В статье определено понятие налогового мониторинга, его особенности и значимость. Автор статьи исследует вектор развития действующего законодательства, статистические данные участников налогового мониторинга и выявляет пути совершенствования указанной формы налогового контроля, в том числе с помощью процесса цифровизации.
Ключевые слова: налоговый мониторинг, налоговый контроль, Федеральная налоговая служба РФ, цифровизация.
В последние годы экономика страны претерпела значимые внешние обстоятельства, среди которых пандемия коронавируса, санкции и т. д. В сложившейся ситуации перед государством стояла главная задача — стремительное восстановление экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Одним из главных органов финансового государственного контроля являются налоговые органы, от деятельности которых зависит состояние бюджета и благосостояния страны. В связи с этим возникает необходимость в создании соответствующей динамичному характеру развития общественных отношений системы налогового контроля, которая обеспечит стабильность в процессе поступления финансов в бюджет. Следовательно, от уровня развития, цифровизации, эффективности деятельности системы налогового контроля, механизмов управления налоговыми отношениями, в том числе налогового регулирования и налогового администрирования зависит совершенствование и функционирование рыночной экономики.
В связи с вышесказанным, обостряется актуальность дальнейшего развития налогового администрирования в форме налогового мониторинга, который является гарантом постоянного наблюдения, оценки и прогноза изменения состояния налоговой системы как отдельных организаций, так и государства в целом.
Налоговый мониторинг, согласно действующему законодательству, признается одним из видов налогового контроля, которые подразумевает под собой информационное взаимодействие государства в лице налоговых органов и налогоплательщиков, основанное на системе управления рисками.
При этом, в письмах Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС РФ) налоговый мониторинг определяется как способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета.
Преимуществами налогового мониторинга являются: сокращение издержек организаций, уменьшение документооборота, высокая скорость и качество обработки данных налогоплательщика (период закрывается в 3 раза быстрее, то есть на следующий год, в то время период выездной проверки может составлять 3 года, не считая года, в котором она была назначена), долгосрочная определенность за счет своевременного урегулирования налоговых позиций без налоговых проверок и судебных разбирательств, освобождение от налоговых проверок, право на запрос мотивированного мнения у налогового органа по спорным вопросам, ускоренный порядок возмещения НДС и акциза.
Отличия налогового мониторинга от иных форм взаимоотношений с налоговыми органами заключается в следующем: организация по собственной инициативе раскрывает практически весь объем сведений о внутренних процессах, совершаемых операциях и сделках, налоговых рисках, предоставляя налоговым органам доступ в удаленном формате бухгалтерский и налоговый учет, первичную документацию; компания переходит на автоматизированный уровень взаимодействия по внутренним процессам, создавая отвечающую требованиям налоговых органов систему управления рисками и внутреннего контроля; проверка организации проводится в режиме реального времени и с учетом принципа прозрачности деятельности; является формой текущего контроля [1].
Согласно статистическим данным налоговых органов, в 2022 году налоговый мониторинг проводился в отношении 339 компаний [2]. По итогу заявочной компании в ноябре 2022 г. на 2023 г. еще 112 компаний заявили желание о переходе на налоговый мониторинг. Следовательно, в 2023 г. налоговый мониторинг проводится в отношении 451 организации. При этом за последние три года количество участников проекта выросло более чем в 5 раз с ежегодным присоединением более 100 организаций.
Кроме того, исходя из вектора развития действующего законодательства, необходимо отметить стремительное вовлечение налоговыми органами результатов технологического развития и процессов цифровизации. Данное положение вытекает из Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга (далее — Концепция), а именно, к примеру, из следующих основных направлений налогового мониторинга: разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию налогового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам; развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) с одновременным отказом от сплошной документальной проверки и истребования первичных документов плательщиков; внедрение специальных программ автоматического поиска ошибок и нарушений, которые будут гарантом проверки полноты и целостности данных, восстановления хронологии всех операций, определения наличия подтверждающей первичной документации.
В 2021 г. было утверждены приказы ФНС РФ, регулирующие вопросы: информационного взаимодействия участников налогового мониторинга; требования к системе внутреннего контроля организации при использовании налогового мониторинга; формы и форматы документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа и т. д.
В марте 2023 г. был утвержден Приказ ФНС РФ о порядке получения доступа налоговых органов к информационным системам организации.
Следует отметить, что указанные приказы недвусмысленно демонстрируют, что процессы цифровизации в части налогового мониторинга успешно реализуются и будут развиваться как вширь (увеличение количества потенциальных участников мониторинга), так и вглубь (кратное повышение уровня автоматизации отношений налогоплательщиков и налоговых органов в рамках мониторинга).
На данный момент перейти на налоговый мониторинг могут организации, для которых одновременно выполняются следующие условия (п. 3 ст. 105.26 НК РФ): общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов за предыдущий год составила не менее 100 млн руб.; доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год составили не менее 1 млрд руб.; балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года составляла не менее 1 млрд руб.
Однако, предполагается увеличение числа участников налогового мониторинга в связи с потенциальной возможностью отмены требований об одновременном соблюдении суммовых порогов и правом на переход исследуемой формы налогового контроля при соответствии хотя бы одному из перечисленных в п. 3 ст. 105.26 НК РФ, благодаря пп. а п. 9 Концепции и Основным направлениям бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (далее — Основные направления). Также рассматривается возможность распространения данного режима на субъекты малого и среднего предпринимательства, что в совокупности позволит увеличить число участников до 8 000 субъектов.
По мнению Коваленко Н. С. и Леонова Е. М., еще одним обстоятельством, которое укрепит доверие налогоплательщиков к налоговому контролю и будет катализатором для увеличения числа ее участников, является уменьшение числа основания для организации проверок (камеральных и выездных) и ограничение круга обстоятельств их проведения [3].
Согласно действующему законодательству, имеется одно основание для проведения камеральной проверки и 4 основания для проведения выездной проверки в ходе налогового мониторинга, а именно: в случае досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета), камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1. ст. 88 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ); проверка проводится вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ); досрочно прекращено проведение налогового мониторинга (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ); налогоплательщиком не выполнено мотивированное мнение налогового органа (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ); в периоде, за который налоговый мониторинг не проводится, представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, увеличена сумма возмещения налога (убытка) (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ).
Более того, процесс цифровизации на 2023 г. и последующие 2024–2025 гг. также определен в Основных направлениях, где отмечаются возможность дальнейшего совершенствования института налогового мониторинга, в частности, в части создания возможности представления участниками налогового мониторинга налоговых деклараций (расчетов) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу, с приложением необходимых документов;
Таким образом, налоговый мониторинг — вид налогового администрирования, соответствующий реалиям современного цифрового мира. Необходимо отметить, что цифровизация контрольных процедур обеспечивает эффективность государственного и муниципального финансового контроля, и в частности, налогового мониторинга.
Литература:
- Давлетбаев А. А. Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода // Безопасность бизнеса. 2022. N 6. С. 26–30.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 04.04.2023).
- Коваленко Н. С., Леонов Е. М. Налоговый мониторинг: практика применения и перспективы // Налоговед. 2020. N 10. С. 35–43.