В статье автор анализирует принятые и проектируемые нормативные акты с целью определения не столько основных направлений развития корпоративного права, сколько актуальных для нынешнего российского общества.
Ключевые слова: Россия, совет директоров, корпоративное законодательство, общее собрание акционеров, тенденция развития.
Корпоративное право — относительно молодая современная наука в российском праве, его возрождение началось только с 90-х годов [1], так как в советский период подверглось «забвению». При этом можно утверждать, что оно является предметно обособившимся, но не вписывающимся ни в одну из существующих систем права [2]. Реформа гражданского права 2008 г. [3] не смогла приблизить корпоративное право к абсолюту, хотя некие границы «нового» права были установлены. Существенным образом преобразилось корпоративное право с принятием поправок в гл. 4 ГК РФ в 2014 г., был изменен порядок создания юридических лиц, порядок их деятельности, процесс ликвидации и иное. Крайне важным аспектом является принятая в 2015 г. новелла, вследствие которой общие положения об обязательствах применяются к требованиям, возникшим из корпоративных отношений [4].
Таким образом, были заданы основные тенденции развития корпоративного права: 1) увеличение диспозитивных начал в регулировании корпоративных отношений; 2) приведение специальных законов в соответствии с новыми положениями ГК РФ, что связано с последовательным, а не одновременным изменением ГК РФ и специальных законов; 3) сближение корпоративного законодательства с другими отраслями;
Большинство корпоративных норм имеют императивный характер, в частности, нормы о правовом статусе участников правоотношений. Предполагается, что данная сфера должна регулировать свободных и равноправных участников отношений. Считаю, что тенденция на увеличение диспозитивных методов регулирования корпоративных отношений должна устанавливаться за счет анализа правовых целей. Участникам корпоративного права должно быть предоставлено право выбора модели поведения, однако если речь идет об определенной категории субъектов, то в такой ситуации законодатель должен императивно регулировать права и обязанности сторон.
С. А. Чеховская отмечает, что видит положительно выбранным направлением преобразования коммерческого права в делении юридических лиц на корпорации и унитарные предприятия [5]. Однако О. В. Калас и В. И. Карпухина не совсем согласны с данной точкой зрения, считая, что существующие конструкции хозяйственных обществ не отвечают необходимым требованиям, поэтому имеется потребность в создании форм, с более подвижным механизмом управления компанией [6].
Сложная эпидемиологическая ситуация в стране с 2019 года создала предпосылки для изменения юридической природы корпоративного права. Законодатель столкнулся с проблемой применения имеющихся норм, так как они предполагали очную форму функционирования общества. Чтобы урегулировать данную ситуацию, 7 апреля 2020 года был издан Федеральный закон «Об особенностях корпоративного регулирования в 2020 году» № 115-ФЗ [7]. Пандемия не только положительно повлияла на развитие корпоративного права, но и сам онлайн формат оказался максимально удобным и практичным, с учетом развития общества. Так называемое «внеплановое» реформирование дало некие послабления субъектам корпоративного права, которые испытывали трудности с внезапно возникшими условиями. Так, Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ был увеличен срок проведения годового собрания акционеров и очередное общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, а также увеличены вдвое сроки составления финальных документов [8]. Подобные меры, видимо, были признаны оправданными, поэтому нашли свое отражение в Федеральном законе от 14 июля 2022 г. № 292-ФЗ [9] (позднее мы рассмотрим его более подробно).
Помимо прочего, ряд ученых поднимает вопрос относительно цифровой трансформации корпоративного права. Колонтьевская И. Ф. полагает, что использование информационно-цифровых технологий, включая блокчейн, при работе с Единым реестром юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), реализации эффективного корпоративного управления, обеспечение кибербезопасности и др., положительно скажется на всей системе корпоративного права [10]. Полагаю, что такое «слияние» может дать толчок законодательству, так как в настоящее время оно отстает в сфере цифровизации, относительно развитых стран. Карцхия А. А. указывает в своей работе о начавшемся формировании нового субъекта права — «цифровых корпорациях» [11]. Суть введения такого новшества заключается в обеспечении новой цифровой экономики; глобальная цифровая трансформация создает пространство для создания новых организационных форм ведения бизнеса, а ее процесс меняет традиционные институты права. Оценивая данное предложение, можно отметить, что такая система может стать фундаментом корпораций будущего.
Одной из тенденций развития корпоративного права в современных условиях можно признать формирование корпорациями собственных экосистем. Данное явление ново для российского общества и корпоративного сектора, в том числе, но некоторые компании уже не первый год активно работают в этом направлении. Например «Сбербанк», один из самых известных банковских холдингов, создавших свою экосистему.
