Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Ермакова, Н. Е. Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!» / Н. Е. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104750/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тип программы : программа для воспитанников с ментальными нарушениями развития ЦСПР учреждения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Статус программы : рабочая программа курса

Назначение программы : для воспитанников с ментальными нарушениями развития ГБУ ЦСПР «Роза ветров». Программа обеспечивает реализацию их права на образование, создает необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, для социального развития этих лиц на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для них методов и способов общения.

Категория обучающихся : воспитанники 18+ лет ГБУ ЦСПР «Роза ветров» ДТСЗН города Москвы.

Сроки освоения программы : 1 год

Формы и методы организации занятий по программе «Окно в мир!»: рассказы или беседы, а также вводные, текущие или итоговые экскурсии, в ходе которых проводятся практические работы, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, такие как, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций и методы стимулирования деятельности и поведения — поощрение. Для формирования навыков общения применяется форма сюжетно-ролевой игры. Использование загадок, пословиц, поговорок способствует обогащению словарного запаса подростков.

Познавательное развитие личности способствует:

— обогащению сенсорного опыта с целью развития органов чувств, таких как осязание и слух во время вовлечения в дидактические игры — «Волшебный мешочек», «Дождик стук по стук».

— обогащению вкусовых ощущений и развитию памяти в игре «Угадай на вкус»;

— поддержанию желания наблюдать и делать элементарные выводы во время проведения дидактических игр: «Волшебная соль», «Почему улетел шарик?», «Куда исчезла капелька?».

Формирование интереса к объектам живой и неживой природы происходит во время следующих форм деятельности: прохождения экологической тропы, целью которой является создание условий для расширения представлений о сезонных изменениях в природе; воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому. Привлечение к практической деятельности — «Помоги зимующим птицам», «Мир комнатных растений».

Одним из ведущих методов ознакомления с социальным окружением являются наблюдения, поэтому широко используются целевые прогулки и природоведческие экскурсии: «Листопад, листопад…», «Березка замерзла?», «У цветочной клумбы» и другие. Далее выход в микросоциум, благодаря участию в общих праздниках: «Здравствуй, лето!», «Детки-конфетки», «Праздник воздушного шарика», «Фермерская пятница». И далее это целевые выходы в город, в магазины «Одежды», «Цветы», «Продукты»; выезды один раз в неделю в Центр дневной занятости «Дом под солнцем» выходы на спортивные дворовые площадки, что способствует расширению личного пространства детей в микро и макро социуме.

Организация и содержание программы «Окно в мир!» на 2022–2023 гг.

Первостепенное значение в работе с подростками с ментальными нарушениями развития занимает развитие сенсорики. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи. И это, безусловно, влияет на развитие активного словаря подростка. Для повышения эффективности работы по развитию сенсорного восприятия большое значение имеет использование дидактических игр, игр с песком, водой, сыпучими продуктами питания, мыльной пеной, воздушными шариками, а также пальчиковый игровой тренинг. Во время таких занятий ребята удивляются, делают для себя маленькие открытия. При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит воспитателю. Он объясняет и показывает способы действия. В случае затруднения действует сопряженно с воспитанником. Освоенные способы действия подростки смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.

Представления, которые формируются у подростков при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития подростков с ментальными нарушениями развития.

Занятия по темам программы «Окно в мир!»

Организация занятий в формате перспективного планирования

Таблица 1

месяц

Тема занятия

октябрь

«Прохождение экологической тропы»

«Листопад, листопад…» экскурсия в парк

«Осень» прослушивание и заучивание стихотворений

«Сбор семян, цветов и листьев» тематическая прогулка

ноябрь

«Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?». Дидактическая игра «Дождик стук-по стук »

