В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое отражение в ФГОС среднего профессионального образования. Показано, что профессионализм и успешность профессиональной деятельности связаны с профессиональными компетенциями. В статье делается вывод о том, что формирование профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования безусловно главная задача образовательного учреждения, однако выпускники в процессе профессиональной деятельности должны корректировать их в соответствии с меняющимися требованиями.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, компетентностный подход.
Меняющиеся реалии привносят в повседневность новые требования. Исключения не коснулись и профессиональной сферы человеческой деятельности. В профессиональной деятельности работникам зачастую приходится приобретать новые знания и умения, чтобы квалифицированно выполнять поставленные перед ними задачи.
В отношении подрастающего поколения, говоря о подготовке их профессиональных составляющих, образовательное учреждение должно формировать жизнеспособных специалистов, а это значит, что высшая школа и среднее профессиональное образование должно идти в ногу со временем и отбирать все самые лучшие и отвечающие всем запросам эпохи педагогические приемы, техники и технологии в целях формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
В триаде «знания-навыки-компетенции» именно последние стали играть важнейшую и ведущую роль на фоне первых двух. О разумности приоритета компетентностного подхода в том виде, в котором он сегодня транслируется в образовании в научной среде довольно много спорят. Так Е.В Брызгалина, А.А, Андреев, В. С. Сенашенко, Т. Б. Медникова, А. Н. Печников, А. П. Усольцев находят данный подход негативным, деструктивным и не состоятельным. Однако, несмотря на отрицание ряда представителей научной общественности данного подхода он по-прежнему продолжает утверждаться и поддерживаться в качестве ведущего подхода.
«Компетентностному подходу в образовании посвящено бессчетное количество публикаций. По замечанию A. Stoof, R. L. Martens, J. J. G. Van Merriënboer и T. J. Bastiaens, «количество определений компетенции кажется огромным. По-видимому, их так же много, как тех, кто их составляет, или даже больше»» [1, с.5].
Так И. А. Зимняя под компетенциями понимает «некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы... действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [2, с. 22].
Согласно А. В. Хуторскому и Л. Н. Хуторской под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере [3].
По мнению Д. Н. Ушакова, компетентность определяется как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [4].
При этом в литературе также имеется понятие профессиональных компетенций, так, Е. А. Синкина под профессиональной компетенцией подразумевает «процесс, направленный на создание форм и условий студенту для достижения определенного результата, то есть сформированных компетенций у студента, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования» [5, с. 109].
Чебанов К. А. в свою очередь определяет профессиональную компетентность как совокупность личностных компетенций, обеспечивающих успешность освоения какой-либо профессиональной деятельности, эффективность ее исполнения и высокий уровень установки на саморазвитие» [6, с. 24].
Примечательно то, что при соотношении понятий профессиональные компетенции и профессиональные знания, умения и навыки (далее — «ЗУН») в научной литературе нет единого подхода. Так одни полагают, что профессиональные компетенции включают в себя профессиональные ЗУН, другие считают, что эти понятия обособлены друг от друга и не что из них не может быть первично или вторично, они равны.
Пункт 12 статьи 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту –Закон) под профессиональным обучением подразумевает вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [7].
Таким образом, знания, умения, навыки и компетенции Закон ставит на одну планку, как отдельные, независимые категории, но позиция законодателя в различных нормативных правовых актах не одинакова. Так при анализе действующего законодательства автору встретилось следующие дефиниции понятия «профессиональные компетенции»:
— «обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях» [8];
— «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [9];
— «совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной позиции, необходимых для успешной профессиональной (педагогической) деятельности» [10].
Наряду с Законом нормативную основу образования составляют Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Пункт 6 статьи 1 Закона определяет ФГОС как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки…
Проанализировав приведенные положения ФГОС среднего профессионального образования по направлениям 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 40.02.03 «Право и судебное администрирование» автор сделал вывод, что ФГОС задает требования только к профессиональным компетенциям будущих специалистов. Наряду с этим законодатель не подкрепил ничем требования к ЗУН, которым должны отвечать результаты обучения.
