Тип программы : программа для воспитанников с ментальными нарушениями развития ЦСПР учреждения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Статус программы : рабочая программа курса
Назначение программы : для воспитанников с ментальными нарушениями развития ГБУ ЦСПР «Роза ветров». Программа обеспечивает реализацию их права на образование, создает необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, для социального развития этих лиц на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для них методов и способов общения.
Категория обучающихся : воспитанники 18+ лет ГБУ ЦСПР «Роза ветров» ДТСЗН города Москвы.
Сроки освоения программы : 1 год
Формы и методы организации занятий по программе «Окно в мир!»: рассказы или беседы, а также вводные, текущие или итоговые экскурсии, в ходе которых проводятся практические работы, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, такие как, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций и методы стимулирования деятельности и поведения — поощрение. Для формирования навыков общения применяется форма сюжетно-ролевой игры. Использование загадок, пословиц, поговорок способствует обогащению словарного запаса подростков.
Познавательное развитие личности способствует:
— обогащению сенсорного опыта с целью развития органов чувств, таких как осязание и слух во время вовлечения в дидактические игры — «Волшебный мешочек», «Дождик стук по стук».
— обогащению вкусовых ощущений и развитию памяти в игре «Угадай на вкус»;
— поддержанию желания наблюдать и делать элементарные выводы во время проведения дидактических игр: «Волшебная соль», «Почему улетел шарик?», «Куда исчезла капелька?».
Формирование интереса к объектам живой и неживой природы происходит во время следующих форм деятельности: прохождения экологической тропы, целью которой является создание условий для расширения представлений о сезонных изменениях в природе; воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому. Привлечение к практической деятельности — «Помоги зимующим птицам», «Мир комнатных растений».
Одним из ведущих методов ознакомления с социальным окружением являются наблюдения, поэтому широко используются целевые прогулки и природоведческие экскурсии: «Листопад, листопад…», «Березка замерзла?», «У цветочной клумбы» и другие. Далее выход в микросоциум, благодаря участию в общих праздниках: «Здравствуй, лето!», «Детки-конфетки», «Праздник воздушного шарика», «Фермерская пятница». И далее это целевые выходы в город, в магазины «Одежды», «Цветы», «Продукты»; выезды один раз в неделю в Центр дневной занятости «Дом под солнцем» выходы на спортивные дворовые площадки, что способствует расширению личного пространства детей в микро и макро социуме.
Организация и содержание программы «Окно в мир!» на 2022–2023 гг.
Первостепенное значение в работе с подростками с ментальными нарушениями развития занимает развитие сенсорики. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи. И это, безусловно, влияет на развитие активного словаря подростка. Для повышения эффективности работы по развитию сенсорного восприятия большое значение имеет использование дидактических игр, игр с песком, водой, сыпучими продуктами питания, мыльной пеной, воздушными шариками, а также пальчиковый игровой тренинг. Во время таких занятий ребята удивляются, делают для себя маленькие открытия. При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит воспитателю. Он объясняет и показывает способы действия. В случае затруднения действует сопряженно с воспитанником. Освоенные способы действия подростки смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
Представления, которые формируются у подростков при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития подростков с ментальными нарушениями развития.
Занятия по темам программы «Окно в мир!»