«Игрушки» мини-викторина по стихам А. Барто

«Определение деревьев по их листьям и плодам» экскурсия

«Разноцветные листья» дидактическая игра

декабрь

«Угадай на вкус» (сладкий -кислый) дидактическая игра

«Зимушка-зима» прослушивание и разучивание стихов

«Березка замерзла?» экскурсия в парк

«Ура, каникулы!» праздничное развлечение

январь

«Помоги зимующим птицам» тематическая прогулка

«Чья веревочка длиннее?» дидактическая игра

«Мир комнатный растений» СБО

«История одной елочки» спектакль

февраль

«Одежда и головные уборы зимой» выход в магазин

«Русские народные сказки» аудио прослушивание

«Изменения в природе в конце зимы» экскурсия в парк

«А ну-ка, мальчики!» праздничное развлечение

март

«Городок -игрушек» игра-ситуация

«Опыты с солью, сахаром и мукой» экспериментальная деятельность

«Наблюдение за вороной» тематическая прогулка

«Узнай героя на картинке» мини- викторина по сказкам

апрель

«Капелька — путешественница» показ сказки

«Первоцветы» презентация + дидактическая игра

«Пасхальное яйцо» коллективная аппликация

«Волшебный мешочек» дидактическая игра

май

«Репка» настольный театр

«Пошумим, постучим!» народные инструменты

«В гостях у математики» дидактическая игра

«Твой друг заболел» игра-ситуация

июнь

«День защиты детей» выход в парк

«Облака белогривые лошадки» изготовление из бумаги + игры

«Воздушная пена», «Почему улетел шарик?» экспериментальная деятельность

«Я на солнышке лежу» заучивание песен из мультфильмов

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» развлечение

«Ожившая сказка» летний театр

июль

«Фонтан» экскурсия в парк

Опыты с песком. Игра с песком «Построй крепость».

«Что вредно, что полезно?» дидактическая игра

«Съедобное — не съедобное»

«Хотят ли пить цветы?» труд на участке

«Праздник для друга»

«Играем с пеной» экспериментальная деятельность

«Наш огород» тематическая прогулка

август

«Детки — конфетки» развлечение

«У цветочной клумбы» экскурсия в парк

«Жадина» инсценировка стихотворения Э.Мошковской

«Праздник воздушного шарика»

«Куда улетела капелька?» экспериментальная деятельность

«До свидания, лето!» развлечение

Предполагаемые результаты освоения программы «Окно в мир!»

Познавательное развитие подростков с ментальными нарушениями развития предполагает :

— проявление интереса к окружающему миру и умение ориентироваться в нем;

— появление желания наблюдать за явлениями и объектами живой и неживой природы, замечать их изменения;

— обогащение активного словаря;

— обогащение сенсорного опыта за счет развития всех видов анализаторов;

— соблюдение адекватного поведения в знакомых ситуациях на прогулке и в группе, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и окружающим миром;

— проявление интереса к элементарным математическим действиям.

Такое понимание познавательного развития полагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Материально-техническое обеспечение реализации направления «Окно в мир!»

Направление познавательного развития личности предполагает наличие материально-технического обеспечения, в которое входят следующие материалы и предметы:

— Предметные и сюжетные картинки по темам: «Времена года», «Игрушки», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Домашние и дикие животные», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы».

— Дидактические игры на развитие психических функций — мышления, внимания, памяти, воображения

— Дидактические материалы по сенсорике, развитию речи

— Муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий, молочных продуктов

— Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий

— Набор оборудования для экспериментальной деятельности (измерительные приборы, ёмкости, комплекты различных материалов и пр.)

— Детская мебель для практической деятельности

— Книжный уголок

— Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье» и пр.

— Конструкторы различных видов

— Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото, детское домино

— Развивающие игры

— Различные виды театров

— Библиотека педагогической и методической литературы

— Аудио, видео техника

Литература:

  1. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии: Академия, 2006.
  2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.-М., 2003.
  3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: Педагогическая помощь.- М., 2006.
  4. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2002.
  5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.
  6. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М., 2007.
  7. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. — М., 2008.
  8. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Витковская А. М. и др. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы. — СПб., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, ментальное нарушение развития, экспериментальная деятельность, игра, тематическая прогулка, экскурсия, воздушный шарик, неживая природа, познавательное развитие, праздничное развлечение.


Похожие статьи

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Познавательное развитие дошкольников посредством географических игр в соответствии с современными тенденциями образования

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Похожие статьи

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Познавательное развитие дошкольников посредством географических игр в соответствии с современными тенденциями образования

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Задать вопрос