфизической системе промышленного предприятия // Математические методы в технологиях и технике. 2022. № 1. С. 89–92.