Может сложиться впечатление, что «холдинг» и «экосистема» — похожие понятия, но их нужно уметь различать. Под «холдингом» традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью [12]. Можно выделить три существенных отличия: 1) экосистема является единой облачной технологической платформой, с помощью которой и осуществляется тесное взаимодействие между бизнес-процессами; 2) полный переход от одного сервиса к другому; 3) так называемый «вирусный эффект», когда благодаря омникальности, то есть взаимной интеграции разных каналов связи в одну систему, для обеспечения постоянной связи с клиентом, создается ощущение присутствия поставщика рядом с потребителем. Многопрофильные холдинги считаются менее эффективными, чем несколько отдельных специализированных компаний, поэтому думаю, что, доведя свой нефинансовый бизнес до определенного охвата, «Сбербанк» поделит свою группу на части.
Можно проследить, что ЕС и Россия сближаются в рамках корпоративного права, что также можно считать тенденцией. Во-первых, это связано со схожей правовой моделью корпоративного права, во-вторых, даже несмотря на многочисленные санкции, введенные с 2014 по 2022 г., ЕС является крупнейшим партнером внешней торговли для России. А. Н. Кирсанов пишет: «сам факт построения системы современного гражданского права России по образцу романо-германской правовой семьи, заимствование значительного количества гражданско-правовых институтов из немецкого гражданского и торгового права, позволяет говорить о значительной схожести сложившегося на сегодняшний день корпоративного права России и ЕС» [13]. В России образовался некий «правовой вакуум», связано это было с резким переходом на рыночную экономику и несостоятельностью законодательной системы государства, что вызвало потребность в заимствовании части правовых систем капиталистических стран ЕС.
Таким образом, можно заметить, что сближение корпоративного законодательства ЕС и России происходит путем рецепции правовых норм из более прогрессивного и высокоразвитого законодательства ЕС. Суханов Е. А. считает, что наше государство должно вернуться на традиционные пути законодательного развития, но опираясь на опыт передовых континентальных правопорядков, а не опыт англо-американского права [14].
Однако на данный момент, как я считаю, нельзя утверждать, что тенденция на сближение корпоративного законодательства ЕС и России будет происходить в том же темпе, что и год назад. Связано это со специальной военной операцией, проводимой в Украине, новыми пакетами санкций, а также политическим настроением ведущих стран и России в том числе.
В корпоративном праве последние несколько месяцев были приняты и принимаются, как правило, законы временного характера — на 2022 год. Так, Постановлением Правительства был принят закон, позволяющий не раскрывать корпоративной информации, что способствует некой защите участников корпоративных отношений от санкций недружественных стран [15]. По результатам дискуссии внутри компании и совета директоров, само общество должно понять, в какой степени может и должно скрыть информацию, для обеспечения защиты корпорации, либо самого участника. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 292-ФЗ ввел норму, в соответствии с которой совет директоров сохраняет полномочия даже в том случае, если число его членов стало меньше установленного законом, уставом или решением общего собрания, но минимальная численность все же установлена — три человека [16]. Связано это с частым наличием нерезидентов в совете директоров публичных обществ, которые после 24 февраля 2022 года стали выходить из него, а под страхом персональных санкций начали выходить и резиденты. Так создавалась угроза деятельности совета, который играет немало важную роль в деятельности акционерных обществ (далее — АО).
Предприняты временные меры, защищающие АО от злоупотребления миноритарных акционеров. Законодатель повысил порог владения голосующими акциями с 1 % до 5 %, которые дают право акционеру требовать от общества совершенные определенных действий: предоставить информацию в отношении совершенной сделки с заинтересованностью, согласие на которую не получено; обеспечить информацией, касающейся сделок, являющихся крупными или с заинтересованностью и иных документов. Обратиться в суд с иском: к члену правления или совета директоров, генеральному директору общества о возмещении убытков, причиненного обществу; о признании крупной сделки или совершенной с заинтересованностью — недействительной, могут также акционеры, владеющие не менее 5 % голосующих акций [17]. Указанные ограничения введены в целях минимизации немотивированных споров владельцев небольших пакетов акций, которые в данных реалиях могут оказать более негативное воздействие, чем при обычных условиях.
Помимо принятых, стоит рассмотреть и проектируемые нормативно правые акты. В архиве текущего созыва Государственной Думы можно заметить следующие законопроекты: № 1075125–7 «О предоставлении публичному акционерному обществу «Сбербанк России» отдельных полномочий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 956714–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части сокращения сроков процедуры увеличения уставных капиталов банков, действующих в форме акционерных обществ)», № 19912–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 1087689 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Одним из наиболее интересных кажется законопроект, которым предлагается внести изменения в статью 47 ФЗ «Об акционерных обществах» [18], в части введения нового способа проведения годовых общих собраний акционеров и внеочередных общих собраний акционеров — дистанционно, с помощью электронных и иных средств [19]. На данный момент возможно лишь два варианта проведения собраний: собрание (совместное присутствие акционеров) и без проведения заседания (заочное голосование). В случае принятия законопроекта, перечень расширится до трех вариантов. Массовый отток части населения в другие страны, связанный с объявлением частичной мобилизации, затруднил возможность присутствия акционеров на собрании, данный законопроект призван разрешить проблему.
