Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 07.07.2023

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Синько, Е. В. Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. В. Синько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104767/ (дата обращения: 18.12.2024).



Рост количества детей с различными речевыми нарушениями является проблемой современного мира. Нарушения звукопроизношения встречаются и у нормотипичных детей, и у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Изучение физиологии речи началось сравнительно недавно, в конце 19 века. Оно связано с такими именами, как Поль Брок и Карл Верник. Именно они выдвинули положение о том, что моторная речь берет свое начало в мозговом полушарии [2].

Ученые разделили весь речевой аппарат на центральный и периферический. Центральный речевой аппарат регулирует весь процесс, а периферический — исполняет. Безусловно, они взаимосвязаны. Разберем каждый подробнее [6].

Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге, следовательно, он состоит из коры головного мозга, ядер ствола, проводящих путей, подкорковых узлов и непосредственно нервов, идущих к мышцам: артикуляторным, дыхательным и голосовым. Центральный речевой аппарат только регулирует процесс звукопроизношения, а исполнительной работой занимается периферический речевой аппарат.

Периферический речевой аппарат складывается из трех отделов: дыхательного, голосового и звукопроизводящего. Каждый отдел выполняет определенные функции и имеет определенное строение.

Многие ученые задумывались о том, как происходит возрастное развитие речи ребенка и взрослого. Так, Алексей Алексеевич Леонтьев выделил 4 этапа формирования речи [5]. Разберем каждый из них. Первый этап называется «Подготовительный», проходит он от начала жизни ребенка до наступления одного года. Самым первым проявлением голоса ребенка считается крик. Так, отсутствие крика может свидетельствовать о плохом физическом состоянии ребенка. В течение этого периода происходит становление всех базовых речевых механизмов. Первым из них является гуление, которое появляется в возрасте 2–3 месяцев. Такие ученые, как Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что в данный период дети могут произносить не только существующие звуки, но и те, которых нет в русском языке. Так, гуление является важным этапом в жизни ребенка. Ведь именно в это время происходит первоначальная тренировка артикуляционного аппарата.

При наступлении 5–7 месяцев гуление переходит в лепет. А. А. Леонтьев считал, что лепет является первым речевым проявлением. Именно поэтому лепет является одним из важнейших скачков в развитии ребенка. Характерной особенностью данного языкового явления является четкое оформление гласных и согласных звуков, а также предметная отнесенность. Например, видя бабушку, ребенок начинает говорить: «ба-ба».

Переломным моментом в подготовительном этапе считается возраст, который начинается с 11 месяцев. Здесь в речи ребенка начинают появляться первые простые слова. В этом возрасте дети стремительно осваивают новые слова за счет замещения словом целого класса объектов. Таким образом, первичное появление слов и рост их числа способствуют переходу ребенка на новый этап развития.

Второй этап называется «Преддошкольный». В этом возрасте происходят значительные изменения в умениях и навыках детей. В начале второго года у детей происходит прирост разговорного словаря посредством передачи, одним словом, нескольких лексических значений, а также за счет развития фонетической стороны языка. Здесь же дети учатся объединять слова в простые предложения, состоящие из двух-трех слов.

Третий этап является ведущим, ведь именно в этот период времени у ребенка складывается членораздельная речь. Данный этап называется «Дошкольный». Здесь происходят значительные изменения в речи, такие как бурное развитие словарного запаса, овладение грамматического строем языка, овладение навыком составления мини-рассказов и так далее. Также в этом возрасте происходит дифференциация гласных и согласных букв, твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

В дошкольный период происходит развитие речевой деятельности. Дети овладевают навыками ведения диалога и монолога, учат и рассказывают небольшие стихотворения, пересказывают сказки и мультфильмы, дают развернутые ответы на вопросы и тому подобное. Тем самым, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка уже полностью сформирована речь.

Последний период является «Школьным», протекает целых 10–11 лет, с 7 лет и до совершеннолетия. В связи с тем, что данный этап является заключительным, учащиеся досконально изучают школьную терминологию, учатся вести учебные монологи и диалоги, овладевают навыком правильного оформления своей речи.

Рассмотрев развитие речи у нормотипичных детей, изучим те нарушения речи, встречающиеся у детей с ЗПР.

Речь у детей с ЗПР отстает от возрастных норм: в раннем детстве наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), а на поздних этапах проявляется отставание в овладении речью. При ЗРР первые слова появляются у детей в возрасте 2–3 лет, а первые фразы появляются только к 4 годам.

