Современный дошкольник: какой он? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 802 раза

Библиографическое описание:

Прокаева, Г. Б. Современный дошкольник: какой он? / Г. Б. Прокаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104649/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова : поколение, Альфа, дети, родители, педагоги.

Многие педагоги констатируют, что современные дети отличаются от их предшественников. Дети очень свободолюбивые, готовы заниматься только тем, что им особенно интересно. На занятиях могут удерживать свое внимание на очень короткий промежуток времени, быстро устают. В повседневной жизни открыты к диалогу, динамичны, проявляют незавидное упрямство, не терпят фальши, хорошо разбираются в современных гаджетах, компьютерных играх и очень любят фотографироваться.

На основе ежегодного диагностического обследования воспитанников на предмет готовности к обучению к школе получены данные, относительно которых можно сказать, что у детей низкий уровень развития слухоречевой памяти. Информацию на слух они запоминают хуже, чем представленную зрительными образами и предметами. Дети хорошо запоминают зрительные образы предметов, картинок, но не могут вычленить детали объекта, что говорит о недостаточно сформированном зрительном восприятии. На экране компьютера дети видят быстро передвигающиеся предметы, они запоминают их целиком, не акцентируя внимание на деталях.

В последние пять лет у детей регистрируются трудности с выполнением теста на внимание, только 25 % детей справляются с заданием, снижена концентрация и распределение внимания, дошкольник быстро устают и не могут выполнить задание до конца. Из-за большого объема потребляемой информации дошкольниками, мозг детей перегружается, поэтому они переутомляются и не могут сосредоточиться.

В настоящий момент очень большой процент детей (54–60 %) имеют речевые нарушения, такие как нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, связной речи. Достаточно часто приходят в сад дети 3–4 лет практически неговорящие. Речь, как высшая психическая функция у таких детей формируется с небольшой задержкой, тем самым происходит незначительная задержка речемыслительной деятельности, и старший дошкольник при поступлении в школу испытывает затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Этому виду деятельности детей приходится специально обучать для успешного усвоения программы в первом классе. Считаю, что именно речевые нарушения влияют на общение детей между собой и с взрослыми.

Современные дети с большим трудом запоминают адреса, даты, но очень точно могут показать, как доехать и где найти.

Одним из показателей успешного развития старших дошкольников служит развернутая сюжетно-ролевая игра. Современные дети альфа очень увлечены компьютерными играми в виртуальном пространстве, и взрослым приходиться наблюдать, что в реальной жизни они предпочитают ролевые игры или сюжетно-ролевые игры с достаточно простым сюжетом, и в связи с этим воспитателям и родителям необходимо специально обучать ребенка данным навыкам.

Очень часто родители, педагоги задаются вопросом, как лучше понимать современных детей, как сделать так, чтобы дети смогли овладеть теми знаниями, навыками, которые им необходимы для дальнейшей жизни, научить их дружить, общаться, помочь им вырасти счастливыми и успешными в жизни.

Объяснения дают американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус, которыми в 1991 году была создана теория поколений, согласно которой каждая группа людей, рожденных в определенный временной период, обладает уникальными особенностями, знаниями и со своими ценностями. Согласно этой теории каждые 15–20 лет рождается поколение, у которого схожая система ценностей и поведение в обществе.

По мнению авторов в период с 2003- по 2023 год господствовало поколение Z «цифровое поколение», «дети индиго», которые рождены в век компьютерных технологий и интернета. Так как идет смена поколений, то современных детей сейчас называют поколением альфа.

Кто они такие и в чем их особенность?

Чем отличаются дети альфа от других поколений.

Во-первых, они изначально пришли в этот цифровой мир, поэтому для них виртуальность — естественная среда познания. В восприятии ребенка не существует ни временных, ни пространственных границ. Они общаются с детьми, родственниками из другой страны, с другого конца мира.

Во-вторых, в настоящее время набирают обороты миграционные процессы и в одной группе детского сада находятся дети разных национальностей, разных языковых культур и вероисповеданий. Дети с большим удовольствием общаются с этими детьми, не делая различий и для них это нормально.

В-третьих, это очень свободолюбивые дети. Их практически невозможно заставить делать что-то против их воли. У каждого своя точка зрения на происходящее. Они нетерпимы к принуждению, угрозам и насилию.

В-четвертых, детям нравится что-то придумывать, фантазировать, но выполнять эту работу с определенной целью. Многие увлечены каким-то одним направлением (изучением насекомых, планет, морских обитателей, древних динозавров, погодными явлениями и др.).

Современные дошкольники не любят сказки, но с удовольствием изучают атласы и энциклопедии, очень любят современные мультфильмы и компьютерные игры. Дети альфа открыты к общению, с ними всегда можно договориться, если привести достаточные аргументы, в свободной игровой деятельности предпочитают индивидуальные игры, чем коллективные, тонко чувствуют обман и четко разграничивают понятия о добре и зле.

Современные дети поколения очень хорошо ладят с родителями . Взрослые чувствуют свою ответственность за воспитание ребенка, поэтому многие читают книги, советуются с психологами по вопросам развития и простраивания правильных экологичных отношений со своими детьми, учат простраивать границы, развивают эмоциональный интеллект, обучают финансовой грамотности. Больше, чем когда-либо современные, «осознанные» родители стараются проводить время с детьми на отдыхе и в повседневной жизни. В выборе кружка учитывают интересы и предпочтения детей.

Рекомендации родителям и педагогам в воспитании детей альфа:

  1. Взаимоотношения с детьми стоит строить на взаимном доверии и сотрудничестве, поэтому необходимо действовать без принуждения, объяснять, давать детям свободу выбора, поддерживать инициативу.
  2. Следует принимать ребенка таким, какой он есть, а также учитывать его индивидуальные особенности, интересы, увлечения.
  3. Стараться быть для ребенка образцом доброжелательного отношения к людям, избегать резких запретов и наказаний, проявлять гибкость в отношениях, объяснять поведение и поступки других людей.
  4. Воспитателям в образовательной деятельности следует использовать современные формы, методы, технологии в работе с детьми альфа, в том числе цифровые. Все программы должны учитывать возрастные особенности и ведущую деятельность старших дошкольников.

В заключение можно сказать, что всем взрослым, нужно научиться понимать, принимать современных детей и не стараться их переделать. Им нужно создать условия, соответствующую среду, где они могут комфортно развиваться, творить и быть счастливыми.

Литература:

  1. Нейл Хоув, Вильям Штраус «Поколение», 1991
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, альфа, игра, повседневная жизнь, поколение, родитель.


Ключевые слова

дети, педагоги, родители, поколение, Альфа

Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

Сценарий детской конференции «Сегодня — фантазеры, завтра — изобретатели»

Первые дни ребёнка в школе

В статье авторы раскрыли тему эстетического воспитания младших школьников с первых дней обучения в школе.

Моя родина глазами юного посткроссера

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Волшебная сила искусства как средство коррекции развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической практике

Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

Сценарий детской конференции «Сегодня — фантазеры, завтра — изобретатели»

Первые дни ребёнка в школе

В статье авторы раскрыли тему эстетического воспитания младших школьников с первых дней обучения в школе.

Моя родина глазами юного посткроссера

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Волшебная сила искусства как средство коррекции развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической практике

Задать вопрос