В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации, а также что к ним относится. Кроме этого, автором рассмотрен порядок выпуска и обращения данного вида активов и их преимущества. Также автором рассмотрен вопрос обращения криптовалюты в Российской Федерации.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, финансы, цифровизация, цифровые права, ценные бумаги.
Выпуск и обращение цифровых финансовых активов (ЦФА) представляет собой новаторское явление на финансовом рынке, которое основано на использовании технологии распределенных реестров. Одним из главных преимуществ ЦФА является возможность автоматизации процесса исполнения сделок с помощью смарт-контрактов. Это, в свою очередь, открывает новые перспективы в использовании технологий на финансовом рынке.
Для анализа правового регулирования финансовых цифровых активов необходимо рассмотреть их понятие. Итак, цифровые финансовые активы — это некие права, переведенные в цифровую форму, которые включают в себя требования по денежным обязательствам. Они позволяют своим правообладателям иметь и реализовывать права относительное выпускаемых ценных бумаг, а также право участвовать в уставном капитале непубличного акционерного общества.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим указанную сферу деятельности, является Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].
Закон определяет ЦФА как права на требование участия в доле владения активами, в том числе эмиссионными ценными бумагами, а также права на получение дохода от деятельности эмитента ЦФА. Отметим, что законодательство о банкротстве [3] признает цифровую валюту имуществом. То же закрепляет и законодательство об исполнительном производстве [4].
В соответствии с законом ЦФА могут выпускать только юридические лица, которые должны получить лицензию на осуществление деятельности по выпуску, обмену и хранению ЦФА.
Лицензия выдается Центральным банком Российской Федерации (Банк России) после проверки соответствия заявителя требованиям.
Также в законе установлены требования к процедурам и средствам идентификации пользователей, обеспечению безопасности и конфиденциальности операций с ЦФА, а также правам и обязанностям эмитентов и держателей ЦФА.
Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем добавления записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в другие системы. То же касается изменения записей.
Российское законодательство о ЦФА относится к категории разрешительного регулирования, то есть для осуществления деятельности по ЦФА необходимо получить соответствующую лицензию. Кроме того, законодательство устанавливает ответственность за нарушение правил обращения и эмиссии ЦФА, включая административную [2] и уголовную [1] ответственность.
Рассмотрим проблемные вопросы, возникающие в области правового регулирования ЦФА. Так, проблема урегулирования криптовалюты в России заключается в том, что правовой статус криптовалюты до сих пор не определен четко и полностью. В России не существует закона, который бы регулировал использование криптовалюты.
Однако суды часто используют термин «криптовалюты» в своих решениях. Например, в Определении от 02.02.2021 № 44-КГ20–17-К7 [7] Верховный суд РФ использовал термин криптовалюты в рамках оспаривания сделки по её купле-продаже.
Другой спор [6] о криптовалюте рассматривался также Верховным судом РФ — об обязании обеспечить перевод на цифровой кошелек и взыскать недополученный доход. В данном деле суд также оперировал понятием «криптовалюта».
Однако, в 2023 году Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в своем Определении [8] указал, что криптовалюта не является ни объектом по ГК РФ, ни безналичные денежные средства и все операции с ней — это страх и риск. Следовательно, на сегодняшний день одни суды принимают тот факт, что криптовалюта может быть продана, куплена, то есть существовать в «обороте», а другие — полностью отрицают её оборачиваемость и указывают на повышенные риски её использования, тем самым перекладывая их на самих граждан.
Таким образом, ни гражданское, ни налоговое законодательство не признают цифровую валюту как объект гражданских прав и имущество. В связи с этим, на практике могут возникать вопросы относительно налогообложения при купле-продаже криптовалюты, в частности, начисления НДС.
Однако относительно уплаты НДФЛ — прибыль с продажи криптовалюты признается доходом от реализации. Вопрос правомерности расходов и порядка их подтверждения на сегодняшний день остается не урегулированным.
В законодательстве о бухгалтерском учете и в международных стандартах бухгалтерской отчетности нет ни отдельных документов, ни особых правил учета операций с криптовалютой, ни указаний по поводу отнесения к каким-либо активам
Более того, цифровую валюту в России нельзя принять в качестве платежа по счету об оплате услуг или товаров. Это создает неопределенность и усложняет развитие криптовалютного рынка в России, а также может отталкивать инвесторов и предпринимателей от использования криптовалюты в своих операциях.
Однако, стоит отметить, что с апреля 2023 года в России в качестве национальной валюты, облаченной «в цифру», стал цифровой рубль. Его главное отличие от криптовалюты — это обеспеченность государством, эмиссия Центральным банком РФ.
В целом, можно сделать выводы, что цифровые финансовые активы являются объектом правового регулирования. Массив законодательных актов, рассмотренных нами в указанной статье, является этому подтверждением. Важно, чтобы государство, в лице органов законодательной власти, как можно тщательнее урегулировало вопрос обращения таких активов, так как явления цифровизации с каждым днем масштабируются и проникают во все сферы нашей жизни.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — Ст. 1.
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 41. — Ст. 4849.
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — Ст. 5018.
- Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2020 N 305-ЭС20–12165 по делу N А40–164942/2019 // СПС «Консультант-Плюс».
- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2021 N 44-КГ20–17-К7, 2–2886/2019 // СПС «Консультант-Плюс».
- Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023 по делу N 88–3183/2023 // СПС «Консультант-Плюс».