Содержание приемов организации учебного исследования в процессе изучения математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.07.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Сапоцкая, А. П. Содержание приемов организации учебного исследования в процессе изучения математики / А. П. Сапоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104678/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается один из приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике.

Ключевые слова : учебное исследование, приемы учебного исследования, ориентировочные основы приема

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образование должно формировать универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные и познавательные учебные действия представляют собой умения исследовательского плана. Следовательно, для их формирования необходимо грамотно организованно организованная исследовательская деятельность.

Исследовательскую деятельность учащихся, организованную в процессе обучения, отождествляют с учебным исследованием.

Таким образом, учебное исследование является неотъемлемой частью образовательного процесса, формирующей систему универсальных учебных действий у учащихся.

Под учебным исследованием будем понимать поисковую творческую деятельность учащихся, осуществляемую путем постановки преподавателем новых проблем и проблемных задач, требующих самостоятельного решения, и приводящих к получению новых знаний.

Для того, чтобы учебное исследование было эффективным, целесообразно в процессе его организации применять приемы: приемы, направленные на формирование исследовательских умений; приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательской деятельности.

Приемы, направленные на формирование исследовательских умений.

  1. Прием сравнения (выявляет черты сходства исследуемых объектов);
  2. Прием смыслового чтения текста (позволяет выявить главную информацию для исследования);
  3. Прием аналогии или переноса знаний в новую ситуацию (исследование объекта по аналогии с ранее изученным);
  4. Прием классификации (выделение сходных признаков и объединение в группы);
  5. Прием обобщения (выделение общего в совокупности объектов, в системе знаний);
  6. Прием установления причин и взаимосвязей (помогает установить взаимосвязи между предметами (вопросы и задания: «почему», «с чем связано», «объясните причины»));
  7. Прием систематизации (расположение объектов в определенном порядке, в системе).

Приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности.

  1. Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательскую деятельность учащихся при изучении нового материала:

— прием новизны (неизвестные для учащихся сведения);

— прием семантизации (раскрытие смыслового значения слова);

— прием значимости (установка учащихся на необходимое изучение материала).

  1. Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательской деятельности учащихся на этапе совершенствования знаний и умений;

— эвристический прием (система поисковых вопросов);

— исследовательский прием (формулирование выводов на основе решения познавательных задач путем наблюдения, опытов, анализа литературы).

  1. Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательскую деятельность учащихся при обобщении и систематизации знаний и умений:

— прием схематизации (установление взаимосвязи между объектами в виде схемы);

— прием символизации (использование символов для сокращения записи и более точного выражения утверждений).

Для реализации приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике необходимо в дальнейшем ответить на следующие вопросы:

  1. Всякий ли теоретический материал темы позволяет организовать учебное исследование.
  2. Всякий ли задачный материал темы подходит для организации учебного исследования.

Для ответа на данные вопросы мы обратились к школьным учебникам по математике, результат анализа которых позволил сделать следующие выводы:

  1. Для организации учебного исследования на теоретическом материале темы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— наличие теорем и свойств без доказательств;

— наличие решенных примеров без указания алгоритмов их решения;

— наличие объяснительного материала на примерах;

— наличие нового, ранее неизвестного текста (исторические справки, дополнительная информация, описание прикладного значения изучаемой темы и т. д.).

  1. Для организации учебного исследования на задачном материале необходимо задачи темы разделить на группы: задачи обязательного уровня обучения и задачи повышенной сложности, среди которых выделить задания, условие которых направляет учащихся на исследование. Например, в условии таких задач может звучать требование: исследовать …; верно ли, что если …, то…; существуют ли такие значения …; установите…; сколько существует различных вариантов…; согласны ли вы с утверждением…; как изменится… и т. д.

Рассмотрим организацию учебного исследования, основанного на смысловом чтении. Опираясь на суть приема, нами в рамках исследования сконструированы его ориентировочные основы действий (ООД):

Учебное исследование, основанное на смысловом чтении (ООД)

1)изучите решение …. (стр. …) (начиная с абзаца «…». и заканчивая абзацем «…»);

2)определите название способа решения;

3)выделите шаги решения …

4)запишите решение…, опираясь на трафарет оформления

Для реализации этих ориентировочных основ нами были проанализированы темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными» и «Однородные тригонометрические уравнения» в учебниках «Алгебра 7» под редакцией Ю. Н. Макарычева и «Алгебра и начала анализа 10–11» под редакцией А. Г. Мордковича и выделены фрагменты теоретического материала, в которых рассмотрены решенные примеры без указания алгоритмов их решения.

Таблица 1

Учебное исследование по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными», основанное на смысловом чтении

Текст учебника

Задание учащимся

1) изучите решение системы (стр. 208) (начиная с абзаца «Пусть требуется решить систему уравнений …» и заканчивая абзацем «Примененный нами способ решения системы уравнений называется …») ;

2) определите название способа решения;

3) выделите шаги решения систем линейных уравнений этим способом;

4) запишите в тетрадь систему уравнений и ее решение, опираясь на трафарет оформления.

Таблица 2

Учебное исследование по теме «Однородные тригонометрические уравнения», основанное на смысловом чтении

Текст учебника

Задание учащимся

1) изучите решение уравнения (стр. 108) (начиная с абзаца «Итак, дано уравнение…» и заканчивая абзацем «Уравнение вида …») ;

2) определите вид уравнения 2 sin x -3 cos x = 0;

3) выделите шаги решения данного уравнения (составьте алгоритм);

4) запишите в тетрадь решение, опираясь на трафарет оформления.

Реализация приема учебного исследования, основанного на смысловом чтении, на разных математических темах обосновывает обобщенность сконструированных нами в рамках исследования его ориентировочных основ. Подобные результаты получены и по остальным приемам организации учебного исследования.

Результаты исследования, проводимого на физико-математическом факультете Брянского государственного университета им. акад. И. Г. Петровского, апробированы в реальном учебном процессе в МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района, а также в Школе учителя математики, организованной кафедрой математического анализа, алгебры и геометрии.

Литература:

  1. Алибаева В. Ш., Бурлина Н. П., Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении математики // Актуальные проблемы современного образования. — 2015. — № 2(19). — с.80–86
  2. Воробьев А. Е., Мурзаева А. К., Технология обучения студентов на основе учебного исследования // Территория науки — 2018. — № 4. — с. 45–53
  3. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б., Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А45. — 12-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 256 с.
  4. Малова И. Е., Горохова С. К., Малинникова Н. А., Яцковская Г. А., Методика преподавания математики в средней школе// «ВЛАДОС». М. 2009 г. С. 299
  5. Мордкович А. Г., Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ — 14-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2013. — 400 с.: ил.
  6. Омельчук С. А., Учебное исследование как компонент технологии исследовательского обучения языку в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт» — 2012. — № 12. — с. 119–125
Основные термины (генерируются автоматически): смысловое чтение, прием, процесс обучения, теоретический материал, трафарет оформления, учебно-исследовательская деятельность учащихся, задачный материал, система уравнений, способ решения, текст учебника.


Ключевые слова

учебное исследование, приемы учебного исследования, ориентировочные основы приема

Похожие статьи

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

О проблемах развития учебно-исследовательской деятельности при проведении уроков математики в средней школе и формировании принципов обучения математики в современной школе

В данной статье рассмотрены основные причины отсутствия сформированных навыков у выпускников школ (институтов) учебно-исследовательской деятельности и сформированы принципы разработки методик обучения математике.

Семинар как форма организации учебного занятия

В статье описана сущность применения семинарского занятия в высшей школе. Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе

В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.

Похожие статьи

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

О проблемах развития учебно-исследовательской деятельности при проведении уроков математики в средней школе и формировании принципов обучения математики в современной школе

В данной статье рассмотрены основные причины отсутствия сформированных навыков у выпускников школ (институтов) учебно-исследовательской деятельности и сформированы принципы разработки методик обучения математике.

Семинар как форма организации учебного занятия

В статье описана сущность применения семинарского занятия в высшей школе. Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе

В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.

Задать вопрос