Создание мобильных мини-музеев в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 05.07.2023

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Пшеничных, Л. А. Создание мобильных мини-музеев в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации / Л. А. Пшеничных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104732/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются возможности использования музейных технологий в современном образовательном пространстве ДОО. Описывается опыт работы детского сада по организации мобильных мини-музеев.

Ключевые слова: образовательное пространство, музейные технологии, мини-музей.

«Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого», — подчеркнул Владимир Путин на открытии Первого Всероссийского школьного исторического форума «Сила — в правде!» [2]. Ознакомление с историческим прошлым своего родного города, края, Родины, формирование бережного отношения к культурному наследию своей страны, знакомство с народными традициями и обычаями региона, выдающимися личностями ‒ неотъемлемая часть воспитания дошкольников [3, с. 24]. И огромную помощь в этом способны оказать ресурсные возможности музейной педагогики. Во многом это связано с тем, что направления работы музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный и воспитательный процесс. Специфика музейно-образовательного пространства позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, что обеспечивает психологический комфорт в группе, оптимальное взаимодействие с детьми в процессе организации занятий, совместной и самостоятельной деятельности.

С целью приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства в образовательном пространстве детского сада практически в каждой возрастной группе были созданы уголки с разнообразными коллекциями интересных экспонатов. Со временем небольшие экспозиции превратились в необычные мини-музеи с большим количеством занимательных, порой даже редких предметов. Однако стационарные уголки занимали полезное пространство группы, дети теряли интерес к постоянной экспозиции, к тому же в условиях ограничительных мер, они становятся малодоступными.

Чтобы коллекции мини-музеев были более разнообразны, а тематика не повторялась в группах одной возрастной категории, мы решили сделать их мобильными. Т. е. мини-музей разворачивается на базе развивающей среды одной из групп или других помещений детского сада, а используют его в практике своей работы педагоги разных групп, с учетом возраста их воспитанников. Музей «приходит» к ребенку сам, что вызывает особый интерес у детей. Мини-музеи передвигаются из группы в группу, задерживаясь в каждой из них определенный промежуток времени, в зависимости от поставленных задач. Таким образом, в детском саду возросло количество развернутых мини-музеев, работающих по различным направлениям, постоянно расширяется наполняемость экспозиций.

Тематика мобильных мини-музеев связана с реализуемой образовательной программой и приоритетными направлениями дошкольного образования, в том числе региональными. Каждый мини-музей ‒ это результат или часть какого-либо проекта, либо самостоятельный проект, в реализации которого принимают участие все участники образовательных отношений: дети, родители, сотрудники.

Например, большая часть экспозиций посвящена народной культуре и традициям, что является средством достижения главной цели ‒ разностороннее развитие ребенка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Это такие мини-музеи как «Женский народный костюм Белогорья», «Символы русской культуры», «Народные куклы-закрутки», «Народные музыкальные инструменты» и др. Развитию этого направления также способствовало участие детского сада во Всероссийской акции «Ценности будущего в традициях народной культуры».

Особый интерес у детей вызывают экспонаты мини-музеев игрушек: «Игрушки наших бабушек и мам» и «Ёлочная игрушка». Именно в создании этих мини-музеев самое активное участие принимают дети и родители, делясь своими семейными реликвиями и традициями.

Знакомясь с предметами быта, орудиями труда и техникой, дети не только узнают историю их создания, путь эволюции, но и знакомятся с профессиями, осваивают и сравнивают простейшие трудовые действия, развивают техническое творчество, придумывая свои модели («История утюга», «У тебя зазвонил телефон», «Часы и часики»).

С целью формирования предпосылок финансовой грамотности был создан мобильный мини-музей денег. В коллекции мини-музея собрано более 70 монет и купюр. Среди экспонатов мини-музея есть памятные монеты к различным мероприятиям, монеты, посвященные городам, местам, монеты из разных уголков мира. Есть даже монеты времен Екатерины II (например, монета 1783 года), представлена коллекция кошельков.

Реализуя календарный план воспитательной работы, созданы мини-музеи патриотической направленности ‒ «Наша армия сильна» и «Знаменитые земляки».

Экспонаты мини-музеев собраны в различные контейнеры, в том числе на колесах, чемоданы, используются передвижные мини стеллажи и стойки, а также платформы на колесах, всё это обеспечивает их мобильность.

Музей, даже мини, — это, прежде всего, большое количество экспонатов. Экспонаты нуждаются в структурировании. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем требованиям музейного дела. Мы разработали музейную карту детского сада и учетные карточки на каждый мобильный мини-музей.

Музейная карта помогает педагогам ориентироваться в музейном образовательном пространстве детского сада, выбрать в зависимости от целей, темы и аудитории нужную экспозицию.

