В статье дано описание основных черт моделей оценки качества образования в ряде стран. Указаны основные критерии систем EQAVET и ENQA как источников оценки уровня качества высшего образования в странах Европейского региона.
Ключевые слова: высшее образование, оценка качества, аккредитация вузов, мониторинг качества образования.
Если рассматривать опыт стран Европейского региона, например во Франции необходимо отметить, что в ней процесс оценки качества находится под большим влиянием государства. Для французской модели характерны следующие черты, такие как:
— аккредитацией занимается компетентный орган;
— процедура аккредитации определяет наличие определенного стандарта для дисциплины, образовательной профессиональной программы или учебного заведения;
— стандарты определяют минимальные и максимальные требования;
— решение по аккредитации всегда однозначно — либо «да», либо «нет»;
— решение по аккредитации принимается на основе качественных показателей, а не политических соображений;
— решение по аккредитации ограничено определенным периодом времени.
Во Франции вопросами аккредитации ведает Национальный Комитет по оценке качества. Комитет независим от правительственных органов. Участники комитета назначаются главой государства, которому предоставляются отчеты об аккредитации [1].
Также стоит отметить, что комитет привлекает в рамках своей деятельности большое количество независимых экспертов. Комитет сам вырабатывает критерии оценки качества с учетом мнений различных экспертных групп и представителей социально-экономической среды.
По итогу оценки подготавливается отчет и на основании данного отчета и оценок органов контроля (Генеральной инспекции по образованию и науке (IGAENR) и Генеральная инспекции образования (IGEN) или Счетной палаты республики, между вузом, государством и Центром научных исследований заключается контракт, в котором описаны вопрос финансирования, а также обязательства вуза [3].
В Германии вопросами оценки качества образования занимается аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров, который был создан в 1998 году. Он подготовил минимальные стандарты и критерии для агентств, которые занимались вопросами аккредитации вузов в разных областях. Позднее различные германские общественные организации специалистов в разных отраслях создадут свои аккредитационные агентства (например Ассоциация германских инженеров в 1999 году основала аккредитационное агентство по инженерным и компьютерным наукам [2].
В Великобритании вопросами качества высшего образования занимается Quality Assurance Agency (QAA). Многие вузы Британии занимаются оценкой образовательных программ других вузов по согласованным с QAA критериям.
Задачами Агентства являются:
отражение интересов всех заинтересованных акторов при подготовке стандартов по улучшению качества высшего образования;
улучшение системы разработки вузами стандартов, управления и обеспечения качества получаемого образования в соответствии с университетскими стандартами.
Агентство проводит аккредитации вузов. Специфика может различаться в зависимости от региона Британии. Аккредитации вузов происходит в два этапа:
институциональная самооценка («внутренняя»);
внешняя оценка качества с привлечением независимых экспертов.
Агентством был разработан «Кодекс гарантии академического качества и стандартов в высшем образовании: оценка студентов», который стал руководством по управлению академическим качеством и стандартами в британском высшем образовании по экспертизе и самооценке качества образовательной деятельности вузов [4].
В Швеции система оценки качества образования регулируется законом об образовании 2010 года. В рамках данного закона были разработаны процедуры внутренней и внешней оценки качества. Анализ качества образования проводится на основе мониторинга достижений обучающихся.
Контролирующими органами проводится сбор и анализ информации о занятости студентов после их выпуска, для корректировки стратегии развития образования в Швеции. Мониторинг уровня качества происходит согласно показаниям системы EQAVET [5].
EQAVET для профессионального образования и обучения основана по рекомендации Европейского парламента и Совета Европы 2009 года.
Основными индикаторами данной системы были:
Системы, обеспечивающие расширение доступа к профессиональному обучению.
Механизмы определения потребностей в подготовке на рынке труда.
Преобладание уязвимых групп.
Уровень безработицы.
Трудоустройство выпускников профессионального обучения.
Применение приобретенных навыков на работе.
Численность завершивших программы профессионального обучения.
Уровень участия в программах профессионального обучения.
Актуальность систем контроля.
Инвестиции в подготовку педагогов и наставников [Назарова, 2014].
Критерии EQAVET используются для мониторинга качества образования и являются совместимыми с национальными системами образования ряда страна Европейского союза.
Важным элементом поддержания уровня качества в Европе является модель оценки качества уровня образования Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA.
Для внутренней гарантии качества высших учебных заведений основными критериями были:
Политика и процедуры для гарантии качества вузов.
Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций.
Оценка уровня знаний студентов.
Гарантия качества профессорско-преподавательского состава.
Образовательные ресурсы и система поддержки студентов.
Система информирования.
Информирование общественности.
Для внешней гарантии качества высшего образования основными критериями были:
Использование процедур внешней гарантии качества.
Разработка процедур внешней гарантии качества.
Критерии принятия решений.
Процедуры, соответствующие целям.
Отчётность.
Последующие процедуры.
Периодическая оценка.
Анализ в масштабе всей системы.
В рамках гармонизации систем высшего образования стран Европейского региона постепенно стало происходить унификация критериальной базы оценки качества. Это выразилось в создании стандартов ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании), EQAVET (Европейская модель обеспечения качества в системе профессионального образования и т.д.), которые способствовали унификации систем оценок качества в рамках Европейского образовательного пространства.
Литература:
- Апкарова, Е. Б. Система высшего образования во Франции и пути ее реформирования в рамках Болонского процесса // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 60–66.
- Ворожейкина, О. Л. Высшее образование в ФРГ: пути развития // Современная Европа. 2004. № 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-frg-puti-razvitiya (дата обращения: 11.05.2023).
- Заблоцкая, О. А. Многоуровневая система университетского образования во Франции // Universum: психология и образование. 2014. № 5–6 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogourovnevaya-sistema-universitetskogo-obrazovaniya-vo-frantsii (дата обращения: 02.02.2022).
- Курдюмова, И. М. Качество профессионального образования: как его оценивают в Великобритании // Образовательная политика. 2010. № 11–12 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-ego-otsenivayut-v-velikobritanii (дата обращения: 02.02.2022).
- Gatt, Suzanne. (2016). Implementing the European Quality Assurance in Vocational Education and Training (EQAVET) at National Level: Some Insights from the PEN Leonardo Project. International Journal for Research in Vocational Education and Training. Volume 3. 29–45.