Рост количества детей с различными речевыми нарушениями является проблемой современного мира. Нарушения звукопроизношения встречаются и у нормотипичных детей, и у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Изучение физиологии речи началось сравнительно недавно, в конце 19 века. Оно связано с такими именами, как Поль Брок и Карл Верник. Именно они выдвинули положение о том, что моторная речь берет свое начало в мозговом полушарии [2].
Ученые разделили весь речевой аппарат на центральный и периферический. Центральный речевой аппарат регулирует весь процесс, а периферический — исполняет. Безусловно, они взаимосвязаны. Разберем каждый подробнее [6].
Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге, следовательно, он состоит из коры головного мозга, ядер ствола, проводящих путей, подкорковых узлов и непосредственно нервов, идущих к мышцам: артикуляторным, дыхательным и голосовым. Центральный речевой аппарат только регулирует процесс звукопроизношения, а исполнительной работой занимается периферический речевой аппарат.
Периферический речевой аппарат складывается из трех отделов: дыхательного, голосового и звукопроизводящего. Каждый отдел выполняет определенные функции и имеет определенное строение.
Многие ученые задумывались о том, как происходит возрастное развитие речи ребенка и взрослого. Так, Алексей Алексеевич Леонтьев выделил 4 этапа формирования речи [5]. Разберем каждый из них. Первый этап называется «Подготовительный», проходит он от начала жизни ребенка до наступления одного года. Самым первым проявлением голоса ребенка считается крик. Так, отсутствие крика может свидетельствовать о плохом физическом состоянии ребенка. В течение этого периода происходит становление всех базовых речевых механизмов. Первым из них является гуление, которое появляется в возрасте 2–3 месяцев. Такие ученые, как Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что в данный период дети могут произносить не только существующие звуки, но и те, которых нет в русском языке. Так, гуление является важным этапом в жизни ребенка. Ведь именно в это время происходит первоначальная тренировка артикуляционного аппарата.
При наступлении 5–7 месяцев гуление переходит в лепет. А. А. Леонтьев считал, что лепет является первым речевым проявлением. Именно поэтому лепет является одним из важнейших скачков в развитии ребенка. Характерной особенностью данного языкового явления является четкое оформление гласных и согласных звуков, а также предметная отнесенность. Например, видя бабушку, ребенок начинает говорить: «ба-ба».
Переломным моментом в подготовительном этапе считается возраст, который начинается с 11 месяцев. Здесь в речи ребенка начинают появляться первые простые слова. В этом возрасте дети стремительно осваивают новые слова за счет замещения словом целого класса объектов. Таким образом, первичное появление слов и рост их числа способствуют переходу ребенка на новый этап развития.
Второй этап называется «Преддошкольный». В этом возрасте происходят значительные изменения в умениях и навыках детей. В начале второго года у детей происходит прирост разговорного словаря посредством передачи, одним словом, нескольких лексических значений, а также за счет развития фонетической стороны языка. Здесь же дети учатся объединять слова в простые предложения, состоящие из двух-трех слов.
Третий этап является ведущим, ведь именно в этот период времени у ребенка складывается членораздельная речь. Данный этап называется «Дошкольный». Здесь происходят значительные изменения в речи, такие как бурное развитие словарного запаса, овладение грамматического строем языка, овладение навыком составления мини-рассказов и так далее. Также в этом возрасте происходит дифференциация гласных и согласных букв, твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
В дошкольный период происходит развитие речевой деятельности. Дети овладевают навыками ведения диалога и монолога, учат и рассказывают небольшие стихотворения, пересказывают сказки и мультфильмы, дают развернутые ответы на вопросы и тому подобное. Тем самым, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка уже полностью сформирована речь.
Последний период является «Школьным», протекает целых 10–11 лет, с 7 лет и до совершеннолетия. В связи с тем, что данный этап является заключительным, учащиеся досконально изучают школьную терминологию, учатся вести учебные монологи и диалоги, овладевают навыком правильного оформления своей речи.
Рассмотрев развитие речи у нормотипичных детей, изучим те нарушения речи, встречающиеся у детей с ЗПР.
Речь у детей с ЗПР отстает от возрастных норм: в раннем детстве наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), а на поздних этапах проявляется отставание в овладении речью. При ЗРР первые слова появляются у детей в возрасте 2–3 лет, а первые фразы появляются только к 4 годам.