В рамках сохранения и поддержки бизнеса индивидуальных предпринимателей, а также участников и учредителей обществ, законодатель принял ФЗ от 20.10.2022 № 404-ФЗ, в котором предоставил указанным субъектам, подлежащим мобилизации, пять рабочих дней для решениях организационных вопросов ведения бизнеса, а также снял запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через представителя, но только для лиц, мобилизованных с 21 сентября [20]. Установлен мораторий на проверки для мобилизованных индивидуальных предпринимателей: не назначаются новые выездные налоговые проверки, не будут проводиться мероприятия налогового контроля, не будет налоговых блокировок счетов, не будут штрафовать за непредставление деклараций и расчетов по страховым взносам [21]. Такие изменения гарантируют защиту публичного интереса, показывают уровень заинтересованности государства в поддержании любого бизнеса, так как каждый субъект корпоративного права, так или иначе, воздействует на экономическую составляющую страны и благосостояние населения и наоборот.
Анализируя все вышеизложенное, следует отметить, что в последнее время российское корпоративное законодательство было подвергнуто значительным изменениям и доработкам. Можно выделить следующие тенденции развития корпоративного права на данный момент: 1) цифровизация корпоративного законодательства; 2) формирование корпорациями собственных экосистем; 3) облегчение ведения бизнеса корпорациям 4) Сближение корпоративного законодательства ЕС и России (пытаясь «защитить» резидентов, законодатель ограничивает возможность рецепции корпоративного права развитых стран); 4)формирование цифровых корпораций; 5) увеличение диспозитивных начал в регулировании корпоративных отношений. Полагаю, что воплощение в жизнь указанных тенденций позволит решить многие из существующих проблем развития корпоративного законодательства и усовершенствовать его. А пока что корпоративное право все еще на стадии своего формирования, но уже имеет четко структурированную сферу правового регулирования, находящуюся в развитии.
Литература:
- Предпринимательское право: современный взгляд: монография / МГУ имени М. В. Ломоносова / Е. А. Абросимова, В. К. Андреев, Е. Г. Афанасьев [и др.]; отв. ред. С. А. Карелина, П. Г. Лахно. — Москва: Юстицинформ, 2019. — 600 с.
- Шиткина И. С. Корпоративное право России: состояние и вектор развития// Вестник Московского университета. Серия 11. Право.2017.№ 4. С-18.
- См. Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»
- См. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июня 2015 г.).
- Чеховская С. А. Современное развитие корпоративного законодательства // Право. Журнал высшей экономики. — 2016. — № 2. — С.74–86.
- Калас О. В. Проблемы и тенденции развития корпоративного законодательства России / О. В. Калас, В. И. Карпухина // Наука через призму времени. — 2019. — № 12(33). — С. 108–110.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации: Фед. закон от 07 апр. 2020 г. № 115- ФЗ: принят Гос. Думой 1 апр. 2020 г.: одобрен Сов. Фед. 2 апр. 2020 г. [ред. от 31 июля 2020 г.] // Российская газета. — 2020. — № 78.
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 07.04.2020 N 115-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах» от 14.07.2022 N 292-ФЗ (последняя редакция)
- Колонтаевская, И. Ф. Правовое регулирование корпоративных отношений в условиях цифровизации / И. Ф. Колонтаевская // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9. — № 10–1. — С. 175–184.
- Карцхия А. А. Перспективные корпоративные модели и критерии развития в период постпандемии // Мониторинг правоприменения. — 2020. — №. 3. — С. 73–80
- Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний / И. С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 552 с.
- Кирсанов А. В. Реформа корпоративных моделей в России: доктринальные и законодательные особенности // Право в современном мире.2015.№ 1 (34). С. 22–27.
- Суханов Е. А. Очерк сравнительного корпоративного права//Проблемы развития частного права: Сборник статей к юбилею Владимира Саурсеевича Ема/ Отв. Ред. Е. А. Суханов, Н. В. Козлова. М., 2011
- Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 № 395 «Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году»
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах» от 14.07.2022 № 292-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и статью 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об акционерных обществах»
- П. 2 ст. 1 Законопроекта № 1059849–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты РФ»
- Федеральный закон от 20.10.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 20.10.2022 N 1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц»