Развитие Российского государства самым тесным образом связывается с необходимость формирования современного государственного аппарата, чья деятельность будет основываться на позитивных принципах, которые уже сложились в мировой практике государственного управления. В этой связи в значительной степени возрастает роль правового инструмента, посредством которого осуществляются государственные функции — функции государственной службы.
В статье авторами проводится исследование основных отличий систем социальной защиты государственных служащих в различных странах.
Ключевые слова: социальная защита, государственные служащие, социальные гарантии и льготы.
В первую очередь необходимо отметить, что опыт государственной службы зарубежных государств свидетельствует о наличии различных систем оплаты труда государственных служащих.
Например, в Германии вопросы оплаты труда государственных служащих регламентируются законом. Установление того или иного размера оклада служащим зависит от места и срока государственной службы.
Во Франции же размер денежного довольствия государственного служащего зависит от наличия диплома, который удостоверяет определенную степень квалификации, поскольку система тарифных ставок приведена к дипломам и свидетельствам, предъявляемым в момент зачисления на государственную службу.
В англоязычных странах, в частности, в Великобритании и Соединенных Штатах Америки размер минимальной заработной платы специалиста первого разряда устанавливается в соотношении со средним уровне оплаты труда в пределах частного сектора. По этой причине изменение функционирующей модели оплаты труда государственных служащих на основе зарубежного опыта будет важной мерой социальной защиты.
Выделенное выше позволяет говорить о том, что социальная защита государственных служащих обязана являться совокупностью комплекса мер, которые будут направлены, в-первую очередь, на компенсацию ограничений, установленных объективно характеру деятельности, во-вторых, на реализацию социальных ожиданий государственного служащего, ставших основой его профессионального выбора, а в-третьих, на минимизацию влияния факторов, которые будут препятствовать эффективной служебной деятельности конкретного служащего [2, C. 396].
Важно обозначить, что понятие «чиновник» в каждом государстве имеет свое толкование и сильно отличается. Например, в некоторых странах к числу государственных служащих могут относиться даже учителя. Следуя некоторой статистике, в России на одного чиновника приходится 140 жителей, в то время как в США этот показатель достигает 147, в Германии — 163, а во Франции — и вовсе 190 человек. Наиболее высокий уровень бюрократии и «раздутие» аппарата государственных служащих наблюдается в Китае. Здесь на одного чиновника приходится всего 19 жителей. По большей части, это связывается с политическим устройством государства, где большинство должностей относятся к государственному управлению и государственным служащим. Хотя, нужно принимать во внимание то, что такие показатели являются ориентировочными [4, C. 134].
В рамках сравнительного анализа социальной защиты государственных служащих в различных странах исследуем наиболее отличительные черты проявления таковой в США, Франции, Германии и Бразилии.
Так, в Соединенных Штатах Америки социальное обеспечение и защита государственных служащих характеризуется одним из самых низких уровней развития. В этой стране государство считаем нецелесообразным тратить средства на социальную защиту. Однако, в это же время, государственные служащие здесь получают большое количество привилегий.
Средняя заработная плата педагогов в Штатах представляется приблизительно на 10 % выше, нежели заработная плата в частном секторе. Также, американские государственные служащие получают большое преимущество в виде оплачиваемого больничного, в то время как в других секторах больничные не оплачивают. Более того, даже при рождении ребенка мать может получить отпуск на двенадцать недель, однако, государство его оплачивать не будет [1, C. 294].
Только начиная свою карьеру, государственный служащий может рассчитывать на заработную плату до сорока тысяч долларов в год. А государственные служащие руководящих должностей уже могут получать заработную плату и до двухсот тысяч долларов в год. Причем, отличаться будут и наборы льгот, включающие медицинскую страховку, оплачиваемый отпуск и больничный. Кроме того, в Америке государственные служащие получают повышенную пенсию, но минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 57 лет.
В свою очередь, во Франции считается большим преимуществом и удачей состоять на государственной службе. В этой стране даже уровень заработных плат в государственном секторе находится на уровне заработных плат в коммерческом секторе. Кроме того, здесь имеют место и дополнительные надбавки. К примеру, в столице Франции и других крупных городах осуществляется надбавка за жилищное пособие. Хотя, оно составляет только 3 % от заработной платы.
Отличительная особенность Франции заключается также в пенсионной системе для государственных служащих. К примеру, сотрудник частной компании может рассчитывать на пенсию, размер которой исчисляется на базе двадцати пяти лет рабочей карьеры, а для чиновников учитывается шесть предпенсионных месяцев, когда заработная плата достигает своих максимальных размеров. В этой связи, пенсия у чиновников представляется гораздо большей. Также, если государственный служащий имеет двое и более детей, то государство предоставляет ему дополнительные бонусы: на второго и каждого последующего ребенка выделяются денежные средства.
В Бразилии же на сегодняшний день протекает реформа в части социальной защиты государственных служащих. Наблюдается рост заработной платы, увеличение дополнительных льгот и привилегий. До недавнего времени сотрудники государственной службы получали всего 1,5 тысячи реалов, в современных же условиях он имеет возможность получать 15 тысяч реалов (в долларах это 833 и 3 550 долларов в месяц соответственно). Причем, чем выше квалификация чиновника, тем выше его заработная плата. Такие факты являются отличительными характеристиками государственного рынка Бразилии. Также, в этом государстве существует конкурсная система отбора. Например, на должности в Верховном суде конкурс оставляет до полутора тысяч человек на одно место [5, C. 60].