Елена Валерьевна Мальцева в своей книге «Особенности нарушения речи у детей с ЗПР» выделяет три группы детей с ЗПР [4]:
- Дети с изолированным фонетическим дефектом. В данной группе у детей недоразвита речевая моторика и имеется несохранность артикуляторного аппарата. Дети произносят неправильно только одну группу звуков.
- Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Такие дети заменяют фонетически близкие звуки, что связанно с нарушением слуховой дифференциацией звуков. Неправильное звукопроизношение охватывает несколько групп.
- Дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей помимо фонетико-фонематических нарушений присутствуют нарушения в развитии лексико-грамматического строя.
Таким образом, речь у детей ЗПР характеризуется следующими особенностями: неправильное произношение тех или иных звуков, их замена, искажения и пропуски; скудность словарного запаса; трудности с формулировкой предложений и правильным построением грамматических структур; проблемы с пересказом изложенного и так далее.
Из вышеперечисленного, следует сделать вывод, что развитие речи у ребенка с ЗПР чрезвычайно важно. Ведь развитие речи позволяет детям устанавливать связь с окружающим миром и другими людьми, помогает участвовать в социальных взаимодействиях. Улучшение речевых навыков позволяет детям лучше понимать прочитанное и услышанное, развивать навыки чтения и письма. Развитие речи является неотъемлемой частью интегративного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПР. Это помогает им преодолеть свои трудности и активно участвовать в жизни общества.
Для помощи развитию речи у детей с ЗПР важно применять индивидуальный подход, учитывая их специфические потребности и возможности. Помощниками логопедов и дефектологов могут стать: речевые тренировки, логопедическая поддержка, адаптированные дидактические игры и упражнения. О последних поговорим более подробно.
По мнению А. К. Бондаренко, под дидактической игрой понимается сложное, многоплановое явление, которое является игровым методом обучения, а также формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью [1].
Запорожец А. В., оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей [3].
Вопросом реализации дидактических игр и упражнений в процессе обучения интересовалось много ученых: М. Монтессори, Е. И. Тихеева, С. А. Козлова, А. К. Бондаренко и другие.
Для комплексного развития речи у детей ЗПР необходимо развивать фонетико-фонематические умения и лексико-грамматическую сторону языка.
Чтобы развивать у детей способность к составлению предложений и составлению маленьких рассказов, можно использовать такие дидактические игры как:
— «Закончи предложение», где целью является научить детей дополнять предложения словами противоположными по смыслу;
— «Придумай предложение», где стоит цель развить речевую активность ребенка и быстроту его мышления;
— «Где начало рассказа?», где целью является научить правильно передавать логическую и временную последовательность рассказа с помощью серийных картинок;
— «Найди картинке место», где ребенку необходимо верно составить последовательность всех действий и в дальнейшем рассказать;
Для развития словарного запаса детей можно использовать такие диадические игры как:
— «Скажи одним словом», где целью является научить ребенка определять и называть общее слово;
— «Лишнее слово», где цель упражнения развить слуховое внимание детей, обогатить словарь и уточнить значение слова;
— «Чудесный мешочек», где ребенок без зрительного контакта определяет предмет, а также описывает его свойства;
— «Чего не стало?», где развивается зрительное внимание и обогащается словарь;
— «Угадай по описанию», где развивается логическое мышление, представление о предметах и увеличивается словарь слов;
Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры являются эффективным средством развития речи у детей с задержкой психического развития. Они представляют собой игровую форму обучения, где в процессе игры дети активно участвуют, взаимодействуют с окружающей средой и получают новые знания и умения.
Важно помнить, что дидактические игры должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка с ЗПР. Игры должны быть интересными, разнообразными и позволять детям активно участвовать, коммуницировать и развивать психические функции.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. — М., 1991.
- Богомильская, М.Р., Орлова, О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Товарищество научных издательств, 2008. — 339 с.
- Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. — Минск, 2007. — 144 с.
- Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990, № 6
- Токарева, О. А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 104 с.
- Филачева, Т.Б., Челева, Н.А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. — М.: «Просвещение», 1989. — 215 с.