Елена Валерьевна Мальцева в своей книге «Особенности нарушения речи у детей с ЗПР» выделяет три группы детей с ЗПР [4]:

  1. Дети с изолированным фонетическим дефектом. В данной группе у детей недоразвита речевая моторика и имеется несохранность артикуляторного аппарата. Дети произносят неправильно только одну группу звуков.
  2. Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Такие дети заменяют фонетически близкие звуки, что связанно с нарушением слуховой дифференциацией звуков. Неправильное звукопроизношение охватывает несколько групп.
  3. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей помимо фонетико-фонематических нарушений присутствуют нарушения в развитии лексико-грамматического строя.

Таким образом, речь у детей ЗПР характеризуется следующими особенностями: неправильное произношение тех или иных звуков, их замена, искажения и пропуски; скудность словарного запаса; трудности с формулировкой предложений и правильным построением грамматических структур; проблемы с пересказом изложенного и так далее.

Из вышеперечисленного, следует сделать вывод, что развитие речи у ребенка с ЗПР чрезвычайно важно. Ведь развитие речи позволяет детям устанавливать связь с окружающим миром и другими людьми, помогает участвовать в социальных взаимодействиях. Улучшение речевых навыков позволяет детям лучше понимать прочитанное и услышанное, развивать навыки чтения и письма. Развитие речи является неотъемлемой частью интегративного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПР. Это помогает им преодолеть свои трудности и активно участвовать в жизни общества.

Для помощи развитию речи у детей с ЗПР важно применять индивидуальный подход, учитывая их специфические потребности и возможности. Помощниками логопедов и дефектологов могут стать: речевые тренировки, логопедическая поддержка, адаптированные дидактические игры и упражнения. О последних поговорим более подробно.

По мнению А. К. Бондаренко, под дидактической игрой понимается сложное, многоплановое явление, которое является игровым методом обучения, а также формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью [1].

Запорожец А. В., оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей [3].

Вопросом реализации дидактических игр и упражнений в процессе обучения интересовалось много ученых: М. Монтессори, Е. И. Тихеева, С. А. Козлова, А. К. Бондаренко и другие.

Для комплексного развития речи у детей ЗПР необходимо развивать фонетико-фонематические умения и лексико-грамматическую сторону языка.

Чтобы развивать у детей способность к составлению предложений и составлению маленьких рассказов, можно использовать такие дидактические игры как:

— «Закончи предложение», где целью является научить детей дополнять предложения словами противоположными по смыслу;

— «Придумай предложение», где стоит цель развить речевую активность ребенка и быстроту его мышления;

— «Где начало рассказа?», где целью является научить правильно передавать логическую и временную последовательность рассказа с помощью серийных картинок;

— «Найди картинке место», где ребенку необходимо верно составить последовательность всех действий и в дальнейшем рассказать;

Для развития словарного запаса детей можно использовать такие диадические игры как:

«Скажи одним словом», где целью является научить ребенка определять и называть общее слово;

«Лишнее слово», где цель упражнения развить слуховое внимание детей, обогатить словарь и уточнить значение слова;

«Чудесный мешочек», где ребенок без зрительного контакта определяет предмет, а также описывает его свойства;

«Чего не стало?», где развивается зрительное внимание и обогащается словарь;

«Угадай по описанию», где развивается логическое мышление, представление о предметах и увеличивается словарь слов;

Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры являются эффективным средством развития речи у детей с задержкой психического развития. Они представляют собой игровую форму обучения, где в процессе игры дети активно участвуют, взаимодействуют с окружающей средой и получают новые знания и умения.

Важно помнить, что дидактические игры должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка с ЗПР. Игры должны быть интересными, разнообразными и позволять детям активно участвовать, коммуницировать и развивать психические функции.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. — М., 1991.
  2. Богомильская, М.Р., Орлова, О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Товарищество научных издательств, 2008. — 339 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. — Минск, 2007. — 144 с.
  4. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990, № 6
  5. Токарева, О. А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 104 с.
  6. Филачева, Т.Б., Челева, Н.А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. — М.: «Просвещение», 1989. — 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, игра, слово, центральный речевой аппарат, головной мозг, дидактическая игра, дошкольный период, периферический речевой аппарат, психическое развитие.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Задать вопрос