В настоящее время предпринимаемые попытки в сфере образования, связанные с стремлением к мировому образовательному пространству, вызывают необходимость развивать мыслительную активность школьников и учить их использовать знания и умения в новых условиях жизни. В статье рассказывается о методах и приемах, используемых в процессе развития мышления младших школьников, о видах мыслительных способностей, о том, как они реализуются в учебном процессе.
Ключевые слова: мышление, способности, метод, начальный класс.
Древнеримская пословица гласит: «Мы учимся не для школы, а для жизни». Смысл этой пословицы актуален и сегодня. Его цель состоит не в том, чтобы учащиеся знали как можно больше, а в том, чтобы научиться действовать, учиться, получать информацию, обобщать, анализировать необходимые знания и решать проблемы в любой ситуации, то есть развивать мышление детей.
«Мышление — это процесс представления объективной реальности, которая составляет высшую ступень человеческого познания» [1].
Мышление — это обобщенное выражение объективной реальности в постоянных, значимых связях и отношениях. Характеризуется общностью и единством речи. Другими словами, мышление — это психический процесс познания, связанный с открытием новых субъективных знаний, решением проблем, творческим изменением реальности.
Основными элементами, с которыми работает мысль, являются:
— понятия (проявление общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений),
— рассуждения (установление связей между предметами и явлениями, оно может быть истинным и ложным);
— выводы (вывод из одного или нескольких суждений нового решения, а также образы и представления).
Начальная школа — это так называемая вершина детства. На современном этапе психического развития учащиеся начальной школы охватывают период от 6–7 до 9–11 лет. В этом возрасте меняется образ жизни и стиль: новые требования, новая социальная роль школьника, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. Учащиеся приобретают в школе не только новые знания и навыки, но и определенный социальный статус.
Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности, весь образ жизни ребенка; начинаются активные процессы всестороннего психического развития, что отражается в формировании отдельных компонентов всех отдельных сфер, в том числе и познавательных. Особое значение отводится мышлению, поскольку именно на этом этапе оно дает основание для дальнейшего развития. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на ранней стадии развития. В этот период осуществляется переход от наглядно-образного мышления, являющегося основным в данном возрасте, к словесно-логическому, концептуальному мышлению. [2].
В современной педагогике и психологии существуют различные направления изучения формирования логической структуры мышления у детей [3].
Школьное образование-это развитие мышления учащихся. Особую роль играет развитие мышления в младшем школьном возрасте. С началом учебы в школе мышление занимает самое важное место.
В современной психологии «мышление» — обобщенное и косвенное выражение познавательной деятельности человека; творческая деятельность [4].
В. В. Левитес рассказала о двух особенностях мышления: первая особенность мышления — его косвенный характер. Этот человек знает или не может знать напрямую, он знает косвенно, он знает косвенно: некоторые качества познаются другими, неизвестные — через известные. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и ранее приобретенных теоретических знаний.
Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение возможно как общее и существенное знание объектов действительности, так как все свойства этих объектов связаны между собой.
Задания, способствующие развитию мышления младших школьников:
«Творить» — эта игра развивает умение быстро устанавливать различные, порой совершенно неожиданные связи между знакомыми предметами, создавать новые целостные образы из индивидуально разобранных элементов. В случайном смысле получается 3 слова, не связанные между собой, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Вы должны составить как можно больше предложений, содержащих эти 3 слова (вы можете изменить их положение и использовать другие слова). Ответы могут быть простыми, сложными, нестандартными, с тремя начальными словами и новыми предметами («мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере».
Мышление младших школьников отличается от уровня мышления дошкольников, во-первых, развитием в этом возрасте с очень высокой скоростью, во-вторых, наличием структурных и качественных изменений в интеллектуальной системе. В этом возрасте особенно развиваются 3 типа мышления. Особенно заметны изменения в развитии словарно-логического мышления. Хотя вначале он слаб, основное и сильное развитие в 4 классе будет иметь этот тип мышления и будет эквивалентно мышлению взрослого человека. Поэтому, хотя практическая психодиагностика ориентирована на все виды мышления, с другой стороны, необходимо определить главное словесно-логическое мышление. При определении уровня словарно-логического мышления использую следующую методику. «Определение понятия, нахождение причины, нахождение разницы и сходства». С помощью этой методики мы можем определить уровень развития интеллектуальной системы учащегося. Это можно определить по следующим вопросам:
1. Сколько времени сейчас? (Учащемуся показывают часы и просят сказать время)
2. Утром люди едят утреннюю еду. А какие продукты пьют днем и вечером. (Обед-вечер)
3. Какие виды транспорта вы знаете?(Назвать как минимум два вида)
4. Астана, Алматы, Талдыкорган — что это такое?
5. Вишня, груша, слива и яблоко это -... (фрукты)
Обработка результата: учащийся получает 0,5 балла за каждый правильный ответ на каждый вопрос и, таким образом, до 10 баллов по этой методике.
Заключение об уровне развития:
10 баллов — очень высокий
8–9 баллов — высокий
4–7 баллов — средний
2–3 балла — низкий
0–1 балл — очень низкий
Определив уровень мышления с помощью приведенных выше методик, можно организовать различные работы. Вклад новых технологий обучения в развитие мышления младших школьников огромен. Я на своем опыте внедрила дифференцированное обучение, игровое обучение, развивающие технологии обучения. Основная цель-развивать познавательные способности ребенка, воспитывая его через раскрытие его личностных качеств.
С целью расширения кругозора учащегося, развития логического мышления на уроках математики использую логические задачи с целью совершенствования вычислительных навыков учащегося, привития ему умения говорить на математическом языке, пунктуальности.
Логические задачи:
— Какой день наступит через 2 дня после субботы?
— Два человека играли в шахматы 2 часа. Сколько часов играет один человек?
— Будет ли 5 воскресений в месяц?
— Сколько минут варится одно яйцо, если 4 яйца варятся 4 минуты.
— Что тяжелее: 2 кг хлопка или 2 кг железа?
— Марат лег спать в 10 часов вечера. Он поставил будильник на 9 утра. Сколько часов он спит?
Современность, наполненная переменами, новизной, обязывает учителя стать обладателем восьмиугольной, одной загадочной добродетели. Бесспорно, что внимание, способности, восприятие, память, мышление, которые сидят перед учителем, быстро, кто-то медлителен, кто-то невысок, находят свое отражение в сердцах каждого ученика и развивают его творческие способности.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский: «Чтобы урок не был всего лишь уроком в интеллектуальной жизни подростков, он должен быть интересным. Только достигнув этого, школа станет для ребенка очагом желания духовной жизни, учитель станет почетным хозяином и хранителем этого очага, бесценной сокровищницей книжно-культурной жизни». Если так, то интересные уроки — это открытия учителя, собственный знак, методический поиск, достижения, почетное звание, цель-идеалы.
Подводя итог, можно сказать, что мышление ребенка связано с его познанием, чем больше он познал, тем больше увеличивается запас понятий, необходимых для построения новых мыслей у ребенка. Решение проблем всегда должно давать человеку новые знания. Поиск решений иногда бывает очень трудным, поэтому умственная деятельность, как правило, является активной деятельностью.
Литература:
- Леонтьев А. Н. Психология мышления. Хрестоматия./под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М: МГУ, 1982.
- Гальперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. с 34–39.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. — В 2-х т. — М., Педагогика, 1982.
- Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с