Учётные карточки заполняются педагогами, ответственными за функционирование мини-музея — «музейным педагогом». Учётная карточка содержит общую информацию о мини-музее, его экспонатах и рекомендуемых музейных образовательных практиках. Оборотная сторона карточки представляет собой лист передвижения мини-музея, на котором записывается информация о том, когда, кем и куда передвигается музей, его возвращении, и о том нужна ли помощь музейного педагога.

Характер образовательно-познавательной деятельности, которую можно вести с дошкольниками в условиях мини-музея, достаточно разнообразен: от узнавания о существовании разных предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Кроме наблюдательности, мини-музей развивает способность сопоставлять и сравнивать, предполагать, обобщать, сопереживать [1, с. 48].

Содержание, оформление и назначение мобильных мини-музеев отражают специфику возраста детей и позволяют организовывать различные культурно-образовательные практики с ними. Для детей в таких мини-музеях проводятся не только интересные экскурсии. Если в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, то здесь он — соавтор, творец экспозиции. Педагоги предлагают детям разнообразную познавательную деятельность, связанную с изучением предметов мини-музея, приглашают специальных гостей. Среди образовательных практик можно выделить манипуляции с предметами (все материалы и экспонаты мобильного мини-музея доступны для детей, они могут производить различные действия с ними), творческую деятельность, исследования и детские эксперименты, коллекционирование, игру, выполнение заданий маршрутного листа, музейные мастерские, например, приуроченные к календарным и народным праздникам.

Информацию о работе мобильных мини-музеев размещаем на официальном сайте в социальных сетях.

Для совершенствования профессиональных компетенций по организации познавательной деятельности и пробуждению основ гражданственности у детей средствами музейных технологий мы апробировали такую форму работы с педагогами как «Методическая беседка», по обмену опытом использования музейной педагогики, приуроченную к Году педагога и наставника, так на примере народной тряпичной куклы Белгородской области педагоги показали культурный, игровой и научный потенциал народных игр и игрушек в современном дошкольном образовании.

В перспективе развития данного направления планируем создать в образовательном пространстве детского сада виртуальные мини-музеи — электронный ресурс с подборкой качественных материалов, которые в дальнейшем можно использовать дистанционно.

Совмещая традицию и современность, мы продолжаем сбор материала для мини-музеев, и надеемся, что наш музейный фонд пополнится интересными и редкими экспонатами.

Литература:

  1. Бутенко Н. В. Образовательное пространство музея искусств в развитии культурной личности в период детства // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-muzeya-iskusstv-v-razvitii-kulturnoy-lichnosti-v-period-detstva (дата обращения: 04.07.2023).
  2. Владимир Путин: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого». — Текст: электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/press/5021/vladimir-putin-glubokoe-znanie-svoey-istorii-uvazhitelnoe-berezhnoe-otnoshenie-k-velikomu-patrioticheskomu-duhovnomu-kulturnomu-naslediyu-otechestva-pozvolyaet-delat-vernye-vyvody-iz-proshlogo/ (дата обращения: 04.07.2023).
  3. Никольская О. Д., Черкасова Е. Д. Система формирования исторических представлений в дошкольном детстве и педагогические условия её эффективной реализации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-formirovaniya-istoricheskih-predstavleniy-v-doshkolnom-detstve-i-pedagogicheskie-usloviya-eyo-effektivnoy-realizatsii (дата обращения: 04.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, образовательное пространство, бережное отношение, группа, мобильный мини-музей, музейная карта, музейная педагогика, народная культура, особый интерес.


Ключевые слова

образовательное пространство, мини-музей, музейные технологии

Похожие статьи

Формирование представлений детей дошкольного возраста в условиях мини-музея

В статье описывается опыт создания и технология использования мини-музея в дошкольном учреждении с целью формирования представлений у детей дошкольного возраста.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности

Среда детского сада — это место, где дети проводят свои самые познавательные годы. Дизайн детского сада в последнее десятилетие претерпел ряд изменений в связи с трансформацией архитектуры и педагогики, появилось много подходов к проектированию здани...

Современные технологии и формы работы в образовательном процессе ДОУ

В статье автор рассказывает о применение новых современных форм и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а также в образовательном процессе ДОУ.

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Похожие статьи

Формирование представлений детей дошкольного возраста в условиях мини-музея

В статье описывается опыт создания и технология использования мини-музея в дошкольном учреждении с целью формирования представлений у детей дошкольного возраста.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности

Среда детского сада — это место, где дети проводят свои самые познавательные годы. Дизайн детского сада в последнее десятилетие претерпел ряд изменений в связи с трансформацией архитектуры и педагогики, появилось много подходов к проектированию здани...

Современные технологии и формы работы в образовательном процессе ДОУ

В статье автор рассказывает о применение новых современных форм и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а также в образовательном процессе ДОУ.

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Задать вопрос