В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей жизнестойкости подростков.
Ключевые слова: жизнестойкость, психологическая безопасность, подросток, подростковый возраст.
На современном этапе развития образования и изменений образовательного и воспитательного процессов, проблема жизнестойкости в подростковом возрасте в контексте психологической безопасности личности приобретает особую актуальность [1].
Автор концепции жизнестойкости С. Мадди определяет жизнестойкость как «интегральную характеристику личности, которая оказывает влияние на успешность преодоления человеком жизненных трудностей и включает вовлеченность в процесс жизни, готовность контролировать значимые события своей жизни и принятие вызова жизни» [4, с. 75].
Д. А. Леонтьев, исследуя феномен жизнестойкости, указывает на то, что именно жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей, стимулируя заботу о собственном здоровье и благополучии, за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям. Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска). Развиваясь в детстве через принятие, поддержку, любовь и одобрение родителей и значимых взрослых, компоненты жизнестойкости препятствуют возникновению внутреннего напряжения в стрессовых и трудных для человека ситуациях [3].
В возрастной периодизации подростковый период занимает особое положение, потому что на данном возрастном этапе происходит переход от одной эпохи жизни к другой — переход от детства к взрослости. Развитие социальной взрослости в целом есть процесс становления готовности подростка к жизни в обществе взрослых в качестве его полноправного и полноценного члена.
Т. В. Драгунова отмечает, что на данном этапе подросток проходит важный этап этого процесса в виде становления качественно новых образований — элементов взрослости, которые возникают в результате перестройки самосознания, типа отношений со взрослыми и сверстниками, учебно-познавательной деятельности, морально-этических инстанций, опосредующих деятельность, поведение и отношения подростков [2].
Исследование было организовано на базе МОУ СОШ № 74 г. Воронежа, в котором приняли участие 30 обучающихся в возрасте 15–16 лет. Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, подростковый возраст делится на два периода: младший подростковый возраст (12–14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность: 15–17 лет).
С целью изучения выраженности компонентов жизнестойкости в подростковом возрасте применялась методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди, в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой [5, c. 229–233]. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность этих компонентов, отображающих выраженность жизнестойкости, в целом, препятствует возникновению внутреннего напряжения, когда обучающийся остается активным и обладает хорошей регуляцией деятельности.
Анализируя среднеарифметические показатели, полученные по шкалам методики, можно отметить, что у группы респондентов выявлен высокий уровень по всем составляющим показателя «жизнестойкости»:
— «вовлеченность» — 42,13 баллов; 7 стен;
— «контроль» — 42,73 балла; 7,7 стен;
— «склонность к риску» — 25,97 баллов; 8 стен;
— «общая жизнестойкость» — 110,83 баллов.
Анализ результатов исследования свидетельствует о преобладании в группе такого показателя жизнестойкости, как «принятие риска» (8 стен), что говорит об осознанной готовности подростков принимать новое и принимать риск, и ситуации, с ним связанные.
Показатель «контроль» (7,7 стен) свидетельствует об уверенности респондентов в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, даже если нет успешной гарантии. Они убеждены, что сами выбирают свой жизненный путь, контролируют ситуации личностного выбора и собственной инициативы.
Показатель «вовлеченность» (7 стен) говорит о том, что учебная деятельность и образовательный процесс стимулирует у подростков вовлеченность в общественно-учебную жизнь, повышает интерес к проблемам образовательной среды.
Таким образом, данной группе респондентов свойственны сила и устойчивость к реализации своего личностного потенциала в какой-либо ситуации, они готовы пойти на риск с целью достижения успеха и успешно справляются с трудностями.
Литература:
- Баева И. А. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде / И. А. Баева, И. В. Кондакова // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи. — Севастополь, 2022. — С. 12–17.
- Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. — Москва: АПН РСФСР, 1961. — С. 120–169.
- Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — Москва: Смысл, 2006. — 63 с.
- Лобза О. В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности / О. В. Лобза // Вестник Прикамского социального института. — 2019. — № 2 (83). — C. 75–79.
- Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / колл. авторов; под научной ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. — Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2021. — 276 с.