В данной статье рассматривается регулирование конфликта интересов в зарубежных странах, проводится анализ и сравнение законодательства.
Ключевые слова: конфликт интересов в зарубежных странах, государственная служба, муниципальная служба.
Опыт зарубежных стран при регулировании конфликта интересов на государственной службе основан на оптимизации и совершенствовании системы государственной службы, на подробной разработке различных норм и правил в виде законодательных актов, кодексов этики, директив, положений, призванных урегулировать поведение государственных служащих, у которых появляется или может появиться конфликт интересов.
Вышеизложенное можно подтвердить примером. В США и Норвегии, законодательство, связанное с коррупцией, известно чрезвычайным контролем и жёсткостью. Основное направлении стратегии по противодействию коррупции связано с её профилактикой на государственной службе.
Данная стратегия тесто взаимодействует с нормами административной морали, то есть неких дисциплинарных и этических нормах. Одним из основных терминов, который регулирует вопрос государственной службы и противодействия коррупции, является «конфликт интересов».
Разберём такую страну, как США. Кодекс этики там был принят в 1958 г., он был написан в рекомендательной форме в виде резолюции Конгресса США. Однако в дальнейшем все же этот акт стал базисом, регламентирующим административную этику государственных служащих в США.
В Соединенных Штатах и в Российской Федерации контрольные полномочия за исполнением правил административной этики возложены на специальные комиссии. Комиссии, если это необходимо, запрашивают дополнительные данные, вызывают для беседы государственных служащих, также могут проводить расследование.
В Германии же руководствуются следующим принципом регулирования конфликта интересов на государственной службе: любое лицо, выполняющее общественные функции, обязано информировать о любом личном интересе, который предположительно может оказать влияние на данного представителя власти. В Германии и в Великобритании необходимо не только заранее предупредить коллизию интересов, но и избежать даже видимости (предположения) несправедливости. Чиновник должен избегать любой деятельности, которая может привести к конфликту интересов либо допустить нарушение своих обязанностей или закона.
Законодательство Британии предусматривает создание таких органов, как независимые консультативные Комитеты по стандартам поведения норм общественной жизни. В Российской Федерации в отличии от Британии Существуют Комиссии по урегулированию конфликта интересов государственных служащих, они носят обязательный характер.
В Великобритании нормы урегулирования противоречия интересов остались прежними (с небольшими корректировками) с 1890г., когда они впервые зародились. В текущее время, в рамках стратегии по противодействию коррупции в Великобритании применяется программа утверждения принципов честности и неподкупности в сфере государственной службы.
Во Франции урегулирование конфликта интересов на государственной службе содержит по сравнению с остальными странами более жёсткие ограничения о несовместимости интересов для государственных служащих. Уголовный закон Франции включает отдельную специальную статью за преступление, связанное с конфликтом интересов. Статья именуется следующим образом — «незаконное продвижение интересов». Обвинение по данной статье подразумевает выдвижение обвинения против любого государственного служащего, который начнёт работать в компании, если она была ему подконтрольна последние 5 лет службы.
По анализу системы урегулирования «конфликта интересов» на государственной службе мы видим, что законодательство Франции затрагивает больше направления деятельности государственных служащих, связанные уже с уходом с государственной службы. Нормы включают санкции, защищающие частные интересы на общественных постах, а также регулируют трудоустройство после ухода с государственной службы в компании, которые попадали под контроль во время исполнения обязанностей государственного служащего.
По законодательству Чехии 2006 г. конфликт интересов — это любое действие или бездействие должностного лица, которое может быть квалифицировано в качестве использования служебного положения в личных целях (интересах) или получение необоснованных преимуществ для самих должностных лиц, их близких родственников или каких-либо третьих лиц.
В Италии же предупреждение конфликта интересов закреплено на конституционном уровне. В данной стране конфликт интересов раскрыт более широко — как потенциальное противоборство между частным интересом (должностного лица) и общественным интересом, под которым традиционно подразумевают обязанности, выполняемые государственными служащими. [1]
Если рассматривать государства, где регулирование законодательства по конфликту интересов и коррупции является примером, к которому можно было бы стремиться, то это, безусловно, США. В США есть Офис по правительственной этике, руководитель офиса назначается президентом на пять лет и утверждается Сенатом. Основной функцией офиса по правительственной этике является отслеживание и пресечение ситуаций, связанных с конфликтом интересов.
Во многих странах (США, Великобритания, Франция) конфликт интересов рассматривается и раскрывается через призму этических норм и правил в государственном аспекте. Регулирование конфликта интересов осуществляется специальным ведомством по этике.
Зарубежная практика противодействия коррупции выработала ряд достаточно эффективных административно-правовых средств противодействия коррупции, в частности:
— разрешение конфликта интересов;
— запреты или ограничения подарков;
— запреты определенных видов деятельности;
— раскрытие информации о доходах. [2]
Таким образом, следует отметить, что, изучив опыт применения такого термина как «конфликт интересов» в зарубежных странах, мы можем сделать вывод о том, что целесообразно было бы рассмотреть варианты по созданию отдельного документа, то есть нормативно-правового акта по вопросам конфликта интересов, связанного с государственной и муниципальной службой. По такому пути, например, пошла Канада, у них принят Ценностный этический кодекс государственной службы. Подобный акт по урегулированию и предупреждению конфликта интересов подробно должен регламентировать, кого именно мы должны понимать под должностными лицами, опираясь уже на действующее законодательство государства.
Литература:
1. Конституция Итальянской республики// Конституции государств европейского союза. М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма. 1997.
2. Ахметова Н. А. Конфликт интересов на государственной службе // Власть. — 2017. — № 2. — С. 32–39.