В статье рассматривается один из приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике.
Ключевые слова : учебное исследование, приемы учебного исследования, ориентировочные основы приема
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образование должно формировать универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные и познавательные учебные действия представляют собой умения исследовательского плана. Следовательно, для их формирования необходимо грамотно организованно организованная исследовательская деятельность.
Исследовательскую деятельность учащихся, организованную в процессе обучения, отождествляют с учебным исследованием.
Таким образом, учебное исследование является неотъемлемой частью образовательного процесса, формирующей систему универсальных учебных действий у учащихся.
Под учебным исследованием будем понимать поисковую творческую деятельность учащихся, осуществляемую путем постановки преподавателем новых проблем и проблемных задач, требующих самостоятельного решения, и приводящих к получению новых знаний.
Для того, чтобы учебное исследование было эффективным, целесообразно в процессе его организации применять приемы: приемы, направленные на формирование исследовательских умений; приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательской деятельности.
Приемы, направленные на формирование исследовательских умений.
- Прием сравнения (выявляет черты сходства исследуемых объектов);
- Прием смыслового чтения текста (позволяет выявить главную информацию для исследования);
- Прием аналогии или переноса знаний в новую ситуацию (исследование объекта по аналогии с ранее изученным);
- Прием классификации (выделение сходных признаков и объединение в группы);
- Прием обобщения (выделение общего в совокупности объектов, в системе знаний);
- Прием установления причин и взаимосвязей (помогает установить взаимосвязи между предметами (вопросы и задания: «почему», «с чем связано», «объясните причины»));
- Прием систематизации (расположение объектов в определенном порядке, в системе).
Приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности.
- Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательскую деятельность учащихся при изучении нового материала:
— прием новизны (неизвестные для учащихся сведения);
— прием семантизации (раскрытие смыслового значения слова);
— прием значимости (установка учащихся на необходимое изучение материала).
- Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательской деятельности учащихся на этапе совершенствования знаний и умений;
— эвристический прием (система поисковых вопросов);
— исследовательский прием (формулирование выводов на основе решения познавательных задач путем наблюдения, опытов, анализа литературы).
- Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательскую деятельность учащихся при обобщении и систематизации знаний и умений:
— прием схематизации (установление взаимосвязи между объектами в виде схемы);
— прием символизации (использование символов для сокращения записи и более точного выражения утверждений).
Для реализации приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике необходимо в дальнейшем ответить на следующие вопросы:
- Всякий ли теоретический материал темы позволяет организовать учебное исследование.
- Всякий ли задачный материал темы подходит для организации учебного исследования.
Для ответа на данные вопросы мы обратились к школьным учебникам по математике, результат анализа которых позволил сделать следующие выводы:
- Для организации учебного исследования на теоретическом материале темы необходимо обратить внимание на следующие моменты:
— наличие теорем и свойств без доказательств;
— наличие решенных примеров без указания алгоритмов их решения;
— наличие объяснительного материала на примерах;
— наличие нового, ранее неизвестного текста (исторические справки, дополнительная информация, описание прикладного значения изучаемой темы и т. д.).
- Для организации учебного исследования на задачном материале необходимо задачи темы разделить на группы: задачи обязательного уровня обучения и задачи повышенной сложности, среди которых выделить задания, условие которых направляет учащихся на исследование. Например, в условии таких задач может звучать требование: исследовать …; верно ли, что если …, то…; существуют ли такие значения …; установите…; сколько существует различных вариантов…; согласны ли вы с утверждением…; как изменится… и т. д.
Рассмотрим организацию учебного исследования, основанного на смысловом чтении. Опираясь на суть приема, нами в рамках исследования сконструированы его ориентировочные основы действий (ООД):
Учебное исследование, основанное на смысловом чтении (ООД)
1)изучите решение …. (стр. …) (начиная с абзаца «…». и заканчивая абзацем «…»);
2)определите название способа решения;
3)выделите шаги решения …
4)запишите решение…, опираясь на трафарет оформления
Для реализации этих ориентировочных основ нами были проанализированы темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными» и «Однородные тригонометрические уравнения» в учебниках «Алгебра 7» под редакцией Ю. Н. Макарычева и «Алгебра и начала анализа 10–11» под редакцией А. Г. Мордковича и выделены фрагменты теоретического материала, в которых рассмотрены решенные примеры без указания алгоритмов их решения.
Таблица 1
Учебное исследование по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными», основанное на смысловом чтении
Текст учебника |
Задание учащимся |
|
1) изучите решение системы (стр. 208) (начиная с абзаца «Пусть требуется решить систему уравнений …» и заканчивая абзацем «Примененный нами способ решения системы уравнений называется …») ; 2) определите название способа решения; 3) выделите шаги решения систем линейных уравнений этим способом; 4) запишите в тетрадь систему уравнений и ее решение, опираясь на трафарет оформления. |
Таблица 2
Учебное исследование по теме «Однородные тригонометрические уравнения», основанное на смысловом чтении
Текст учебника |
Задание учащимся |
|
1) изучите решение уравнения (стр. 108) (начиная с абзаца «Итак, дано уравнение…» и заканчивая абзацем «Уравнение вида …») ; 2) определите вид уравнения 2 sin x -3 cos x = 0; 3) выделите шаги решения данного уравнения (составьте алгоритм); 4) запишите в тетрадь решение, опираясь на трафарет оформления. |
Реализация приема учебного исследования, основанного на смысловом чтении, на разных математических темах обосновывает обобщенность сконструированных нами в рамках исследования его ориентировочных основ. Подобные результаты получены и по остальным приемам организации учебного исследования.
Результаты исследования, проводимого на физико-математическом факультете Брянского государственного университета им. акад. И. Г. Петровского, апробированы в реальном учебном процессе в МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района, а также в Школе учителя математики, организованной кафедрой математического анализа, алгебры и геометрии.
Литература:
- Алибаева В. Ш., Бурлина Н. П., Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении математики // Актуальные проблемы современного образования. — 2015. — № 2(19). — с.80–86
- Воробьев А. Е., Мурзаева А. К., Технология обучения студентов на основе учебного исследования // Территория науки — 2018. — № 4. — с. 45–53
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б., Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А45. — 12-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 256 с.
- Малова И. Е., Горохова С. К., Малинникова Н. А., Яцковская Г. А., Методика преподавания математики в средней школе// «ВЛАДОС». М. 2009 г. С. 299
- Мордкович А. Г., Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ — 14-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2013. — 400 с.: ил.
- Омельчук С. А., Учебное исследование как компонент технологии исследовательского обучения языку в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт» — 2012. — № 12. — с. 119–125