Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 05.07.2023

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Агаева, И. Ш. Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО / И. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104715/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается об оснащении предметно-развивающей среды играми и пособиями, изготовленными собственными руками, направленных на формирование стремления у детей проявлять трудовую инициативу в процессе изучения особенностей культуры питания в рамках ДОО.

Ключевые слова: средний дошкольный возраст, культура питания, развитие трудовых навыков, основы ранней профориентации, предметно-развивающая среда.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Мы все понимаем, что основа личности ребёнка формируется уже в дошкольном возрасте, поэтому так важно в этот период последовательно и систематично заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения с учётом возрастных и гендерных особенностей. Одной из составляющих нравственного становления личности ребёнка является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия и самостоятельности, закладывать основы трудовой дисциплины. Грамотный педагогический подход в этом вопросе облегчит задачу ребёнка в выборе будущей профессии и будет способствовать формированию основ ранней профориентации дошкольников. Важно отметить, что трудовое воспитание является составляющей частью всестороннего развития ребёнка и неотъемлемым элементом социализации. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируются нравственные и волевые качества: ответственность, целеустремленность, заботливое отношение к живой природе, уважение к труду взрослых, а при коллективном труде у ребенка формируются такие нравственные чувства, как дружба, чувство взаимопомощи и эмпатия.

В моей педагогической деятельности трудовое воспитание занимает одно из основных направлений. В рамках темы индивидуального маршрута «Культура питания в ДОО» и работы в составе творческой группы «Русская народная культура в ОУ посредством культурно-досуговой деятельности» постепенно внедряю такие формы работы с детьми, в основе которых лежит формирование нравственных качеств, трудолюбия, чувства долга и ответственности за порученное дело.

Для выработки систематического подхода и последовательности образовательного процесса были поставлены следующие задачи: формирование навыков элементарной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, развитие интереса к труду взрослых (и как следствие формирование основ ранней профориентации), воспитание желания трудиться. Хотелось бы подробнее остановиться на том, как реализуются поставленные задачи в рамках работы в составе творческой группы и по индивидуальному маршруту. Как известно, самообслуживание — это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Одновременно с привитием навыков самообслуживания, формируются такие черты характера как воля, уверенность в себе, активность и целеустремлённость. В группе среднего возраста эти навыки закреплены уже на высоком уровне, и теперь дети хотят помочь не только себе в бытовых вопросах, но и заниматься общественно-полезным трудом. С этой целью в группе оформлен «уголок дежурства по столовой». Уголок дежурства в детском саду — это отличная возможность приучить ребенка к труду, а так же воспитать целостное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; сформировать первичные представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; укрепить физические качества; сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

В группе создана специальная развивающая среда с целью приобщения детей к трудовому воспитанию:

— «Уголок народного творчества». На эту полочку регулярно выставляются предметы народно-прикладного искусства (народная кухонная утварь, посуда, льняные расшитые полотенца). Вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана духом творчества, радости и любви к русскому народу и их трудолюбию

— «Уголок профессий». Здесь помещается информация о людях разных профессий и показан результат их труда, в том числе о работе повара, пекаря, кондитера. Кроме этого, в данном уголке представлен материал и о растениях, где показывается рост и развитие какого-либо растения от семени до урожая, если о нём заботятся люди разных профессий (например, «От колоса до каравая»). Эта информация способствует развитию у детей интереса к будущим профессиям этой области

— Создана картотека, в которую помещены интересные материалы об овощах и фруктах, которые выращивают на территории нашей страны

— Педагогические копилки стихов, рассказов по теме: «Трудовое воспитание в традициях русско-народной культуры»

— картотека дидактических игр, в том числе «Испечём хлеб», «Супермаркет», «Сварим вкусное варенье» (в процессе игры дети узнают о таких профессиях, как повар, тестодел, продавец, кондитер)

Формирование у детей устойчивых представлений о труде взрослых и разных профессиях реализуется в рамках образовательной деятельности в формате тематических недель, например: «Откуда приходит хлеб?», «Наш огород», «Что такое ферма?» (профессии работников сельского хозяйства).

В составе творческой группы проблему трудового воспитания детей реализую посредством культурно-досуговой деятельности. В частности, в рамках педагогического конкурса «Иван да Марья» мы с коллегой подготовили видеофильм о древних профессиях на Руси. Непосредственными участниками и героями фильма были дети, которые окунулись в атмосферу древней Руси с её самобытностью, традициями, народной культурой, особенностями древних профессий. В ходе подготовки с детьми были просмотрены презентации «Народно-прикладное творчество», «Древнерусские профессии», «Особенности пошива национального костюма». Ребята узнали и даже попробовали самостоятельно замешивать тесто, украшать одежду и делать её нарядной, узнали, как пекли и сеяли хлеб на Руси, что такое сенокос и кузнечное дело. Такая форма работа нашла большой эмоциональный отклик среди воспитанников нашей группы, и дети с большим энтузиазмом включились в творческий процесс. Такой слаженный интегрированный подход отразился в успешном результате от проделанной работы и принёс нашей группе заслуженное первое место в конкурсе среди педагогических работников. Посредством таких форм работы у детей сложились представления о нашей Родине, они стали бережнее относится к предметам быта, появилось уважение к старшим, к продуктам питания, в чстности, к хлебу. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности. Пополнение активного и пассивного словаря способствовало формированию наглядно-образного мышления детей.

Опираясь на личный опыт работы в этом направлении, хочется отметить, что знакомство дошкольников с многообразием современных и древних профессий в области производства и изготовления продуктов питания, а также их ценности и пользы для общества не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у детей определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие, 2014
  2. Буре P. C. Я сам! // Дошкольная педагогика. — 2001.
  3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания — М: Мозаика-Синтез, 2014
  4. Вазина, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности: учебное пособие / К. Я. Вазина. — М.: Просвещение, 2011
  5. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие / М. А. Васильева. — М.: 2012
  6. Конь И. Питание дошкольников: идеал и реальность // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 1.
  7. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2002. — N 11.
Основные термины (генерируются автоматически): Трудовое воспитание, дошкольный возраст, ребенок, труд взрослых, Культура питания, ранняя профориентация, творческая группа, форма работы, индивидуальный маршрут, народно-прикладное искусство.


Ключевые слова

предметно-развивающая среда, средний дошкольный возраст, культура питания, развитие трудовых навыков, основы ранней профориентации

Похожие статьи

Дети с ограниченными возможностями здоровья как участники культурно-досуговых программ: технологические особенности постановки программ

В данной статье поднимается вопрос участия детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговых программах, которые являются способом социализации, самореализации, самоутверждения и включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума. Подчер...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Формирование основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре

В статье представлены результаты работы по формированию основ здорового образа жизни у пятиклассников в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся уровень сформированности знаний и ...

Похожие статьи

Дети с ограниченными возможностями здоровья как участники культурно-досуговых программ: технологические особенности постановки программ

В данной статье поднимается вопрос участия детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговых программах, которые являются способом социализации, самореализации, самоутверждения и включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума. Подчер...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Формирование основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре

В статье представлены результаты работы по формированию основ здорового образа жизни у пятиклассников в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся уровень сформированности знаний и ...

Задать вопрос