Государственная служба, будучи правовым институтом, присущий государственному управлению, отличается тысячелетней историей. Поэтапное становление и развитие института государственной службы обладает своими особенностями, которые обуславливаются конкретными историческими условиями, степенью экономического развития общества, территориальным расположением государства, уровнем культурного развития населения и множеством других факторов. В это же время, вне зависимости от выделенных условий и сложившихся представлений о государстве, а также его роли в жизни общества тенденция формирования, развития и укрепления правового статуса публичные агентов государства, то есть государственных служащих, осталась без изменений. Государственные служащие напрямую представляют интересы государства, выступают, своего рода, посредниками между гражданским обществом и государством, а также являются проводниками государственной воли.
В статье авторами проводится исследование основ правового статуса государственных служащих в Российской Федерации.
Ключевые слова: правовой статус, государственные служащие, социальные гарантии и льготы, права и обязанности.
Государственная служба — это сложный социальный процесс, имеющий длительный характер, который обеспечивает жизнедеятельность человека, общества и всего государства. Правовой режим государственной службы представляется, установленной нормами права, идеальной моделью функционирования и формирования общественных отношений, которые складываются на государственной службе. Она закреплена и обеспечена совокупностью правовых, организационных и материально-технических средств, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов, и средств, определяют меру возможного и должного поведения субъектов и придают особую направленность регулированию [4, C. 75].
Правовой режим государственной службы обладает рядом специфических черт. В частности, он имеет дуалистический материально-процессуальный характер. Этот режим устанавливает правовой статус государственных служащих и регламентирует порядок его реализации, а также характеризуется неразрывным единством материальных и процессуальных норм [2, C. 20].
Правовой режим государственной службы имеет комплексный характер. Его конструирование отличается участием норм и других отраслей российского права. Например, здесь речь идет о трудовом, уголовном, финансовом или бюджетном праве. Также, этот режим затрагивает различные права и обязанности государственных служащих.
К числу особенности правового режима государственной службы необходимо отнести также жесткость требований, которые предъявляются к служащим; строгое определение меры поведения государственных служащих; подробное регулирование деятельности; установление обязанностей, ограничений и запретов специфического характера; проведение особого контроля за деятельностью служащих; установление специфических оснований и порядка применения мер государственного принуждения при нарушении закрепленных принципов [1, C. 4].
Административная сущность правового режима государственной службы проявляется также в значительном усилении влияния государства в лице представителя нанимателя. Основой здесь, с одной точки зрения, является ощутимое изменение правового положения субъектов, которое состоит в ограничении прав государственных служащих, возложении на них дополнительных обязанностей, ограничений и запретов. С другой точки зрения, основой выступает расширение полномочий представителя нанимателя [4, C. 74].
Структура правового режима государственной службы включает в себя ряд обязательных элементов: цели и задачи; объект и субъекты; режимные правовые средства; режимные правила; систему гарантий.
Необходимо отметить, что правовой режим государственной службы направлен на достижение двуединой цели. Законодательное толкование государственной службы позволяет выделить на первом месте создание необходимых условий для организации и эффективного функционирования государственной службы, осуществления служащими профессиональной деятельности [3, C. 118].
Вместе с этим, законодательство печется об интересах государственных служащих, предоставляя им компенсацию за повышенные требования и ответственность в виде ряд уникальных по своей сущности государственных гарантий. В частности, это право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации [1, C. 5].
Второй целью правового режима государственной службы выступает создание условий, которые будут способствовать выполнению государственными служащими возложенных на них полномочий.
Объектом, носителем правового режима, здесь являются различные социальные явления, процессы и единицы. В качестве общего объекта правового режима государственной службы признается государственная административная, государственно-управленческая деятельность. Другими словами, это целенаправленная, организующая, исполнительная и распорядительная деятельность особых государственных органов, их служащих, которая заключается в прямой, повседневной, практической реализации задач и функций, поставленных перед государством [5, C. 157].
В качестве непосредственного объекта правового режима государственной службы выступает социальный процесс, предполагающий несение государственной службы.
Сам процесс государственной службы является процессом протяженным во времени, протекающий путем реализации государственными служащими специфических действий и принятия различного рода управленческих решений. Профессиональная деятельность служащих в части исполнения полномочий государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности, косвенно связанна с системой организационно взаимосвязанных и реализуемых в конкретной последовательности общественных отношений. Последние в совокупности представляются процессом несения государственной службы [3, C. 119].