Организация занятий в формате перспективного планирования
Таблица 1
месяц |
Тема занятия |
октябрь |
«Прохождение экологической тропы» |
«Листопад, листопад…» экскурсия в парк |
|
«Осень» прослушивание и заучивание стихотворений |
|
«Сбор семян, цветов и листьев» тематическая прогулка |
|
ноябрь |
«Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?». Дидактическая игра «Дождик стук-по стук » |
«Игрушки» мини-викторина по стихам А. Барто |
|
«Определение деревьев по их листьям и плодам» экскурсия |
|
«Разноцветные листья» дидактическая игра |
|
декабрь |
«Угадай на вкус» (сладкий -кислый) дидактическая игра |
«Зимушка-зима» прослушивание и разучивание стихов |
|
«Березка замерзла?» экскурсия в парк |
|
«Ура, каникулы!» праздничное развлечение |
|
январь |
«Помоги зимующим птицам» тематическая прогулка |
«Чья веревочка длиннее?» дидактическая игра |
|
«Мир комнатный растений» СБО |
|
«История одной елочки» спектакль |
|
февраль |
«Одежда и головные уборы зимой» выход в магазин |
«Русские народные сказки» аудио прослушивание |
|
«Изменения в природе в конце зимы» экскурсия в парк |
|
«А ну-ка, мальчики!» праздничное развлечение |
|
март |
«Городок -игрушек» игра-ситуация |
«Опыты с солью, сахаром и мукой» экспериментальная деятельность |
|
«Наблюдение за вороной» тематическая прогулка |
|
«Узнай героя на картинке» мини- викторина по сказкам |
|
апрель |
«Капелька — путешественница» показ сказки |
«Первоцветы» презентация + дидактическая игра |
|
«Пасхальное яйцо» коллективная аппликация |
|
«Волшебный мешочек» дидактическая игра |
|
май |
«Репка» настольный театр |
«Пошумим, постучим!» народные инструменты |
|
«В гостях у математики» дидактическая игра |
|
«Твой друг заболел» игра-ситуация |
|
июнь |
«День защиты детей» выход в парк |
«Облака белогривые лошадки» изготовление из бумаги + игры |
|
«Воздушная пена», «Почему улетел шарик?» экспериментальная деятельность |
|
«Я на солнышке лежу» заучивание песен из мультфильмов |
|
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» развлечение |
|
«Ожившая сказка» летний театр |
|
июль |
«Фонтан» экскурсия в парк |
Опыты с песком. Игра с песком «Построй крепость». |
|
«Что вредно, что полезно?» дидактическая игра |
|
«Съедобное — не съедобное» |
|
«Хотят ли пить цветы?» труд на участке |
|
«Праздник для друга» |
|
«Играем с пеной» экспериментальная деятельность |
|
«Наш огород» тематическая прогулка |
|
август |
«Детки — конфетки» развлечение |
«У цветочной клумбы» экскурсия в парк |
|
«Жадина» инсценировка стихотворения Э.Мошковской |
|
«Праздник воздушного шарика» |
|
«Куда улетела капелька?» экспериментальная деятельность |
|
«До свидания, лето!» развлечение |
Предполагаемые результаты освоения программы «Окно в мир!»
Познавательное развитие подростков с ментальными нарушениями развития предполагает :
— проявление интереса к окружающему миру и умение ориентироваться в нем;
— появление желания наблюдать за явлениями и объектами живой и неживой природы, замечать их изменения;
— обогащение активного словаря;
— обогащение сенсорного опыта за счет развития всех видов анализаторов;
— соблюдение адекватного поведения в знакомых ситуациях на прогулке и в группе, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и окружающим миром;
— проявление интереса к элементарным математическим действиям.
Такое понимание познавательного развития полагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Материально-техническое обеспечение реализации направления «Окно в мир!»
Направление познавательного развития личности предполагает наличие материально-технического обеспечения, в которое входят следующие материалы и предметы:
— Предметные и сюжетные картинки по темам: «Времена года», «Игрушки», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Домашние и дикие животные», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы».
— Дидактические игры на развитие психических функций — мышления, внимания, памяти, воображения
— Дидактические материалы по сенсорике, развитию речи
— Муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий, молочных продуктов
— Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий
— Набор оборудования для экспериментальной деятельности (измерительные приборы, ёмкости, комплекты различных материалов и пр.)
— Детская мебель для практической деятельности
— Книжный уголок
— Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье» и пр.
— Конструкторы различных видов
— Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото, детское домино
— Развивающие игры
— Различные виды театров
— Библиотека педагогической и методической литературы
— Аудио, видео техника
Литература:
- Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии: Академия, 2006.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.-М., 2003.
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: Педагогическая помощь.- М., 2006.
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2002.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.
- Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М., 2007.
- Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. — М., 2008.
- Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Витковская А. М. и др. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы. — СПб., 2000.