В Германии ситуация представляется совсем другой. В этой стране выделяются два основных класса государственных служащих: чиновники и непосредственные государственные служащие. На сегодняшний день в Германии насчитывается около 228 чиновников. К числу таковых относятся канцлер, президент, министры и другие аналогичные лица. Отметим, что заработная плата чиновников — это открытая информация, которая является доступной для изучения каждому гражданину.
Чиновники в Германии являются отдельной группой государственных служащих. За них государство оплачивает пенсионные и социальные страховые выплата, а также часть медицинской страховки.
К числу обычных государственных служащих относятся около миллиона человек. Заработная плата минимального размера здесь начинается с 1,4 тысячи евро и может достигать 5,2 тысяч евро. Однако, государственные служащие принимают на себя обязательство самостоятельно уплачивать за себя все страховые отчисления. Обозначим, что больше никакими дополнительными льготами государственные служащие в Германии не пользуются.
Если говорить об уровне заработных плат государственных служащих в исследуемых странах, то все они также очень сильно отличаются.
С Соединенных Штатах Америки заработная плата зависит от уровня должности:
– высший менеджмент: государственные служащие самого высокого уровня: непосредственно высшие руководители и менеджеры государственных министерств;
– руководители среднего звена: руководители региональных ведомств и их заместители;
– эксперты: экономисты и статисты;
– секретарские служащие: старшие секретари и офисные секретари [1, C. 294].
По сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития, заработная плата государственных служащих в США представляется в достаточной степени более высокой: разница составляет от 10 % до 50 % по различным категориям служащих.
Очень интересным опытом является предоставление льгот на жилье, оплата дополнительного страхования и образования в некоторых странах мира. В остальной части социальной защиты государственных служащих, Российская Федерации не отстает от остальных стран.
Как бы то ни было, в современных реалиях существуют проблемы в исследуемой области. Например, государственными служащими являются не все сотрудники управы либо департамента. Как правило, всеми благами и льготами, по большей части, пользуют руководители, которые и так имеют возможность получать и получают высокую заработную плату. В это же время, остальные сотрудники ведомств не отличаются высоким заработком и лишены привилегий [2, C. 395].
Из сказанного выше следует, что далеко не все сотрудники органов государственной власти и другие аналогичные служащие способны качественно выполнять свою работу и являться высоко квалифицированными специалистами, поскольку они получают достаточно низкое довольствие, одинаково низкое для всех работников бюджетной сферы. Это объясняется тем, что государство обязано мотивировать сотрудников к выполнению своих функций максимально эффективно, результативно и высокопроизводительно. Однако, чтобы реализовать такие требования необходимо принимать во внимание не только официальных государственных служащих, которые получают хорошие надбавки и льготы, а также пользуются пенсионным обслуживанием, правом на лечение и отдых, предоставляемые ведомственными учреждениями. Здесь государство должно учитывать и работу обычных сотрудников государственных органов, нанятых на работу, также как в любую другую коммерческую структуру, но которые получают весьма низкую заработную плату, при отсутствии описанных льгот [3, C. 155].
В рамках решаемой задачи выделим также такой важный момент, как оптимизация всей государственной машины целиком. Очевидным и широко известным является тот факт, что работа некоторой большой части министерств, департаментов и органов власти не отличается какой-либо практической ценностью. Формирование нескончаемых отчетов и предъявление новых требований по отношению к ведению бизнеса и гражданам приводит только к увеличению неприязни, недоверия и социальной напряженности в обществе. Вполне вероятно, необходимо принять важное решение, которое будет заключается в отказе от неэффективных департаментов, министерств, не обладающих особой значимостью [5, C. 59].
По-нашему мнению, единственным эффективным подходом в сложившихся условиях является возможность цифровизации процессов и формирования по-настоящему эффективного электронного правительства, с одновременным исключением дублирования перегруженных процессов государственных органов. Такое правительство должно создавать другую среду для взаимодействия, предоставляя более простой и открытый характер большинству процессов, которые протекают в органах государственной власти и в ходе взаимодействия этих органов с гражданами.
Литература:
- Астрединова В. В., Щеглова С. А. «Система заслуг» как элемент механизма социальной защиты государственных служащих Соединенных Штатов Америки // Молодежный вектор развития аграрной науки. 2021. С. 293–296.
- Белоусов Р. О., Консовский А. А. Понятие государственной службы и социальной защиты государственных служащих // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. С. 394–398.
- Вольфсон, Э.Н., Галкина О. А. Социальная защита государственных служащих // Учим управлять и учимся управлять. 2021. С. 153–156.
- Титова А. В. Социальная защита государственных служащих // Науки об управлении государством, экономикой и обществом. 2021. С. 133–135.
- Теблоева И. Б., Низовская Н. А. Социальная защита государственных служащих: опыт зарубежных стран // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования. 2020. С. 58–62.