Из содержания ФГОС среднего профессионального образования можно сделать вывод о том, что под компетенциями законодатель понимает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Таким образом в основу нормативного правового регулирования в сфере образования и в том числе в ФГОС среднего профессионального образования положены именно компетенции.
Профессиональные компетенции, содержащиеся в ФГОС, являются общими, родовыми по отношению к конкретным специальностям. В большинстве случаев ФГОС ориентирует «Чему учить?», а учреждения среднего профессионального образования при составлении образовательных программ должно четко дать ответ «Для чего учить?». Профессиональные компетенции служат для будущего специалиста в качестве алгоритма построения деятельности в той или иной профессиональной ситуации, в силу чего образовательное учреждение должно предусмотрительно заложить в образовательную программу максимум.
Грамотный специалист ценен каждому управленцу, поэтому в конкурентной среде идет отбор лучших выпускников, в связи, с чем учреждение среднего профессионального образования при формировании профессиональных компетенций должно делать больший упор на семинарскую/практическую работу студента и снижение лекционной нагрузки, поскольку без саморазвития невозможно достичь поставленных целей и обрести необходимые навыки для будущей работы, как в группе (юрисконсульт в составе юридического отдела предприятия), так и в одиночку (единственный юрисконсульт на предприятии).
Любая профессиональная деятельность реализуется через множество качеств, которыми должен обладать тот или иной специалист, начиная с самоконтроля, ответственности, целеустремленности, эмоциональной устойчивости и заканчивая навыками коммуникации с представителями различных социальных статусов.
Учреждение среднего профессионального образования должно заложить определенный набор профессиональных компетенций будущих специалистов, но главной задачей самого выпускника все годы профессиональной деятельности должна оставаться необходимость корректировки своей профессиональной мобильности и намерений. В противном случае специалиста ожидает утрата профессиональных компетенций и неконкурентоспособность на рынке труда.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что профессиональные компетенции и их роль в процессе обучения студентов среднего профессионального образования имеют под собой главную цель — адаптацию будущего специалиста к профессиональной деятельности, образовательные учреждения не дают полный и необходимый уровень знаний для будущей деятельности, что является актуальной причиной в современном образовании, однако не все зависит от образовательного учреждения, в статье высказано предложение, что формирование профессиональных компетенций представляет собой механизм развития специалиста, где базой будет являться то, что студенту дано через образовательные программы, а все остальные надстройки студент — специалист в той или иной области уже будет должен сделать сам, если действительно хочет добиться успеха.
Литература:
- Хеннер, Е. К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании / Е. К. Хеннер // Образование и наука. — 2018. — № 2. — С. 9–31. — ISSN 1994–5639. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313952 (дата обращения: 30.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 5.).
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно — целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя// Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 2004. — № 2. — С. 22
- Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструировании / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская: сайт А. В. Хуторского. — URL: https://khutorskoy.ru/books/2008/A. V. Khutorskoy_L. N. Khutorskaya_Compet / (дата обращения: 24.07.2022).
- Толковый словарь академика Ушакова Д. Н. / Д. Н. Ушаков: сайт academic.ru — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/838158?ysclid=l5zc2p3pye479397534 / (дата обращения: 24.07.2022).
- Синкина, Е. А. Формирование профессиональных компетенций посредством применения многоуровневых задач и заданий профессиональной направленности / Е. А. Синкина // Педагогика. — 2012. № 6. — С. 109–112.
- Чебанов, К. А. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа / К. А. Чебанов // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 4. — С. 23–29.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
- «Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии. РД 52.21.703–2008" (утв. Росгидрометом 12.09.2008)
- Письмо Минспорта России от 22.01.2020 N СК-ПВ-00/346 <О направлении для информации и использования в работе Методических рекомендаций по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов физической культуры и спорта
- Распоряжение Минпросвещения России от 04.02.2021 N Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».