Обозначенные стадии представляются временной характеристикой процесса несения государственной службы. Они выполняются последовательно и представляются формами взаимосвязи элементов его содержания общественных отношений. Включенные в состав каждой стадии несения государственной службы общественные отношения, в первую очередь, также осуществляются в четко обозначенном порядке, что и образует этапы несения государственной службы [5, C. 159].
Важным элементом правового режима государственной службы выступают субъекты режимного регулирования. Общим субъектом режима являются государственные служащие Российской Федерации. Специальные же субъекты, которые призваны обеспечивать выполнение установленных правил, облечены соответствующими полномочиями и владеют методами и средствами юридической защиты установленного режима. Они принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, предоставляют обязательные для реализации общими субъектами предписания и обладают правом применять меры принуждения в их отношении, а также осуществляют функции правосудия и осуществляют юрисдикционную деятельность [1, C. 6].
Специальные субъекты могут быть основными и дополнительными. К числу основных специальных субъектов относят представителя нанимателя, то есть руководителя государственного органа; лицо на государственной должности; представителя таких руководителя и лица, которые осуществляют полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или ее субъекта; комиссии и подразделения государственного органа.
К числу дополнительных специальных субъектов относятся Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры; судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных государственными служащими; органы Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, их территориальные органы, которые проводят проверку сведений относительно государственных служащих [2, C. 21].
Основой правового режима гражданской службы являются правовые обязательства, ограничения, запреты, меры пресечения и санкции. Конкретными проявлениями таких средств в этом режиме являются подробная регламентация действий государственных служащих, определение границ их поведения, строгая система контроля и ответственности, широкое применение ограничительно-разрешительных и запрещающих методов в сочетании при необходимости со строгим целевым стимулированием, и так далее [4, C. 76].
Совокупность используемых правовых средств представляет собой специальные правила поведения в исследуемой сфере государственного управления, то есть режимные правила. Последние являются особым сочетанием правовых средств, которые формируют идеальную модель функционирования и развития общественных отношений на государственной службе и регламентируют порядок пользования правами, обязанностями и ограничениями.
Очень важной составляющей правового режима государственной службы является система гарантий, которые поддерживают режим в установленных пределах. Они обеспечивают его защиту, устойчивость и исполнение режимных правил, предотвращая вероятные нарушения. Такая система содержим специфическую комбинацию юридических, организационных и материально-технических гарантий [2, C. 22].
К числу юридических гарантий необходимо отнести, в первую очередь, юридическую ответственность за нарушения требований режима. С учетом характера и общественной опасности нарушений, законодателем Российской Федерации устанавливается уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая виды ответственности. Юридические гарантии включают в себя институты жалобы, которые предусматривают возможность и порядок обжалования отдельных действий, нарушающих либо препятствующих реализации прав государственных служащих в режимной сфере, а также систему контроля за деятельностью государственных служащих. Контроль может быть предварительным, текущим или последующим [3, C. 119].
В целом, необходимо отметить, что правовой режим государственной службы формирует условия, которые обеспечивают необходимое, заданное состояние общественных отношений, взаимосвязанных с несением государственной службы. Также, происходит упорядочивание, регулирование и организация общественных отношений, выражение правовой формы их реализации и проявления с обеспечением соответствующей охраны и защиты [5, C. 160]. При этом, исследуемый режим представляется способом воздействия на указанные отношения для обеспечения их прогрессивного развития, показателем исполнения режимных требований и предписаний в социальной жизни, воплощения в деятельности государственных органов, их должностных лиц, государственных служащих и граждан, а также критерием эффективного правового регулирования в общем на конкретном участке социальной действительности.
Литература:
- Астрединова В. В., Щеглова С. А. Механизм социальной защиты государственных гражданских служащих // Теория и практика обеспечения законности и правопорядка в современном обществе. 2021. С. 3–6.
- Калинина О. В. Система социальной защиты государственных служащих // Студенческий. 2020. № 37–3 (123). С. 20–22.
- Низовская Н. А. Проблемные аспекты социальной защиты государственных служащих // Матрица научного познания. 2020. № 8. С. 117–119.
- Сиренко Б. Н., Романенко К. А. Административно-правовое регулирование института социальной защиты государственных служащих // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. 2020. С. 74–76.
- Туюнен И. Н. Система государственных гарантий гражданских служащих в условиях цифровизации процессов государственного управления // Вузовское образование как новая реальность. 2020. С. 156–160.